Курсовая работа: Значение труда как социального фактора общества
Реализация мероприятий
региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов
Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и
снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем
самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме.
Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась
до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной
численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность
работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с
максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс.
человек к началу ноября 2010 года.
Вместе с тем,
положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и
увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с
падением в других.
Рост производства в
целом за год прогнозируется на уровне 1,9-2,7%, в том числе в обрабатывающих
производствах 2,3-3%. Наибольший рост ожидается в машиностроительных отраслях,
пищевой и легкой промышленности, в химическом производстве. После резкого
снижения выпуска в инвестиционных отраслях (около 30% по итогам 2009 года)
стагнация производства ожидается в промышленности строительных материалов,
оживление – в машиностроении. В результате реализации мер по поддержке
автопроизводителей рост выпуска транспортных средств по итогам 2010 года
оценивается на уровне 8%.
В сельском хозяйстве
сохранится тенденция роста производства продукции с темпом на уровне 2,7%. При
предполагаемых темпах роста ВВП на уровне 3,1-4%, рост инвестиций оценивается в
2,4-2,9%. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиционной
и кредитной активности. В экономике продолжают доминировать факторы,
обусловившие быстроту и глубину ее спада: зависимость от конъюнктуры мировых
цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность
российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и
отсутствие в экономике долгосрочных вложений финансовых средств.
Сценарные условия и
основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 годов
предусматривают инвариантность развития.
Консервативный вариант
предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста
потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного
сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда
на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в
среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от
численности экономически активного населения, уровень регистрируемой
безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%,
2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.
Умеренно-оптимистичный
вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее
полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности
бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и
модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах
предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий,
жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается
индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В
2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении
соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного
населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении
соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах
прогнозируется на уровне 3,4-4,2%.
По оценке
Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация
уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8%
соответственно.
В соответствии с
условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные
меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при
необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете
антикризисного резерва).
Обеспечение
устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере
занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи
адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики
на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими
государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам
снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем
диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.
Цели, задачи и
приоритетные направления государственной политики по развитию рынка труда и содействию
занятости населения на 2011-2015 годы.
Политика Правительства
Российской Федерации в 2010 году в большей степени была направлена на смягчение
последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение
безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала. Для
достижения целей и задач долгосрочного развития (Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года),
а также среднесрочных задач развития (Основные направления деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2012 года) требуется смещение
акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на
модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и
повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение
эффективности его функционирования. Данная задача может быть решена за 2-3 года
(в период 2011-2013 годов), что позволит свести к минимуму экономические и
социальные потери периода экономического кризиса 2009 года и приступить к
реализации поставленной Правительством Российской Федерации комплексной задачи
модернизации социально-экономической сферы России.
Начиная с 2013 года,
предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую
технологическую базу. Предполагается смещение структуры производства в пользу
продукции с высокой долей инноваций, обрабатывающей и высокотехнологичной
промышленности, существенное возрастание в структуре экономики производства
товаров инвестиционного назначения, доли машиностроительного комплекса,
химической промышленности при существенном снижении доли
топливно-энергетического комплекса. Перспективы структурной перестройки
промышленности будут обусловлены решением задач по модернизации технологий
добычи и увеличению глубины переработки сырья, снижению энергоемкости и
повышению экологичности производства. Ожидаются интенсивные процессы
импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и
автомобилестроении.
Структурные сдвиги в
экономике будут также характеризоваться увеличением доли услуг в структуре
валового внутреннего продукта, обусловленным опережающей динамикой роста
торговли, транспорта и связи. Наиболее существенно будет сокращаться доля
сельского и лесного хозяйства, а доля рыболовства и рыбоводства будет
оставаться достаточно стабильной. При этом данный процесс будет способствовать
соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и
видами экономической деятельности.
Вместе с тем, одним из
сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может
стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке
труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за
2011-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть
нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к
инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и
привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Достижение поставленной
цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться
посредством создания правовых, экономических и институциональных условий,
обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего
преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу,
обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую
мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в
свою очередь, предполагает:
· совершенствование
социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации
занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай
потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на
усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового
законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами
международного права;
· развитие
инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие
места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда,
снижение скрытой безработицы;
· развитие и
модернизацию всех уровней и форм профессионального образования,
ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного
рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда,
развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых
специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;
· создание
условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в
том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на
стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста,
инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования
механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма
стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к
трудовой деятельности;
· совершенствование
системы государственных гарантий защиты от безработицы;
· развитие
трудовой мобильности;
· создание условий
для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом
перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа
приоритетного использования национальных кадров;
· развитие
институтов рынка труда;
· развитие
частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и
содействия занятости населения.[37]
Со всеми данными мерами
по улучшению состояния рынка труда в Российской Федерации согласен.
Заключение
В древние времена труд
выражался только в физической форме. Человек, желая добыть себе пищу, построить
жилье или сшить одежду – все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных
воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют
ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует
себе на пользу.
Труд – это
целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных
материалов.
Трудовые отношения – это
общественные отношения, основанные на двухстороннем соглашении, предметом
которых является возмездное личное выполнение работником (физическим лицом)
трудовых обязанностей (работы) в интересах и по поручению работодателя
(физического или юридического лица) на условиях заключенного между ними
трудового договора. Рыночные отношения – экономические отношения,
складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями
товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в
условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости
хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции. Рынок труда –
совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и
использования работников в сфере общественного производства, обусловленная
многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов
субъектов производства.
Рассмотрев основные
этапы развития труда, от примитивного его отражения к современному состоянию. Теоретические
концепции Карла Маркса, Ленина, которые утверждали, что при социализме труд
постепенно становится непосредственно общественным. Теорию основных принципов управления.
Подробно рассмотрено
состояние рынка труда в Татарстане за 2010 год, данные которого сообщают,
что с прибытие новых зарубежных предприятий, увеличило количество рабочих мест.
А значит и уменьшился уровень безработных находящихся в трудоспособном
возрасте.
Основные цели, задачи и
приоритетные направления государственной политики по развитию рынка труда и
содействию занятости населения на 2011-2015 годы заключаются в:
• совершенствование
системы государственных гарантий защиты от безработицы;
• развитие трудовой
мобильности;
• создание условий для
интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом
перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа
приоритетного использования национальных кадров;
• развитие институтов
рынка труда;
• развитие
частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и
содействия занятости населения.
Список литературы
1. Дорин
А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. − Мн., 1997.
2. http://laboureconomics.ru/glava1/p11
– [Электронный ресурс]
3. Дикарева
А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. − М., 1989.
4. Сущность
и роль труда в обществе. // ТРУД РОССИИ.
5. Дворецкая
Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие. − К., 1990.
6. Сероштан
Н.А. Социология труда. – Х., 1990.
7. «Статья
15» Трудового Кодекса Российской Федерации.
8. http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический
словарь/Рыночные отношения. − [Электронный ресурс].
9. Варламова
Т.П., Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. Большая экономическая энциклопедия. –
М.: Эксмо, 2007.
10. http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Охрана
труда/Трудоспособность – [Электронный ресурс].
11. http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Безопасность/Трудоспособность/
– [Электронный ресурс].
12. http://www.hr-portal.ru/article/teoreticheskie-podkhody-k-issledovaniyu-problem-upravleniya
– [Электронный ресурс].
13. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/530.htm
– [Электронный ресурс].
14. Радаев
В.В. Экономическая социология: Курс лекций. − М., 1997.
15. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/535.htm
– [Электронный ресурс].
16. Полн.
собр. соч., 5 изд., Т. 35. − С. 196.
17. Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 19. − С. 19.
18. Адамчук
В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для
вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
19. Бобрышев
Д.Н. Основные категории теории управления. − М., 1986.
20. Герчикова
И.Н. Менеджмент. − М., 1995.
21. Валуев
С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. − М., 1993.
22. Граждан
В.Д. Деятельностная теория управления. – М.: РАГС, 1997.
23. Бурков
В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. −
М., 1994.
24. Исанин
П.А. К вопросу о классификации функций труда. // Харьковский национальный
экономический университет. – 2004.
25. Экономическая
энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. − Т. 4. – М.: Советская
энциклопедия, 1980. – 672 с.
26. Исанин
П.А. К вопросу о классификации функций труда. // Харьковский национальный
экономический университет. – 2004.
27. Павленков
В.А. Рынок труда. − М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
28. http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/192-rynok-truda-2010.
– [Электронный ресурс]
29. http://116dengi.ru/tech/24581.html
– [Электронный ресурс]
30. http://vkazani.net.ru/news/rynok_truda_tatarstana_pereizbytok_top_menedzherov_nekhvatka_bankirov/2010-12-10-19 – [Электронный ресурс]
31. Рынок
труда Татарстана: в 2011 году начнется война за таланты – Красные Челны // http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/137-rynok-truda-tatarstana
32. minzdravsoc.ru
– [Электронный ресурс]
33. http://kremlin.ru/
– [Электронный ресурс]
[1] Дорин А.В.
Экономическая социология: Учебное пособие. – Мн., 1997.
[2]
http://laboureconomics.ru/glava1/p11 - [Электронный ресурс]
[3] Дикарева А.А.,
Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.
[4]
http://revolution./sociology - [Электронный ресурс]
[5] Выдержка из статьи «Сущность и
роль труда в обществе» // ТРУД РОССИИ.
[6] Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П.
Социология труда: Учебное пособие. – К., 1990.
[7] Сероштан Н.А. Социология труда.
– Х., 1990.
[8] «Статья 15» Трудового Кодекса
Российской Федерации.
[9] http://revolution./sociology -
[Электронный ресурс].
[10]http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический
словарь/Рыночные отношения − [Электронный ресурс]
[11] Варламова Т.П.,
Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. Большая экономическая энциклопедия. – М.:
Эксмо, 2007.
[12]
http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Охрана труда/Трудоспособность -
[Электронный ресурс]
[13]
http://slovari.yandex.ru/Трудоспособность/Безопасность/Трудоспособность/ -
[Электронный ресурс]
[14]
http://www.hr-portal.ru/article/teoreticheskie-podkhody-k-issledovaniyu-problem-upravleniya
- [Электронный ресурс]
[15] http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/530.htm - [Электронный
ресурс]
[16] Радаев В.В.
Экономическая социология: Курс лекций. − М., 1997.
[17]
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/112/535.htm - [Электронный ресурс]
[18] Полн. собр.
соч., 5 изд., Т. 35. − С. 196.
[19] Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 19. − С. 19
[20] Адамчук В.В.,
Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. −
М.: ЮНИТИ, 1999. − 407 с.
[21] Бобрышев Д.Н. Основные
категории теории управления. − М., 1986.
[22] Герчикова И.Н.
Менеджмент. − М., 1995.
[23] Валуев С.А.,
Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. − М., 1993.
[24] Граждан В.Д. Деятельностная теория
управления. – М.: РАГС, 1997.
[25] Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и
методы управления организационными системами. − М., 1994.
[26] Исанин П.А. К
вопросу о классификации функций труда // Харьковский национальный экономический
университет. – 2004.
[27] Имеются в виду
множество экологических кризисов, постигших общество, вследствие
нерационального использования природных богатств, а также большая зависимость
современного общественного производства от ресурсов природы.
[28] Экономическая энциклопедия.
Политическая экономия, в 4 т. Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672
с.
[29] Исанин П.А. К вопросу о классификации
функций труда. // Харьковский национальный экономический университет. – 2004.
[30] Павленков В.А.
Рынок труда. − М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
[31] http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/192-rynok-truda-2010.
− [Электронный ресурс]
[32] http://116dengi.ru/tech/24581.html - [Электронный
ресурс]
[33]http://vkazani.net.ru/news/rynok_truda_tatarstana_pereizbytok_top_menedzherov_nekhvatka_bankirov/2010-12-10-19 - [Электронный ресурс]
[34]
Выдержка из статьи «Рынок труда Татарстана: в 2011 году начнется война за
таланты» - Красные Челны // http://www.chelnyred.ru/newd/novosti-v-tatarstane/137-rynok-truda-tatarstana
−
[Электронный ресурс]
[35] minzdravsoc.ru – [Электронный
ресурс]
[36] minzdravsoc.ru – [Электронный
ресурс]
[37] http://kremlin.ru/ - [Электронный
ресурс]
|