Курсовая работа: Сущность, цель, задачи и организация финансового контроля в рыночной экономике
Курсовая работа: Сущность, цель, задачи и организация финансового контроля в рыночной экономике
Министерство образования Российской
Федерации
Московский Экономико-лингвистический
институт
Факультет Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Финансы
На тему: Сущность, цель, задачи и
организация финансового контроля в рыночной экономике
Выполнила:
Проверил: к.э.н., доцент Феоктистов
А.А.
Москва 2009
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Понятие, значение и роль финансового контроля в
современных экономических условиях
1.2 Формы и методы финансового контроля в РФ
1.3 Виды финансового контроля в Российской Федерации
2. Государственный финансовый контроль в РФ
2.1 Система и структура органов государственного финансового
контроля
2.2 Механизмы финансового контроля, применяемые в России
2.3 Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и
экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной
палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты
Глава 3. Основные направления совершенствования
государственного финансового контроля в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В России заметно возросло
значение финансового контроля в период перехода к рыночной экономике. Очень
велика роль налогов в системе рыночных отношений, которые являются главным
источником поступлений в доходную часть бюджета. Система налогов не может быть
развита без создания эффективной системы контроля за своевременной и полной
уплатой налогов в бюджет государства. Велика значимость общественного контроля
за использованием государственных средств. Становится более сложным система
бюджетного федерализма, она тоже требует создания нового механизма контроля за
использованием и распределением бюджетных ресурсов.
Экономические
преобразования вызывают необходимость создания принципиально новой системы
финансового контроля – действующей на единых принципах, целостной, охватывающей
все стороны экономики.
Такая система финансового
контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний,
который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обществом
обязанности, возложенные на нее, так и внешний, от исполнительной власти
которая не зависит, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и
структуры, которые подчинены ей ведут свою деятельность наиболее эффективно и
рационально в интересах своего общества.
Данная курсовая работа и
посвящена прежде всего изучению финансового контроля на примере российского
государства.
Целью работы является
углубление и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине
«Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности
государственного, найти пути их решения.
Задачи: Научная,
методологическая и информационная база работы.
1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Понятие, значение и роль финансового контроля в
современных экономических условиях
В условиях перехода экономики России к рыночным от
административно-командных механизмов и управления, финансово-экономическому
регулированию на рынке денежных и товарных потоков главное место занимает
система государственного финансового контроля, являющаяся одной из главных
преобразований процесса управления экономикой в целом, ее стабилизации и
развития. Функциональное назначение финансового контроля является успешной
реализацией политики государства, обеспечения эффективного использования его
ресурсов во всех сферах хозяйства, создания ряда условий для устойчивого
функционирования экономики страны и в первую очередь ее финансово-кредитной
сферы.
На основе положений Лимской декларации принципов контроля
финансов страны, контроль – это не самоцель, а основная часть системы
общегосударственного регулирования отношений в обществе.
Несмотря на многообразие существующих определений понятия
«финансовый контроль», в последнее время образовались некоторые общие подходы к
формулировке его главных положений, нашедшие отражение в трудах О.А. Ногиной:
- финансовый контроль осуществляется при образовании,
использовании и распределении денежных фондов государства и органов местного
самоуправления;
- финансовый контроль реализуется посредством деятельности
государства или иных органов, наделенных законом и соответствующими
контрольными полномочиями;
- финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения
эффективного, правильного, и экономного использования бюджетных, собственных и
заемных средств законности, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, охраны
собственности, увеличения доходных поступлений в бюджет.
Цель финансового контроля – выявление, устранение и
предотвращение ошибок финансово-хозяйственной деятельности, основанное на
принципах законности, эффективности, независимости непрерывности, гласности,
экономии расходования материальных ресурсов, а также на качественном улучшении
управления в хозяйствующем субъекте.
Принцип законности контроля предусматривает, что деятельность
органов финансового контроля должна строго соответствовать действующему
законодательству страны и быть направлена на охрану интересов общества и его
граждан. Законность финансового контроля для общества заключается в том, что
создаваемые документы – акты по результатам проверок, проводимых органами
контроля, имеют юридическое значение для всех органов государственной власти (в
том числе судебных), а также организаций и физических лиц. Для граждан принцип
законности в первую очередь состоит в недопущении какого бы то ни было
произвола в отношении их со стороны органов финансового контроля.
Принцип эффективности контроля проявляет в своевременности и
полноте выявления существующих отклонений в финансово-хозяйственной
деятельности субъектов контроля, причин и лиц, виновных в их совершении, а
также в исправлении отрицательных результатов и возмещения нанесенного
материального ущерба.
Принцип непрерывности означает, что все субъекты финансового
контроля подлежат периодическому и оперативному контролю сроки, установленные
исходя из свойств, условий и характера их деятельности. Таким образом
обеспечивается постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий,
принятие необходимых мер в случае выявления нарушений деятельности.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его
проведении проверяются соблюдение установленного правопорядка, экономическая
обоснованность и эффективность работы хозяйствующего субъекта. Исходя из этого,
задачи финансового контроля можно сформировать следующим образом:
- обеспечение соблюдения действующего законодательства в
части государственного регулирования финансово-хозяйственных процессов всеми
юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы;
- проверка выполнения органами государственной власти и
органами местного самоуправления функций по использованию, распределению и
аккумуляции финансовых ресурсов;
- проверка состояния и эффективности использования трудовых,
финансовых и материальных ресурсов предприятий в учреждений;
- контроль правильности ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности;
- выявление резервов роста финансовых ресурсов и их экономии;
- обеспечение поступления в доходную часть государственного
бюджета таможенные, налоговые и прочие платежи, обеспечивающие формирование
доходной части государственного бюджета;
- предупреждение, устранение и профилактика нарушений
финансовой дисциплины, компенсация последствий незаконных действий;
- создание эффективного механизма борьбы с противоправным
действиями и преступными посягательствами в финансово-экономической сфере и др.
В современных условиях хозяйствования финансовый контроль
должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного
производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие
научно-технического прогресса, повышенного качества и объемов выпускаемой
продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Он охватывает все сферы жизни
общества и нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и
эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и
природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов,
пресечение фактов бесхозяйственности и расточительства.
1.2 Формы и методы финансового контроля в РФ
финансовый контроль ревизия государственный
В настоящее время наука финансового права не выработала
общепринятого определения понятия форм финансового контроля.
В качестве форм финансового контроля должна выступать:
ревизия, проверка, надзор, финансовая экспертиза и экспертиза управленческих
документов. В основу подобного деления положены объем и глубина охвата
финансовым контролем различных сторон хозяйственной и финансовой деятельности
предприятий и организаций.
Ревизия – одна из наиболее эффективных форм финансового
контроля, направленная на обследование хозяйственно-финансовой деятельности
предприятий и организаций, в целях проверки ее правильности и законности. При
совершении ревизии все операции экономического субъекта проверяются с
использованием всех необходимых для этого методов и проверок на предприятиях,
связанных с проверяемым объектом финансовыми или другими отношениями. Это дает
техническую и практическую возможность не пропускать никаких мелочей, и не
пройти мимо операций, которые могут скрывать нарушения.
Задачами ревизии являются:
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
организаций;
- проверка законности операций, производственных организаций,
и соблюдение финансовой и сметной дисциплины;
- обеспечение сохранности активов, выявление случаев хищений
и незаконного расходования денежных и материальных ценностей;
- изучение состояния учета, достоверности документов по
оформлению отдельных операций, бухгалтерских записей;
- проверка правильности складского хозяйства и учета
материалов по местам их хранения и использования;
- изучение постановки налогового учета и расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами и др.
Исходя из вышеуказанного цель ревизии:
- обеспечить эффективный контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, учреждений, организаций;
- вскрыть недостатки в учете факты бесхозяйственности и
хищений, а также предупредить и устранить их.
Проверка осуществляется по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчетных, расходных и балансовых документов (например,
проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения
бухгалтерского учета и составления отчетности). Проверки, исходя из своего
содержания, подразделяются на комплексные и тематические, а также выделяют
счетные проверки отчетности.
Комплексная проверка представляет собой изучение всех
аспектов и участков деятельности организации как с экономической, так и с
юридической стороны.
Тематические проверки проводятся по кругу вопросов или по
одной теме для ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой и
хозяйственной деятельности при использовании различных приемов фактического и
документального контроля. Эти проверки используются для финансового контроля
хозяйственных операций, выполняемых организациями, например использование
материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечение сохранности
государственной собственности.
Счетная проверка отчетности в первую очередь направлена на
установление достоверности бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской
отчетности. Данные проверки обычно проводятся после сдачи соответствующей
бухгалтерской отчетности (обычно – один раз в год) подразделениями налоговых
органов, контролирующими платежи юридических лиц по налогу на прибыль. В
настоящее время в связи с образованием крупных коммерческих холдингов и трастов
роль подобных проверок повышается в связи с необходимостью получения
собственниками (учредителями) и органами управления достоверной исходной учетной
информации от производственных единиц и других подразделений для принятия
оперативных решений при составлении показателей сводной бухгалтерской
отчетности.
Надзор осуществляется за финансово-хозяйственной
деятельностью организаций, предприятий, учреждений и объединений и других
подразделений материального производства для объективной оценки эффективности
хозяйственной деятельности, установить достоверность, законность и
целесообразность финансовых и хозяйственных операций, выявление резервов повышения
эффективности производства, сохранность собственности и подъема доходов
государственного бюджета.
Финансовая экспертиза и экспертиза управленческих документов
– форма финансового контроля, включающая анализ и оценку различного рода
принимаемых решений в плане их финансово-экономических последствий для
деятельности организации, ее финансовой политики. Также финансовая экспертиза
может включать в себя подготовку аналитических материалов по отдельным
вопросам, касающимся определенных аспектов финансовой политики государства,
исполнения государственных программ, договоров и соглашений органов
государственной власти, международных договоров и т.п.
Система методов финансового контроля – это комплексное,
органически взаимосвязанное изучение достоверности, законности, экономической
эффективности и целесообразности операций и процессов, производимых
организацией на основе использования отчетной, учетной, нормативной и другой
информации с фактическим состоянием объектов контроля.
Исходя из этого под методом финансового контроля следует
понимать систему приемов, с помощью которых достигаются его цели.
Методы финансового контроля можно разделить на три группы:
- общенаучные методические приемы исследования объектов
контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия,
моделирование, абстрагирование);
- специфические (эмпирические) методические приемы
(инвентаризация, контрольные замеры работ, служебное расследование,
эксперимент, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ
обратного счета, логическая проверка);
- специфические экономические приемы смежных наук
(экономический анализ, экономико-математические методы, методы теории
вероятностей и статистические расчеты).
В литературе широко встречается и другая классификация
методов финансового контроля (по видам проверок).
Подобный подход предложенную классификацию дополняет.
Документальные методы контроля – это методы, с помощью
которых изучаются опосредованные источники получения информации о деятельности
контролируемого субъекта. Документальными методами являются: формальная
проверка документов, арифметическая проверка документов, нормативная проверка
документов, встречная проверка, проверка взаимосвязанных документов
(сопоставленные), контрольное сличение.
Формальная проверка определяется как метод, с помощью
которого устанавливается правильность и наличие заполнения необходимых
(показателей). При этом осуществляется визуальный осмотр документа (наличие на
нем наименования, даты, подписи) и проверяется соблюдение правил оформления и
составления документов. Таким образом, при осмотре документов выявляются следы
подчисток, подклейки, травления и других изменений цифровых и количественных
показателей.
Арифметическая проверка определяется как способ, который
позволяет произвести подсчет итоговых показателей в конкретном документе. Этот
метод включает как сложные приемы, так и простые, например: сложение,
вычитание, умножение, деление численных учетных показателей. Данная проверка
выявляет подлоги в первичных документах (завышение итогов в платежных ведомостях,
занижение сумм начисленных и удержанных налогов).
Нормативная проверка – это способ, позволяющий установить
правильность операций, отраженных в документах. Эксперт-бухгалтер должен
установить соответствие содержания исследуемых документов правилам, которые
содержатся в нормативных правовых актах, т.е. выявить незаконные по содержанию,
но правильные по форме документы (например, нормативная проверка документов
применялась в тех случаях, когда под сомнение ставилась обоснованность выплаты
наличных денег, передачи товарно-материальных ценностей и т.п.).
Сопоставление документов – способ, позволяющий осуществлять
контроль нескольких взаимосвязанных документов, связанных единством операции
(например, ведомость начисления заработной платы сравнивают с нарядом на
выполнение работы и с платежной ведомостью в кассе).
Встречная проверка – прием, позволяющий сопоставить отдельные
экземпляры одного и того же документа, находящегося в разных организациях, а
также документов, связанные между собой одной и той же операцией (накладная,
путевой лист). Используя этот метод проверки, можно выявить злоупотребления,
при которых по разному отражаются у сторон (неоприходование полученных от
поставщиков материальных ценностей, наличие бестоварных операций).
Контрольные сличение – один из наиболее эффективных способов
исследования, применяемых в торговле и потребительской кооперации. Товары в
розничной торговой сети, кроме ювелирных, комиссионных и антикварных магазинов,
учитываются только стоимостном выражении, поэтому такая система требует от
контролера глубокого анализа движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), что
может быть достигнуто контрольным сличением приходных и расходных документов
воспроизводящих их движение товаров за определенный период по каждому
наименованию), сорту и цене.
Фактическими методами финансового контроля являются
инвентаризация, проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в
первичных документах их качества, контрольный обмер.
Инвентаризация – один из элементов бухгалтерского учета. Одновременно
инвентаризация является методом фактического контроля за состоянием и наличием
имущества. Инвентаризация – фактическая проверка наличия объектов контроля в
натуре. В финансовом контроле инвентаризация применяется как основной
методический способ контроля сохранности ТМЦ и денежных средств, а также
расчетно-кредитных отношений в организации.
Проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в
первичных документах, их качества, контрольный обмер фактически выполненных
работ проводятся для сличения сведений о количестве и качестве, зафиксированных
в первичных документах бухгалтерского учета (накладных, нарядах, актах
выполненных работ), с фактическими количественными и качественными
характеристиками товаров, продукции и выполненных работ. Данные приемы
фактического контроля обычно применяются в процессе проверки и натуре
выполненных строительно-монтажных работ и их объемов по отчетным документам.
Подтверждение используется для получения информации о
реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах
дебиторской и кредиторской задолженности. Подтверждение получается в письменном
виде от третьей стороны.
Получение информации от третьих лиц может быть незаменимым
дополнительным источником сведений при возникновении сомнений по поводу
действительности документа или характера операции, в нем зафиксированной.
1.3 Виды финансового контроля в Российской Федерации
Специалисты в области финансового контроля приводят различные
классификации видов финансового контроля.
Так, С.О. Шохин выделяет две взаимодействующие, но
самостоятельные составляющие финансового контроля: государственный финансовый
контроль и негосударственный финансовый контроль (аудит).
О.Н. Горбунова и Е.Ю. Грачева добавляют к указанным видам
муниципальный контроль. По их мнению, "в зависимости от органов,
осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный
(общегосударственный и ведомственный), муниципальный, внутрифирменный
(внутрихозяйственный), аудиторский".
Н.И. Химичева дает более развернутую классификацию видов
финансового контроля в зависимости от субъектов контроля, среди которых
контроль:
а) представительных органов государственной власти и местного
самоуправления;
б) Президента РФ и аппарата Президента РФ;
в) финансово-кредитных органов;
г) исполнительных органов власти общей компетенции;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) аудиторский;
ж) общественный.
Анализ приведенных классификаций позволяет выработать единый
подход к определению видов финансового контроля с учетом следующих признаков:
- времени проведения;
- субъектов контроля;
- сфер финансовой деятельности в зависимости от специфики
объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля).
По времени проведения финансового контроля различают:
предварительный (превентивный), текущий, последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется за
производственной и финансово хозяйственной деятельностью субъектов контроля и
заключается в проверке обоснованности финансовых смет, размеров налоговых
отчислений в федеральный бюджет, фонда заработной платы, расчетно-кредитных
отношении с контрагентами, обоснованности капитальных вложений и т.п.
На предприятии или в организации предварительный контроль
должен осуществляться систематически и непрерывно.
Например, при подаче кредитной или кассовой заявки в банк
последний проверяет все поданные документы в 100% случаев или другой пример на
государственном уровне – обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год
парламентом.
Страницы: 1, 2, 3
|