рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Значение труда как социального фактора общества

Реализация мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2010 года.

Вместе с тем, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.

Рост производства в целом за год прогнозируется на уровне 1,9-2,7%, в том числе в обрабатывающих производствах 2,3-3%. Наибольший рост ожидается в машиностроительных отраслях, пищевой и легкой промышленности, в химическом производстве. После резкого снижения выпуска в инвестиционных отраслях (около 30% по итогам 2009 года) стагнация производства ожидается в промышленности строительных материалов, оживление – в машиностроении. В результате реализации мер по поддержке автопроизводителей рост выпуска транспортных средств по итогам 2010 года оценивается на уровне 8%.

В сельском хозяйстве сохранится тенденция роста производства продукции с темпом на уровне 2,7%. При предполагаемых темпах роста ВВП на уровне 3,1-4%, рост инвестиций оценивается в 2,4-2,9%. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиционной и кредитной активности. В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину ее спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике долгосрочных вложений финансовых средств.

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 годов предусматривают инвариантность развития.

Консервативный вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.

Умеренно-оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4-4,2%.

По оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).

Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.

Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011-2015 годы.

Политика Правительства Российской Федерации в 2010 году в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала. Для достижения целей и задач долгосрочного развития (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также среднесрочных задач развития (Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года) требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования. Данная задача может быть решена за 2-3 года (в период 2011-2013 годов), что позволит свести к минимуму экономические и социальные потери периода экономического кризиса 2009 года и приступить к реализации поставленной Правительством Российской Федерации комплексной задачи модернизации социально-экономической сферы России.

Начиная с 2013 года, предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую технологическую базу. Предполагается смещение структуры производства в пользу продукции с высокой долей инноваций, обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, существенное возрастание в структуре экономики производства товаров инвестиционного назначения, доли машиностроительного комплекса, химической промышленности при существенном снижении доли топливно-энергетического комплекса. Перспективы структурной перестройки промышленности будут обусловлены решением задач по модернизации технологий добычи и увеличению глубины переработки сырья, снижению энергоемкости и повышению экологичности производства. Ожидаются интенсивные процессы импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении.

Структурные сдвиги в экономике будут также характеризоваться увеличением доли услуг в структуре валового внутреннего продукта, обусловленным опережающей динамикой роста торговли, транспорта и связи. Наиболее существенно будет сокращаться доля сельского и лесного хозяйства, а доля рыболовства и рыбоводства будет оставаться достаточно стабильной. При этом данный процесс будет способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.

Вместе с тем, одним из сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:

· совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;

· развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы;

· развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

· создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

· совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

· развитие трудовой мобильности;

· создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

· развитие институтов рынка труда;

· развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.[37]

Со всеми данными мерами по улучшению состояния рынка труда в Российской Федерации согласен.


Заключение

В древние времена труд выражался только в физической форме. Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду – все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует себе на пользу.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов.

Трудовые отношения – это общественные отношения, основанные на двухстороннем соглашении, предметом которых является возмездное личное выполнение работником (физическим лицом) трудовых обязанностей (работы) в интересах и по поручению работодателя (физического или юридического лица) на условиях заключенного между ними трудового договора. Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции. Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Рассмотрев основные этапы развития труда, от примитивного его отражения к современному состоянию. Теоретические концепции Карла Маркса, Ленина, которые утверждали, что при социализме труд постепенно становится непосредственно общественным. Теорию основных принципов управления.

Подробно рассмотрено состояние рынка труда в Татарстане за 2010 год, данные которого сообщают, что с прибытие новых зарубежных предприятий, увеличило количество рабочих мест. А значит и уменьшился уровень безработных находящихся в трудоспособном возрасте.

Основные цели, задачи и приоритетные направления государственной политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011-2015 годы заключаются в:

• совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

• развитие трудовой мобильности;

• создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

• развитие институтов рынка труда;

• развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.


Список литературы

1.  Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. − Мн., 1997.

2.  http://laboureconomics.ru/glava1/p11 – [Электронный ресурс]

3.  Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. − М., 1989.

4.  Сущность и роль труда в обществе. // ТРУД РОССИИ.

5.  Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие. − К., 1990.

6.  Сероштан Н.А. Социология труда. – Х., 1990.

7.  «Статья 15» Трудового Кодекса Российской Федерации.

8.  http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический словарь/Рыночные отношения. − [Электронный ресурс].

9.  Варламова Т.П., Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.

10.  http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Охрана труда/Трудоспособность – [Электронный ресурс].

11.  http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Безопасность/Трудоспособность/ – [Электронный ресурс].

12.  http://www.hr-portal.ru/article/teoreticheskie-podkhody-k-issledovaniyu-problem-upravleniya – [Электронный ресурс].

13.  http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/530.htm – [Электронный ресурс].

14.  Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. − М., 1997.

15.  http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/535.htm – [Электронный ресурс].

16.  Полн. собр. соч., 5 изд., Т. 35. − С. 196.

17.  Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 19. − С. 19.

18.  Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

19.  Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. − М., 1986.

20.  Герчикова И.Н. Менеджмент. − М., 1995.

21.  Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. − М., 1993.

22.  Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. – М.: РАГС, 1997.

23.  Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. − М., 1994.

24.  Исанин П.А. К вопросу о классификации функций труда. // Харьковский национальный экономический университет. – 2004.

25.  Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. − Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.

26.  Исанин П.А. К вопросу о классификации функций труда. // Харьковский национальный экономический университет. – 2004.

27.  Павленков В.А. Рынок труда. − М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

28.  http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/192-rynok-truda-2010. – [Электронный ресурс]

29.  http://116dengi.ru/tech/24581.html – [Электронный ресурс]

30.  http://vkazani.net.ru/news/rynok_truda_tatarstana_pereizbytok_top_menedzherov_nekhvatka_bankirov/2010-12-10-19 – [Электронный ресурс]

31.  Рынок труда Татарстана: в 2011 году начнется война за таланты – Красные Челны // http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/137-rynok-truda-tatarstana

32.  minzdravsoc.ru – [Электронный ресурс]

33.  http://kremlin.ru/ – [Электронный ресурс]


[1] Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. – Мн., 1997.

[2] http://laboureconomics.ru/glava1/p11 - [Электронный ресурс]

[3] Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.

[4] http://revolution./sociology - [Электронный ресурс]

[5] Выдержка из статьи «Сущность и роль труда в обществе» // ТРУД РОССИИ.

[6] Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие. – К., 1990.

[7] Сероштан Н.А. Социология труда. – Х., 1990.

[8] «Статья 15» Трудового Кодекса Российской Федерации.

[9] http://revolution./sociology - [Электронный ресурс].

[10]http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический словарь/Рыночные отношения − [Электронный ресурс]

[11] Варламова Т.П., Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.

[12] http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Охрана труда/Трудоспособность - [Электронный ресурс]

[13] http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Безопасность/Трудоспособность/ - [Электронный ресурс]

[14] http://www.hr-portal.ru/article/teoreticheskie-podkhody-k-issledovaniyu-problem-upravleniya - [Электронный ресурс]

[15] http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/530.htm - [Электронный ресурс]

[16] Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. − М., 1997.

[17] http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/535.htm - [Электронный ресурс]

[18] Полн. собр. соч., 5 изд., Т. 35. − С. 196.

[19] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 19. − С. 19

[20] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ, 1999. − 407 с.

[21] Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. − М., 1986.

[22] Герчикова И.Н. Менеджмент. − М., 1995.

[23] Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. − М., 1993.

[24] Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. – М.: РАГС, 1997.

[25] Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. − М., 1994.

[26] Исанин П.А. К вопросу о классификации функций труда // Харьковский национальный экономический университет. – 2004.

[27] Имеются в виду множество экологических кризисов, постигших общество, вследствие нерационального использования природных богатств, а также большая зависимость современного общественного производства от ресурсов природы.

[28] Экономическая энциклопедия. Политическая экономия, в 4 т. Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.

[29] Исанин П.А. К вопросу о классификации функций труда. // Харьковский национальный экономический университет. – 2004.

[30] Павленков В.А. Рынок труда. − М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

[31] http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/192-rynok-truda-2010. − [Электронный ресурс]

[32] http://116dengi.ru/tech/24581.html - [Электронный ресурс]

[33]http://vkazani.net.ru/news/rynok_truda_tatarstana_pereizbytok_top_menedzherov_nekhvatka_bankirov/2010-12-10-19 - [Электронный ресурс]

[34] Выдержка из статьи «Рынок труда Татарстана: в 2011 году начнется война за таланты» - Красные Челны // http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/137-rynok-truda-tatarstana − [Электронный ресурс]

[35] minzdravsoc.ru – [Электронный ресурс]

[36] minzdravsoc.ru – [Электронный ресурс]

[37] http://kremlin.ru/ - [Электронный ресурс]


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.