рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Значение труда как социального фактора общества

Первый принцип состоит в том, что экономика России в целом и экономика регионов рассматривается ими как определенная часть мирового геоэкономического и геополитического пространства, задающего ей общее направление и принципы развития, но требующая максимального учета национальных интересов и исторических особенностей развития.

Второй принцип – выбор эффективной модели управления регионом зависит от теоретического и практического признания преимуществ "европейской" или "азиатской" модели построения экономической теории как наиболее адекватной российским реалиям, а также от тех организационно-правовых форм, которые выбраны для коммерческой деятельности предприятий региона и его некоммерческих организаций.

Третий методологический принцип состоит в признании за управлением как специфическим видом хозяйственной деятельности функций обновления и отторжения.[25]

Функции труда

Труд выполняет ряд функций различного характера. В научной литературе не представлено классификации функций труда в то время, как их можно классифицировать таким образом, как это представлено в таблице 1 Классификация функций труда, ниже. Здесь произведена систематизация знаний о труде, накопленных современной экономической наукой.

Выделим следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции:

· труд как процесс по производству благ и услуг;

· труд, как материальное условие существования и развития общества;

· труд, как условие развития самого человека;

· трудовая деятельность как форма становления личности.

Согласно этим классификационным признакам и сгруппированы функции труда. Рассмотрим их более подробно.

Содержание труда, как научная категория, связано с взаимодействием человека с орудиями и предметами труда. Оно проходит в рамках своеобразного повторения трудовых циклов, в конце которых создается продукт труда. В рамках такого процесса реализуются следующие функции:

· логическая – целеполагание и формирование условий процесса;

· исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда;

· наблюдения – регистрация и контроль (в том числе технологического) процесса труда;

· регулирования – корректировка процесса.

Эти функции являются общими для трудового процесса и могут отличаться в рамках конкретных трудовых процессов различных работников.[26]

Соотношение этих функций в рамках процесса труда определяет его сложность, позволяет характеризовать труд как преимущественно умственный или преимущественно физический.

Труд, выступает условием существования и развития всего общества. Так как категория труда является центральной во всем общественном производстве. С его помощью преобразуется материал природы, создается «вторая природа», более приспособленная для удовлетворения потребностей человека.

На современном этапе развития общества[27] особенно актуальна экологическая функция труда. Теперь труд должен выполнять не только функцию преобразования материала природы, но и функцию, направленную на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. Реализовать такую функцию труда способно лишь высоко развитое общество, которое понимает такую функцию труда как естественную и неотделимую от функции создания новой потребительной стоимости.

Труд выступает также источником развития человека: в ходе труда человек развивается физически, приобретает и закрепляет новые знания и умения, у него формируются творческие способности. Развитие человека, как и всего общества, происходит на базе смены техники производства, средств труда, технологии и организации производства.

Кроме этого труд участвует в формировании личности. Он способствует социализации человека, его самовыражению, выполняет ряд гуманитарных функций, таких как, например, трудовая терапия. Именно последнее особенно актуально для современной трансформирующейся экономики Украины. Трудовая терапия позволяет преодолеть кризисные моменты как в развитии личности, так и в развитии всего общества.[28]


Табл. 1. − Классификация функций труда[29]

Функции труда как…

(I) …трудового процесса:

1. Логическая –целеполагание и формирование условий процесса

2. Исполнительская –приведение в движение орудий и средств труда

3. Наблюдения –регистрация и контроль процесса труда

4. Регулирования –корректировка процесса

(II) …условия воспроизводства общества:

1. Материальной основы –создание благосостояния, необходимого для воспроизводства общества

2. Общество-образующая –все социальные образования, общественные отношения сформированы на базе кооперации и разделения труда

3. Экологическая –сохранение, улучшение и восстановление окружающей среды, как условия существования труда и общества

4. Человеко-развивающая –в процессе труда происходит физическое развитие членов общества, рост его научного и умственного потенциала

(III) …условия развития человека:

1. Физическое развитие человека –физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела

2. Приобретение новых знаний и умений –происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом

3. Закрепление новых знаний, навыков и умений –как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым

4. Формирование творческих способностей –на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности

(IV) …формы становления личности:

1. Социализации –человек, будучи участником трудового процесса, вступает в трудовые отношения, которые во многом определяют общественную и социальную структуру, и место человека в ней

2. Самореализации –удовлетворение личных стремлений и желаний возможно только посредством труда в широком его понимании

3. Гуманитарная –труд играет адаптационную и жизнеутверждающую роль, утверждает позитивный смысл жизни и цели

4. Трудовой терапии –особенно актуальна в периоды нестабильного состояния общества (личности)


Раздел 2. Состояние и тенденции развития рынка труда в

Республике Татарстан

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.[30]

Состояние рынка труда Республики Татарстан

Для предоставления данных о состоянии рынка труда трудоспособного населения Республики Татарстан, было рассмотрено множество отчетов и статистических данных различных публикаций.

Двадцать тысяч безработных стали в прошлом году в Татарстане предпринимателями, открыв свое дело и получив субсидию в 60 тыс. рублей из центра занятости. 333 человека нашли работу в другой местности. А 12,4 тыс. человек не стали переезжать, а получили новую профессию благодаря опережающему обучению. Любителям статистики газета "БИЗНЕС Online" предлагает краткий отчет министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, озвученный вчера министром Айратом Шафигуллиным на итоговой коллегии.[31]

Численность занятого населения Республики Татарстан в 2010 году составила 2,07 млн. человек. Это на 269,8 тыс. человек больше, чем за 2009 год (1,8 млн. человек). В органы службы занятости обратилось по различным вопросам около полумиллиона человек. Это на треть меньше, чем в 2009 году. Трудоустроено на имеющиеся вакансии – порядка 150 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных составляет в настоящее время в республике 37,7 тыс. человек, или 1,9% от численности экономически активного населения. Пособие по безработице в течение 2010 года получали свыше 160 тыс. человек, им выплачено более 1,5 млрд. рублей.[32]

Центры занятости "ЗАБРАКОВАЛИ" 300 несостоявшихся предпринимателей. В 2010 году Татарстан на антикризисные меры на рынке труда выделил с учетом помощи из федерального центра 2,9 млрд. рублей. В 2010 году – почти 3,6 млрд. рублей.

На общественные и временные работы направлено 232 тыс. человек. Бизнес-планы по открытию собственного дела разработали свыше 20 тыс. безработных. Из них открыли ИП и получили субсидию 19,7 тыс. человек. Субсидия составляет 58,8 тыс. рублей.

12,4 тыс. работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения, прошли опережающее профессиональное обучение. Татарстан находится на первом месте среди регионов России по численности участников этой программы. Для сравнения – на втором месте Челябинская область с объемом обучения 6,5 тыс. человек. С учетом переподготовки и повышения квалификации безработных, органами службы занятости за счет федеральных средств было организовано профессиональное обучение почти 25 тыс. граждан республики. В другой местности трудоустроено 333 человека.[33]

Каждый третий безработный в Татарстане искал вакансию через службу занятости.

В Татарстане максимального значения регистрируемая безработица в этом году достигла к началу апреля, составив 68,4 тыс. человек. В абсолютном же выражении число безработных в 2010 году превысило численность 2009 года. По методологии Международной организации труда уровень безработицы за август-октябрь 2010 года составил по республике 5,4%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (6,7%) и Приволжскому федеральному округу (6,8%).

По словам Екатерины Савчук, руководителя отдела рекрутмента кадрового холдинга "АНКОР" в падении уровня безработицы очень важную роль сыграло развитие свободной экономической зоны "Алабуга". На это событие рынок отреагировал молниеносно, уже за 2010 год в регион пришли крупные российские и зарубежные компании, были запущены строительные и промышленные площадки. С приходом инвестиций в регионе появились и новые рабочие места.

По данным министерства труда, занятости и социальной защиты РТ каждый третий безработный по методологии МОТ (количество безработных по данной методологии определяется выборочными обследованиями) обращался в поисках работы в государственную службу занятости. Высокий уровень обращения говорит о популярности и востребованности услуг службы занятости, а также информированности населения о возможностях, предоставляемых этой службой. Свои плоды дала и реализация республиканской программы популяризации рабочих профессий. Так, доля лиц со средним полным общим образованием, поступивших на обучение по программам начального профессионального образования к численности выпускников 11 классов в 2008 году составила 25,7%, в 2009 году – 39% при плановых значениях 21,1% и 23% соответственно.

Исходя из данных кадрового холдинга "АНКОР" в этом году активнее всего делали запросы на подбор персонала компании, работающие в секторе товаров народного потребления, медицины и фармацевтики, информационных технологий. Самые востребованными специалистами были: специалисты в области продаж, в сфере информационных технологий, сотрудники инженерно-технических служб, маркетологи, ну и наименьшим спросом пользовались квалифицированные рабочие.[34]

На сегодняшний момент можно сказать, что состояние рынка труда трудоспособного населения Республики Татарстан находится в состоянии подъема. Решающую роль в этом сыграл факт приезда крупных компаний, открытие строительных и промышленных площадок, активного сотрудничества кадровых агентств, с государственными и не государственными предприятиями. Но, к сожалению, процент безработных остается все еще внушающим.

Раздел 3. Направление совершенствования рынка труда

труд социальный экономический рынок занятость

В данном разделе были рассмотрены Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы.

Основные направления действий на рынка труда Российской Федерации на 2011-2015 годы разработаны на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, ориентиров и приоритетов государственной социально-экономической политики, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011–2013 годах» 29 июня 2010 года, основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2009–2010 годах.[35]

Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития.

Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.

В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась ускорением роста большинства макроэкономических показателей. В годовом исчислении ВВП во II квартале 2010 года, по оценке Росстата, вырос на 5,2% против падения на 2,9% в IV квартале 2009 года, а за январь-июнь 2010 года ВВП увеличился на 4,2% к соответствующему периоду прошлого года.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

В период кризиса государственная политика в области содействия занятости осуществлялась в рамках постоянно действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.[36]

В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».

На осуществление социальной поддержки безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009–2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.

В дополнительных мероприятиях в 2009–2010 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест.

По сравнению с началом 2009 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза.

Принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе.

Реализация дополнительных мероприятий позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности – 2,2 млн. человек), в 2010 году (по оценке) – 1,98 млн. человек. При этом общая численность безработных к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года – 5,0 млн. человек или 6,6%).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.