рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Сущность лизинговых операций

Таким образом, розничный лизинг стал настоящим прорывом в финансировании Сбербанком России лизинговых компаний. Дальнейшее внедрение и усовершенствование данного продукта в подразделениях Сбербанка России позволит:

·  удовлетворять растущий спрос лизинговых компаний на финансирование розничных сделок;

·  уменьшить период рассмотрения и выдачи кредитных средств лизинговым компаниям;

·  уменьшить банковские риски за счет критериев, применяемые к участникам розничного лизинга;

·  увеличить объемы кредитования Сбербанком России лизинговых компаний как альтернативный канал продаж.

3.   Финансирование инвестиционных программ лизинговых компаний.

Данный вид кредитования лизинга является неким средним между проектным лизингом и розничным лизингом и сейчас проходит обкатку в Краснопресненском отделении № 1569 Сбербанка России ОАО.

Основное отличие данного вида кредитования лизинга от розницы заключается, прежде всего, в суммах кредитования каждой сделки. Действительно, учитывая ограничение по рознице 30 млн. рублей «в одни руки», по рознице можно работать только по недорогим предметам лизинга, в т.ч. автотранспорту, самоходным машинам и недорогому ликвидному оборудованию. Но существуют более ликвидные предметы лизинга, чем по рознице, но они более дорогие. Речь идет прежде всего о подвижном ж\д составе (вагоны, полувагоны и т.д.).

В момент написания диплома минимальная стоимость вагона (с НДС) превысила отметку 1,5 млн. рублей. В среднем минимальная партия вагонов, отпускаемая с завода-изготовителя, составляет 50 вагонов, т.е. 75 млн. рублей.

Поэтому, для ускорения рассмотрения вопроса о кредитовании подвижного ж\д состава была разработана уникальная форма кредитования, которая заключается в выделении долгосрочного лимита кредитования лизинговой компании, который соответствует потребностям лизинговой компании на определенный период исходя из имеющихся заявок от потенциальных лизингополучателей.

При этом потенциальный лизингополучатель должен соответствовать упрощенным критериям:

- лизингополучатель должен быть либо специализированным перевозчиком (предоставлять услуги по перевозке грузов), либо перевозчиком, относящимся \ зависимым к \ от владельца груза, либо компанией, специализирующейся на сдаче в аренду подвижного и тягового железнодорожного состава;

- лизингополучатель должен иметь положительные чистые активы на последнюю отчетную дату.

Также, необходимо построение модели движения потоков денежных средств как по лизинговой компании, так и по лизингополучателю, из которых должно следовать, что сделка эффективная и кассовые разрывы отсутствуют. Требования по поручительству к лизингополучателю могут отсутствовать, что означает ускорение сроков принятия решения начала финансирования.

Как видно, требования к лизингополучателям гораздо скромнее, чем при розничном лизинге. Это объясняется тем, что в настоящее время вагоны являются практически самым ликвидным предметом лизинга в России, что компенсирует практически все риски банка-кредитора.

Таким образом, при финансировании инвестиционной лизинговой программы по приобретению подвижного ж\д состава Сбербанк России ОАО имеет возможность быстро наращивать свой кредитный портфель без потери его качества.

2.5 Практика принятия решений о финансировании лизинговых операций в Сбербанке России ОАО

Рассмотрим более подробно основные направления финансирования лизинга в Сбербанке России на примере структурного подразделения – Краснопресненского отделения № 1569 Сбербанка России ОАО.

На момент написания диплома кредитный портфель отделения (далее – ОСБ) в части инвестиционного кредитования превысил отметку 4 млрд. рублей, из которых. 3,4 млрд. рублей составили кредитные операции финансирования лизинга. Прогноз на 01.01.2008г. – 5 млрд. рублей. Это самые крупные показатели инвестиционного кредитования среди отделений г. Москвы. При этом ОСБ делегированы полномочия по самостоятельному кредитованию групп взаимосвязанных заемщиков в объеме не более 350 млн. рублей. Кредитные заявки свыше данной суммы подлежат утверждению на Комитете по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России.

Внутри лизингового кредитного портфеля можно выделить 3 основные группы лизинга: проектный лизинг, розничный лизинг и лизинговые инвестиционные программы. Удельные веса данных групп в общем объеме представлены на Рисунке 3.2.

Справка.

На 01.01.2007г. кредитный портфель Сбербанка России в части финансирования лизинга составил всего 62,9 млрд. рублей, при этом на долю отделений г. Москвы приходилось 9% (5,7 млрд. рублей). Объем кредитования ЗАО «РГ Лизинг» на 01.01.2007 г. составил 15,0 млрд. рублей или 24% лизингового кредитного портфеля Банка.

Рисунок 3.2.

Необходимо отметить, что сотрудники Краснопресненского отделения приняли непосредственное участие, как в разработке, так и пробной эксплуатации продукта «розничный лизинг».

В первой половине 2007г. отделением было вынесено на Комитет по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка России два пилотных проекта с крупнейшими лизинговыми компаниями в сегменте розничных лизинговых операций («Каркаде» – 2 млрд. рублей, ООО «Стоун – XXI» - 1 млрд. рублей).

На основании практического опыта отделения, полученного при реализации данных проектов, а также с учетом пожеланий нескольких других подразделений Сбербанка России, реализующих аналогичные проекты с такими компаниями, как «Росагролизинг», «Элемент-лизинг», в июле 2007г. в Сбербанке России был утвержден Временный порядок по финансированию «розничного лизинга».

Презентация нового банковского продукта Сбербанка России «розничный лизинг» была проведена 29 августа 2007г. в МВЦ «Крокус Экспо» на Международной конференции «Коммерческий транспорт в России – 2007. Перспективы. Проблемы. Возможности.». Принимая во внимание лучшие показатели работы с лизинговыми компаниями, именно сотруднику Краснопресненского отделения (Малинину О.Ю.), была оказана честь ее проводить.

В настоящее время права по самостоятельному кредитованию лизинговых компаний, в рамках временного порядка делегированы 6-ти отделениям г. Москвы и нескольким территориальным банкам. В случае эффективной работы в 2007г. данному временному порядку будет присвоен статус регламента, и он будет внедрен во всех подразделениях Сбербанка России.

За 2007 год действия временного порядка Краснопресненским отделением было заключено 14 соглашений об открытии рамочных кредитных линий для финансирования операций розничного лизинга с общим лимитом 5,8 млрд. рублей.

Сделка проектного лизинга.

В качестве примера сделки проектного лизинга нами взята сделка по лизингу подвижного состава.

Краткая характеристика проекта.

Проект представляет собой сделку ООО «ТрансИнвестХолдинг» по покупке у ОАО «Алтайвагон» подвижного состава (350 полувагонов) для дальнейшей их передачи в лизинг ООО «Мечел-Транс». Целью проекта является увеличение парка подвижного состава ООО «Мечел-Транс».

Стоимость поставленных полувагонов составляет 421,2 млн. рублей (с НДС). Также были учтены расходы ООО «ТрансИнвестХолдинг» по транспортировке, хранению и нанесению номеров на подвижной состав на сумму 3,1 млн. рублей.

Таблица 2.18.

Структура рефинансирования

Стоимость проекта (тыс. рублей) 424 297,7 100 %
Кредит СБ РФ 340 000,0 80,0 %
Получ. лизинговые платежи 35 904,5 8,5 %
Собственные средства Заемщика 48 393,2 11,5 %

Краткая характеристика лизингодателя.

Лизинговая компания «ТрансИнвестХолдинг» была создана в 2001 году. Основным видом деятельности компании ООО «ТрансИнвестХолдинг» является предоставление услуг по финансовой аренде (лизингу) для российских организаций и предприятий. Общество является головной компанией группы компаний «ТрансИнвестХолдинг». С момента начала своей работы компания «ТрансИнвестХолдинг» предоставляет свои услуги широкому кругу предприятий, заинтересованных в лизинговом финансировании. В компании работает 18 человек. Главный офис компании находится в Москве.

По состоянию на 01.07.2007 года компанией заключено 84 договора лизинга на общую сумму более 3,3 млрд. рублей.

Лизинговый портфель ООО «ТрансИнвестХолдинг» на 01.07.2007 г. представлен следующими лизингополучателями:

Таблица 2.19.

Лизингополучатель Количество договоров Сумма оставшихся платежей (тыс. руб) Доля в портфеле
Мечел-Транс, ООО 1 623 944.23 36.2%
Дальневосточная генерирующая компания, ОАО 1 400 401.73 23.2%
Тобольск-Нефтехим, ООО 6 293 070.24 17.0%
Якутскэнерго, ОАО АК 12 188 676.79 11.0%
Прочие договора 64 217 386.13 12.6%
ИТОГО 84 1 723 479.12 100%

По состоянию на 01.07.2007 г. 87,38% лизингового портфеля ООО «ТрансИнвестХолдинг» составляют договоры с лизингополучателями, доля которых превышает 10% общего объема портфеля компании (ООО «Мечел-Транс», ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», ОАО «ЯкутскЭнерго», ООО «Тобольск-Нефтехим». Совокупный объем таких договоров составляет 1 506 млн. рублей.

Таблица 2.20.

Отрасль Кол-во Договоров лизинга Сумма оставшихся платежей Доля в портфеле, %
Энергетика 17 669 700,3 38.86 %
Железнодорожный транспорт 5 630 261,6 36.57 %
Нефтехимическая отрасль 9 339 298,6 19.69 %
Банковский сектор 35 24 782,5 1.44 %
Машиностроение 3 24 720,6 1.43 %
Авиация 1 17 802,0 1.03 %
Автомобильный транспорт 5 10 786,0 0.63 %
Строительство 9 6 127,6 0.36 %
Общий итог
84 1 723 479,2 100 %

Наибольший удельный вес в лизинговом портфеле занимает лизинг железнодорожной техники 36,57% общего лизингового портфеля и лизинг в области энергетики 38,86% от лизингового портфеля ООО «ТрансИвестХолдинг»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.