рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Сущность, цель, задачи и организация финансового контроля в рыночной экономике

Текущий (Оперативный) контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций (например, в ходе выполнения финансовых обязательств перед страной, получения, а затем использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.). Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, первичных документов, визуального наблюдения и инвентаризации, текущий контроль регулирует быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждает потери и убытки (например, в результате неправильного начисления новых налогов). Обычно текущий контроль, как и предварительный, не имеет репрессивного характера.

Последующий контроль осуществляется после завершения отчетного периода или финансового года в целом, в ходе которого проверяется целесообразность расходования денежных средств, выполнение бизнес-планов и хозяйственных смет (например, контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9 месяцев года – в этом случае определяется состояние дисциплины финансов, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению).

Контроль традиционно представляет собой две взаимодействующие подсистемы: объекты контроля и субъекты контроля. Т.е. контролируемая и контролирующая подсистемы.

В современных условиях разделения властей в Российской Федерации финансовый контроль можно подразделить на:

- внутренний (внутрихозяйственный), т.е. контроль, который организован на уровне экономических единиц);

- ведомственный;

- независимый (аудиторский);

- общественный (гражданский);

- государственный (внешний);

- муниципальный.

Внутренний контроль проводится непосредственно финансово-экономическими службами самих предприятий и организаций (бухгалтерией, контрольно-ревизионным отделом и т д.). Объектом внутреннего контроля выступает производственная и хозяйственная деятельность самого предприятия и его структурных подразделений (филиалов, представительств, отделов). Внутренний контроль проводится непосредственно в процессе повседневной деятельности организации и осуществляется главным бухгалтером в процессе визирования всех расчетных документов, на основании статьи №7 Закона о бухгалтерском учете.

Ведомственный контроль осуществляется в первую очередь за законностью, эффективностью и целесообразностью расходования государственных финансовых ресурсов и реализуется в интересах государства специально уполномоченными на то органами. Этот вид контроля могут осуществлять контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств в отношении подведомственных предприятий и учреждений (например, проверка предприятий системы исполнения наказаний контрольным органом Минюста России). Объект контроля – расходование бюджетных средств, выделенных соответствующему ведомству в соответствии с бюджетной росписью, а также использование бюджетных ссуд, субсидий и другой финансовой помощи.

Независимый (аудиторский) контроль заключается в независимой проверке достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой негосударственными организациями в порядке ведения своей предпринимательской деятельности. Основные заказчики аудита коммерческие организации (банки, страховые компании, фондовые биржи, инвестиционные фонды) и их крупные акционеры (собственники, учредители). Государство также может выступать заказчиком аудиторского контроля, которые привлекает независимые аудиторские фирмы для проверки финансового состояния государственных предприятий, контроля эффективности исполнения государственных программ и контрактов, а также использования государственных средств на коммерческих предприятиях. Правовое регулирование аудиторского контроля осуществляется в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. №119 – ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Общественный (гражданский) контроль осуществляется неправительственными организациями, группами граждан и отдельными лицами непосредственно. Объект поступления и расходование государственных и частных (в том числе от международных организаций и иностранных физических лиц) денежных средств на строго определенные нужды (например, средства, поступающие на утилизацию радиоактивных веществ и материалов, или средства, выделяемые и собираемые на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов).

ГФК является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. В широком смысле ГФК – это деятельность органов государственной власти и управления всех уровней, установленная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению: ошибок и злоупотреблений в управлении всеми денежными потоками и иными материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности организаций и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной и иной собственности, наносящей прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству.

ГФК осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, использования и распределения (перераспределения) фондов денежных средств. Поэтому объектом финансового контроля выступает не только бюджетный процесс и бюджетно-налоговая сфера, но также весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Именно этим и определяется ведущая роль и значение государственного финансового контроля как главного элемента государственного контроля и управления.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется органами местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Огромное значение для развития местного самоуправления имеет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на:

- налоговый (проводится налоговыми и таможенными органами);

- бюджетный (осуществляется Федеральным Собранием РФ, Счетной палатой РФ, Правительством РФ, Федеральным казначейством);

- валютный (осуществляется Правительством РФ, Банком России,

и агентами валютного контроля);

- банковский (проводится Банком России).

Бюджетный контроль – это система мероприятий по проверке эффективности, законности и целесообразности действий по формированию, использованию и распределению финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти. Контроль является обязательным элементом процесса государственного управления, способствующий успешной реализации задач, которые стоят перед бюджетной системой государства. Бюджетный контроль обеспечивает:

- соблюдение действующих законодательств,

- правильное ведение бухгалтерского учета, составления отчетности;

- эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

– правильное составление бюджетов различных уровней и их исполнения;

- правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

- выявления финансовых злоупотреблений и применение наказаний к виновным лицам;

- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, компенсацию последствий незаконных действий и др.

Налоговый контроль один из важнейших институтов налогового законодательства и финансового контроля в целом. Он определяется как контроль за правильной и своевременной уплатой установленных действующими законодательными актами налогов и сборов. Цель налогового контроля – предупреждение и выявление налоговых правонарушений (налоговых преступлений) и привлечение к ответственности лиц, нарушившие налоговое законодательство. В Налоговом кодексе Российской федерации понятие налогового контроля конкретно не сформулировано.

Валютный контроль – это деятельность государства, которая обеспечивает валютное законодательство при осуществлении валютных операций и регулирование порядка обладания иностранной валютой. Главной задачей этого контроля является направление валютных средств на обеспечение необходимых закупок по импорту и другие расходы. Основные функции (направления) этого вида контроля:

- определить соответствие валютных операций настоящему законодательству и наличие нужных для них лицензий и разрешений;

- проверить выполнение обязательств резидентами перед государством в иностранной валюте и ее продажи на внутреннем рынке страны;

- проверить действие и наличие платежей в иностранной валюте;

- проверить объективность и полноту учета и отчетность валютной операции, операции не резидентов в валюте Российской Федерации и др. Правовое регулирование валютного контроля на территории России обеспечивается Законом о валютном регулировании.

Банковский контроль (надзор) – это такой вид надзора, который осуществляется уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил организации и функционирования банковской системы. Сущность банковского надзора – проверка соответствия действий и решений кредитных организаций законам, которые регулируют банковскую деятельность, и нормативные акты Банка России.


2. Государственный финансовый контроль в РФ

2.1 Система и структура органов государственного финансового

контроля

Система органов финансового контроля – это установленная законодательством совокупность специально уполномоченных органов государственной власти и управления всех уровней для выявления, предупреждения и пресечения:

– ошибок и злоупотреблений в управлении денежными и иными материальными ресурсами (капиталами) государства, а также используемыми и отчуждаемыми нематериальными объектами собственности государства, которые влекут прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб стране;

– несоблюдений финансово-хозяйственного и бюджетного законодательства;

– недостатков в организации систем управления финансово – хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или связанных с ними.

Российским законодательством функции контроля за формированием, распределением и использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов возложены на различные государственные органы.

ГФК на федеральном уровне представляет собой совокупность трех основных элементов:

– Президентский контроль;

– Парламентский контроль;

– Финансовый контроль органов исполнительной власти.

Президентский контроль соблюдения бюджетно-налоговой дисциплины является главным элементом государственного управления, гарантом единой финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на основании Конституции РФ путем издания указов по бюджетным, финансовым и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ кандидатур для назначения на должность Председателя Банка России.

Непосредственный контроль исполнения указов и распоряжений Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет специально образованная структура в Администрации Президента Контрольное управление, которое наделено широкими полномочиями для осуществления контроля на всей территории РФ от имени и по поручению Президента РФ. Правовой статус Контрольного управления определен Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными функциями Контрольного управления являются:

- контроль за исполнением органами исполнительной власти и проверка, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организация федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;

- подготовка информации на основе проведенных проверок Президенту РФ о предупреждении нарушений в совершенствовании деятельности исполнительных органов.

Парламентский контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ через специально созданные комитеты: в Государственной Думе РФ – Комитет по бюджету и налогам; в Совете Федерации РФ – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Важная роль в осуществлении парламентского контроля принадлежит Счетной палате РФ, образующаяся Советом Федерации и Государственной думой РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности данного органа парламентского контроля определяется Федеральным законом «О Счетной плате Российской Федерации».

В число контрольных функций Счетной палаты РФ входят:

– осуществление и организация контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективного расходования государственных средств и использования федеральной собственности: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов в других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других уполномоченных финансово-кредитных учреждениях и др.

Счетная палата РФ осуществляющая контрольную деятельность, имеет право проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную проверяемых организаций. В ходе проведения проверок и ревизий, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности документального подтверждения законности производственно–хозяйственной деятельности определяется полнота и своевременность взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации РФ и Государственную думу РФ. В случае выявлений нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, которая наносит государству ущерб и требует пресечения, Счетная палата РФ вправе дать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со статьей 265 БК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль органов исполнительной власти. В решении финансово-правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «0 Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями. Оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществлять единую политику в области финансов; принимать решения об отмене налогов или освобождении от их уплаты, выпускать государственные займы; контролировать и регулировать финансовую деятельность министерств и ведомств, осуществлять общее руководство подчиненными ему органами финансового контроля.

Правительство РФ формирует систему органов государственного финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их функции, задачи и компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей нормативно-правовой базой.

Основное место контроля со стороны исполнительных органов в системе финансового занимает Минфин России. Его задачи в области организации и проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г №320 «0 Министерстве финансов Российской Федерации». Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в Российской Федерации и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин России через свои структурные подразделения осуществляет координацию различных направлений финансовой деятельности совместно с иными федеральными органами исполнительной власти.

Минфин России контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Ключевым, структурным органом, реализующим функцию финансового контроля, является Федеральное казначейство. Этот орган образован в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном казначействе» для того, чтобы провести государственную бюджетную политики, эффективное управление доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усилить контроль за поступлением, экономным и целевым использованием государственных средств. В настоящее время Федеральное казначейство является федеральной службой, находящейся в ведении Минфина России.

Органы Федерального казначейства России призваны осуществлять следующие задачи:

- реализация государственной бюджетной политики в части исполнения государственного бюджета;

- управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- прогнозирование объема государственных финансовых ресурсов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- управление и обслуживание банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Кроме рассмотренных выше органов контроля финансов, в Российской Федерации действует ряд специальных органов финансового контроля, сфера деятельности которых является отдельная область финансов (налогообложение или банковская деятельность). В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы.

Главная задача Федеральной налоговой службы – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми физическими и юридическими лицами, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды государственных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важная роль в осуществлении финансового контроля возложена на Банк России. Правовой статус этого органа определен Законом о Банке России. Основной задачей Банка России является организация финансового контроля за осуществлением денежно кредитных отношений коммерческими банками и другими кредитными учреждениями. Для решения этих задач Банк России вправе: принять решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдавать лицензии на осуществление кредитными организациями банковских операций; приостанавливать их действие или отзывать их; осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.

К числу специализированных органов финансового контроля относится Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по:

– организации контроля за правильностью определения таможенной стоимости товара;

– обеспечению своевременного и полного внесения в государственный бюджет России таможенных платежей;

– таможенному оформлению и таможенному контролю за товарами и перемещаемыми через таможенную границу;

− обеспечению контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля и осуществлению иных мер по охране таможенной границы;

– осуществлению валютного контроля в статусе органа валютного контроля.

Особое место в системе специальных органов государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Этот орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. №307. К числу основных задач Федеральной службы по финансовому мониторингу относят:

- сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ;

- осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.