Курсовая работа: Сущность, цель, задачи и организация финансового контроля в рыночной экономике
Текущий (Оперативный) контроль проводится в процессе совершения
хозяйственных и финансовых операций (например, в ходе выполнения финансовых
обязательств перед страной, получения, а затем использования денежных средств
для административно-хозяйственных расходов и т.д.). Опираясь на данные
оперативного и бухгалтерского учета, первичных документов, визуального
наблюдения и инвентаризации, текущий контроль регулирует быстро меняющиеся
хозяйственные ситуации, предупреждает потери и убытки (например, в результате
неправильного начисления новых налогов). Обычно текущий контроль, как и
предварительный, не имеет репрессивного характера.
Последующий контроль осуществляется после завершения
отчетного периода или финансового года в целом, в ходе которого проверяется
целесообразность расходования денежных средств, выполнение бизнес-планов и
хозяйственных смет (например, контроль исполнительного органа за исполнением
бюджета за первые 9 месяцев года – в этом случае определяется состояние
дисциплины финансов, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению).
Контроль традиционно представляет собой две взаимодействующие
подсистемы: объекты контроля и субъекты контроля. Т.е. контролируемая и
контролирующая подсистемы.
В современных условиях разделения властей в Российской
Федерации финансовый контроль можно подразделить на:
- внутренний (внутрихозяйственный), т.е. контроль, который
организован на уровне экономических единиц);
- ведомственный;
- независимый (аудиторский);
- общественный (гражданский);
- государственный (внешний);
- муниципальный.
Внутренний контроль проводится непосредственно
финансово-экономическими службами самих предприятий и организаций
(бухгалтерией, контрольно-ревизионным отделом и т д.). Объектом внутреннего
контроля выступает производственная и хозяйственная деятельность самого
предприятия и его структурных подразделений (филиалов, представительств,
отделов). Внутренний контроль проводится непосредственно в процессе
повседневной деятельности организации и осуществляется главным бухгалтером в
процессе визирования всех расчетных документов, на основании статьи №7 Закона о
бухгалтерском учете.
Ведомственный контроль осуществляется в первую очередь за
законностью, эффективностью и целесообразностью расходования государственных
финансовых ресурсов и реализуется в интересах государства специально
уполномоченными на то органами. Этот вид контроля могут осуществлять
контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств в отношении
подведомственных предприятий и учреждений (например, проверка предприятий
системы исполнения наказаний контрольным органом Минюста России). Объект
контроля – расходование бюджетных средств, выделенных соответствующему
ведомству в соответствии с бюджетной росписью, а также использование бюджетных
ссуд, субсидий и другой финансовой помощи.
Независимый (аудиторский) контроль заключается в независимой
проверке достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и
индивидуальных предпринимателей, осуществляемой негосударственными
организациями в порядке ведения своей предпринимательской деятельности.
Основные заказчики аудита коммерческие организации (банки, страховые компании,
фондовые биржи, инвестиционные фонды) и их крупные акционеры (собственники,
учредители). Государство также может выступать заказчиком аудиторского
контроля, которые привлекает независимые аудиторские фирмы для проверки
финансового состояния государственных предприятий, контроля эффективности
исполнения государственных программ и контрактов, а также использования
государственных средств на коммерческих предприятиях. Правовое регулирование
аудиторского контроля осуществляется в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. №119 – ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Общественный (гражданский) контроль осуществляется
неправительственными организациями, группами граждан и отдельными лицами
непосредственно. Объект поступления и расходование государственных и частных (в
том числе от международных организаций и иностранных физических лиц) денежных
средств на строго определенные нужды (например, средства, поступающие на утилизацию
радиоактивных веществ и материалов, или средства, выделяемые и собираемые на
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов).
ГФК является составной частью единого механизма
государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное
функционирование экономики и финансовой системы. В широком смысле ГФК – это
деятельность органов государственной власти и управления всех уровней,
установленная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению:
ошибок и злоупотреблений в управлении всеми денежными потоками и иными
материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности
организаций и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной и иной
собственности, наносящей прямой или косвенный финансовый и/или материальный
ущерб государству.
ГФК осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности,
то есть в процессе собирания, использования и распределения (перераспределения)
фондов денежных средств. Поэтому объектом финансового контроля выступает не
только бюджетный процесс и бюджетно-налоговая сфера, но также весь процесс
финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Именно этим и
определяется ведущая роль и значение государственного финансового контроля как
главного элемента государственного контроля и управления.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется органами
местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не
входят в систему органов государственной власти. Огромное значение для развития
местного самоуправления имеет Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По сферам финансовой деятельности финансовый контроль
подразделяется на:
- налоговый (проводится налоговыми и таможенными органами);
- бюджетный (осуществляется Федеральным Собранием РФ, Счетной
палатой РФ, Правительством РФ, Федеральным казначейством);
- валютный (осуществляется Правительством РФ, Банком России,
и агентами валютного контроля);
- банковский (проводится Банком России).
Бюджетный контроль – это система мероприятий по проверке
эффективности, законности и целесообразности действий по формированию,
использованию и распределению финансовых ресурсов, которые находятся в
распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.
Контроль является обязательным элементом процесса государственного управления,
способствующий успешной реализации задач, которые стоят перед бюджетной
системой государства. Бюджетный контроль обеспечивает:
- соблюдение действующих законодательств,
- правильное ведение бухгалтерского учета, составления
отчетности;
- эффективное и целевое использование средств
государственного бюджета и внебюджетных фондов;
– правильное составление бюджетов различных уровней и их
исполнения;
- правильность операций с бюджетными средствами на счетах в
банках и других кредитных учреждениях;
- выявления финансовых злоупотреблений и применение наказаний
к виновным лицам;
- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, компенсацию
последствий незаконных действий и др.
Налоговый контроль один из важнейших институтов налогового
законодательства и финансового контроля в целом. Он определяется как контроль
за правильной и своевременной уплатой установленных действующими
законодательными актами налогов и сборов. Цель налогового контроля – предупреждение
и выявление налоговых правонарушений (налоговых преступлений) и привлечение к
ответственности лиц, нарушившие налоговое законодательство. В Налоговом кодексе
Российской федерации понятие налогового контроля конкретно не сформулировано.
Валютный контроль – это деятельность государства, которая
обеспечивает валютное законодательство при осуществлении валютных операций и
регулирование порядка обладания иностранной валютой. Главной задачей этого
контроля является направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и другие расходы. Основные функции (направления) этого вида
контроля:
- определить соответствие валютных операций настоящему
законодательству и наличие нужных для них лицензий и разрешений;
- проверить выполнение обязательств резидентами перед
государством в иностранной валюте и ее продажи на внутреннем рынке страны;
- проверить действие и наличие платежей в иностранной валюте;
- проверить объективность и полноту учета и отчетность
валютной операции, операции не резидентов в валюте Российской Федерации и др.
Правовое регулирование валютного контроля на территории России обеспечивается
Законом о валютном регулировании.
Банковский контроль (надзор) – это такой вид надзора, который
осуществляется уполномоченными государством организациями за соблюдением
банками и другими кредитными организациями определенных правил организации и
функционирования банковской системы. Сущность банковского надзора – проверка
соответствия действий и решений кредитных организаций законам, которые
регулируют банковскую деятельность, и нормативные акты Банка России.
2. Государственный финансовый контроль в РФ
2.1 Система и структура органов государственного финансового
контроля
Система органов финансового контроля – это установленная
законодательством совокупность специально уполномоченных органов
государственной власти и управления всех уровней для выявления, предупреждения
и пресечения:
– ошибок и злоупотреблений в управлении денежными и иными
материальными ресурсами (капиталами) государства, а также используемыми и
отчуждаемыми нематериальными объектами собственности государства, которые
влекут прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб стране;
– несоблюдений финансово-хозяйственного и бюджетного
законодательства;
– недостатков в организации систем управления финансово –
хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или
частичным государственным участием или связанных с ними.
Российским законодательством функции контроля за
формированием, распределением и использованием бюджетных средств и средств
государственных внебюджетных фондов возложены на различные государственные
органы.
ГФК на федеральном уровне представляет собой совокупность
трех основных элементов:
– Президентский контроль;
– Парламентский контроль;
– Финансовый контроль органов исполнительной власти.
Президентский контроль соблюдения бюджетно-налоговой
дисциплины является главным элементом государственного управления, гарантом
единой финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на
основании Конституции РФ путем издания указов по бюджетным, финансовым и
налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения
от должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ
кандидатур для назначения на должность Председателя Банка России.
Непосредственный контроль исполнения указов и распоряжений
Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет специально образованная
структура в Администрации Президента Контрольное управление, которое наделено
широкими полномочиями для осуществления контроля на всей территории РФ от имени
и по поручению Президента РФ. Правовой статус Контрольного управления определен
Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».
Основными функциями Контрольного управления являются:
- контроль за исполнением органами исполнительной власти и
проверка, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами,
а также организация федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
- подготовка информации на основе проведенных проверок
Президенту РФ о предупреждении нарушений в совершенствовании деятельности
исполнительных органов.
Парламентский контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ
через специально созданные комитеты: в Государственной Думе РФ – Комитет по
бюджету и налогам; в Совете Федерации РФ – Комитет по бюджету, финансовому,
валютному и кредитному регулированию.
Важная роль в осуществлении парламентского контроля
принадлежит Счетной палате РФ, образующаяся Советом Федерации и Государственной
думой РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состав
и порядок деятельности данного органа парламентского контроля определяется
Федеральным законом «О Счетной плате Российской Федерации».
В число контрольных функций Счетной палаты РФ входят:
– осуществление и организация контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективного расходования государственных
средств и использования федеральной собственности: оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов в других
нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и
средств федеральных внебюджетных фондов;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке Российской Федерации и других уполномоченных финансово-кредитных
учреждениях и др.
Счетная палата РФ осуществляющая контрольную деятельность,
имеет право проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в
оперативную проверяемых организаций. В ходе проведения проверок и ревизий,
достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности документального
подтверждения законности производственно–хозяйственной деятельности
определяется полнота и своевременность взаимных платежей проверяемого объекта и
федерального бюджета.
О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата
РФ информирует Совет Федерации РФ и Государственную думу РФ. В случае выявлений
нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, которая наносит
государству ущерб и требует пресечения, Счетная палата РФ вправе дать
администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.
Представительные органы местного самоуправления осуществляют
финансовый контроль в соответствии со статьей 265 БК РФ, Федеральным законом
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
и на основании уставов муниципальных образований.
Финансовый контроль органов исполнительной власти. В решении
финансово-правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со статьями 101,
114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «0 Правительстве Российской Федерации» наделено широкими
полномочиями. Оно должно контролировать процесс разработки и исполнения
федерального бюджета, осуществлять единую политику в области финансов;
принимать решения об отмене налогов или освобождении от их уплаты, выпускать
государственные займы; контролировать и регулировать финансовую деятельность
министерств и ведомств, осуществлять общее руководство подчиненными ему
органами финансового контроля.
Правительство РФ формирует систему органов государственного
финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их
функции, задачи и компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей
нормативно-правовой базой.
Основное место контроля со стороны исполнительных органов в
системе финансового занимает Минфин России. Его задачи в области организации и
проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении
Правительства РФ от 30 июня 2004 г №320 «0 Министерстве финансов Российской
Федерации». Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в
Российской Федерации и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин
России через свои структурные подразделения осуществляет координацию различных
направлений финансовой деятельности совместно с иными федеральными органами
исполнительной власти.
Минфин России контролирует исполнение федерального бюджета и
целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета предприятиям,
учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных)
внебюджетных фондов.
Ключевым, структурным органом, реализующим функцию
финансового контроля, является Федеральное казначейство. Этот орган образован в
соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном казначействе» для того, чтобы провести государственную бюджетную политики,
эффективное управление доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, повышение
оперативности в финансировании государственных программ, усилить контроль за
поступлением, экономным и целевым использованием государственных средств. В
настоящее время Федеральное казначейство является федеральной службой, находящейся
в ведении Минфина России.
Органы Федерального казначейства России призваны осуществлять
следующие задачи:
- реализация государственной бюджетной политики в части
исполнения государственного бюджета;
- управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства
в банках;
- регулирование финансовых отношений между федеральным
бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- прогнозирование объема государственных финансовых ресурсов;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии
государственных финансов;
- управление и обслуживание банками государственного
внутреннего и внешнего долга РФ.
Кроме рассмотренных выше органов контроля финансов, в
Российской Федерации действует ряд специальных органов финансового контроля,
сфера деятельности которых является отдельная область финансов (налогообложение
или банковская деятельность). В соответствии с Налоговым Кодексом Российской
Федерации контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных
законодательством, возложены на Федеральную налоговую службу и ее
территориальные органы.
Главная задача Федеральной налоговой службы – контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми физическими и
юридическими лицами, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой
внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды
государственных налогов и сборов, установленных законодательством Российской
Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Важная роль в осуществлении финансового контроля возложена на
Банк России. Правовой статус этого органа определен Законом о Банке России.
Основной задачей Банка России является организация финансового контроля за
осуществлением денежно кредитных отношений коммерческими банками и другими
кредитными учреждениями. Для решения этих задач Банк России вправе: принять
решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдавать лицензии
на осуществление кредитными организациями банковских операций; приостанавливать
их действие или отзывать их; осуществлять банковское регулирование и банковский
надзор.
К числу специализированных органов финансового контроля
относится Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба
наделена полномочиями по:
– организации контроля за правильностью определения
таможенной стоимости товара;
– обеспечению своевременного и полного внесения в
государственный бюджет России таможенных платежей;
– таможенному оформлению и таможенному контролю за товарами и
перемещаемыми через таможенную границу;
− обеспечению контроля за соблюдением режима зоны
таможенного контроля и осуществлению иных мер по охране таможенной границы;
– осуществлению валютного контроля в статусе органа валютного
контроля.
Особое место в системе специальных органов государственного
финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу,
которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим
функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма в координирующим деятельность в
этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Этот орган
государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность на
основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу
утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. №307. К числу основных задач Федеральной службы по финансовому мониторингу относят:
- сбор, обработка и анализ информации об операциях с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с
законодательством РФ;
- осуществление контроля и надзора за выполнением
юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской
Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма;
- создание единой информационной системы и ведение федеральной
базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма;
Страницы: 1, 2, 3
|