Курсовая работа: Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества
Проведем анализ. Ярко видно, что с каждым годом расходы
бюджета неумолимо растут. Это связано с повышением уровня затрат на содержание
объектов жилищно-коммунального и культурно- бытового назначения, на
благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы
практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жилье,
социально- культурные учреждения в муниципальную собственность, что приводит к
увеличению бюджетных расходов.[5, стр.60]
В 2004 г.расходы составили 2698,9 млрд.руб.. Низкий уровень
поступлений доходов в бюджет не позволил покрывать многие минимально
необходимые обязательства государства. При этом финансирование социальных
расходов несколько возросло с 304,7 млрд.руб. в 2003г. до 352,6 млрд.руб. в
2004 г. Можно сделать вывод о том, что Правительство РФ предприняло попытку
решить задачу по реструктурированию расходов федерального бюджета: уменьшить
долю расходов на национальную экономику и увеличить долю социальных расходов.
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство увеличились с
31,7 млрд.руб. в 2003 г. до 34,8 млрд.руб. в 2004 г..
Финансирование фундаментальных исследований и содействия
научно- техническому прогрессу направляется на работы по важнейшим
перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым
научно- техническим программам. Средства на эти цели выделяются Российской
академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и
другим организациям, занимающимся осуществлением научно- исследовательских и
опытно- конструкторских работ. В связи с недостатком бюджетных ассигнований,
произошел отказ от дорогостоящих объектов. Расходы на этот пункт составили 51,2
млрд.руб. в 2003 г., а в 2004 г.- 55,6 млрд.руб.
Также из бюджета осуществляется финансирование охраны
окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии
и геодезии. В 2004 г.- 12,6 млрд.руб., а в 2003 г.-11,4 млрд.руб..
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер
и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних
факторов: международной обстановки, протяженности и характера границ,
современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и
флота, экономических возможностей страны. Расходы на оборону увеличились с
355,7 млрд. руб. в 2003 г. до 430,0 млрд. руб. в 2004 г.. Кстати, это самые
большие расходы государства в 2004 г..
Расходы на управление включают в себя:
-содержание органов государственной власти. Это затраты Президента,
законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, финансовых
и налоговых служб и прочие на государственное управление;
-содержание федеральной судебной системы;
-содержание правоохранительных органов, органов прокуратуры,
таможенных органов, органов пограничной службы, противопожарной налоговой
полиции, государственной безопасности. Необходимо для обеспечения общественной
безопасности;
-проведение выборов и референдумов. Это затраты на выборы
депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение
референдумов;
-прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам бюджетных
расходов.
Исследуя эту статью, заметим, что расходы на государственное
управление увеличились и составили 80,7 млрд.руб. в 2004 г. против 66,7 млрд.руб.
в 2003 г.. А в 2000 г. расходы вообще были 25,0 млрд.руб.. Рост очевиден.
Расходы на обслуживание государственного и муниципального
долга значительно сократились. Еще в 2000 г. расходы составляли 257,8
млрд.руб., в 2001 г. -231,1 млрд.руб., в 2002 г.- 229,6 млрд.руб., в 2003 г. –
220,9 млрд.руб., а в 2004 г. -204,7 млрд.руб. Уменьшение расходов по
государственному долгу вызвано снижением внутреннего долга.
Надеюсь, эта хорошая тенденция продолжиться и дальше. Ведь
любой стране свой долг хочется свести к минимуму.
Расходы на международную деятельность растут стабильно, в
2004 г. составили 56,7 млрд.руб..
Расходы бюджетных фондов нестабильны. В 2000 г. они составили
97,7 млрд.руб., в 2001 г. резкий спад до 14,5 млрд. руб., в 2002г. расходы
растут до 15,1 млрд.руб., а в2004 г. они составили 14,1 млрд.руб..
Для стабилизации экономики надо было прежде всего бороться
против государственных корпораций, защищать бизнес и проводить реформы.
Пенсионную, здравоохранения, образования. В программе Грефа 2000 года все это
было прописано. И начинал Греф (бывший министр экономического развития и
торговли) как бульдозер, но со временем то ли ножи скосились, то ли препятствия
оказались слишком сильные. Не удались административная реформа и монетизация
льгот.
Нужно начать с того, чтобы облегчить условия для бизнеса, так
как сегодня экономика быстро развивается. Нужно установить правила, которые
урегулировали бы отношения между государством и бизнесом. Второе направление-
реформы. Россия должна процветать не только сегодня, но и через 40-50 лет. Мы
не можем до бесконечности откладывать реформу здравоохранения, образования и
пенсионной системы.
По здравоохранению необходимо увеличивать финансирование в
два раза, разобраться с финансированием отрасли в разных регионах, чтобы
человек, где бы он ни жил, на Дальнем Востоке или в сибирской деревне, получал
адекватную медицинскую помощь. Надо закреплять кадры в первичном звене,
ликвидировать дифференциацию зарплаты между участковыми и узкими специалистами.
Объем работы огромный.
Казалось бы, раз расходы увеличиваются, значит жизнь
становиться лучше. Ведь повышение расходов на заработную плату должно приводить
к повышению уровня жизни. Но в нашей стране повышай не повышай, жизнь лучше не
станет. Инфляция. Да и слишком велик промежуток между бедными и богатыми. Бюджет
в нашей стране построена принципах и законах, но выполняются ли они? В том ли
направлении идет реформа бюджета? Да, стоит задуматься.
В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному
Собранию РФ в 2007 году предусматривается направить:
- в специальный фонд для эффективной работы по реформированию
ЖКХ средства в объеме 250 миллиардов рублей;
- 300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития,
прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной
компании и других;
- 100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то
есть на благоустройство российских городов;
- 130 миллиардов рублей в управление специально создаваемой
Российской корпорации нанотехнологий.
Основными задачами бюджетной политики на 2007 год и
среднесрочную перспективу являются:
-усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве
инструмента стимулирования экономического роста;
-повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее
зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
-обеспечение профицита федерального бюджета в условиях
увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по
внешним обязательствам;
-повышение качества управления государственными активами и
пассивами, совершенствование управления государственным долгом[2,стр.5].
В принципе эти задачи были исполнены.
Особенность федерального бюджета на 2007 год является
превышение его доходов над расходами. Это происходит уже с 2000 года.
Профицитная политика позволяет обеспечивать проведение согласованных с денежно-
кредитной политикой мер по снижению инфляции и позволяет снизить долговое бремя
государства.
ГЛАВА 3. Основные принципы и
приоритеты бюджетной политики в 2008-2010 гг.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на
2008-2010 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010
годах.» Бюджетная политика на 2008 год и на период до 2010 года соответствует
долгосрочным целям социально- экономического развития страны: повышение
качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие
институтов гражданского общества, повышение конкурентоспособности экономики.[2,
стр.3]
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному
Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» бюджетная политика
направлена на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному
и экономическому развитию РФ при учете критериев эффективности и
результативности бюджетных расходов.
Основные цели бюджетной политики на 2008-2010 годы:
1)Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент
макроэкономического регулирования.
2)Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.
3)Удлинение горизонта бюджетного планирования.
4)Переход на современные принципы осуществления
государственных капитальных вложений.
5)Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к
повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных
расходов.
6)Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном
секторе.
Проект федерального бюджета на 2008-2010 годы рассчитывался
на основе прогноза основных показателей социально- экономического развития РФ и
параметров прогноза на период до 2010 года, которые предполагают сохранение
относительно благоприятных внешний условий и активизацию внутренних факторов
роста экономики.
Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета (в% к
ВВП)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
РАСХОДЫ ВСЕГО
|
16.3
|
15.9
|
17.8
|
18.8
|
18.8
|
18.1
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы (без учета % расходов) |
1.4 |
1.3 |
2.1 |
2.0 |
1.9 |
1.8 |
Процентные расходы |
1.0 |
0.6 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
Национальная оборона |
2.7 |
2.5 |
2.7 |
2.7 |
2.7 |
2.7 |
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность |
2.1 |
2.0 |
2.2 |
2.2 |
2.3 |
2.2 |
Национальная экономика |
1.2 |
1.3 |
1.6 |
2.1 |
2.0 |
1.2 |
Образование |
0.7 |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
0.8 |
0.8 |
Культура, кинематография и СМИ |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
Здравоохранение и спорт |
0.4 |
0.5 |
0.7 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
Социальная политика |
0.8 |
0.7 |
0.7 |
0.8 |
0.9 |
1.0 |
Межбюджетные трансферты(без учета трансфертов внебюджетным
фондам) |
2.3 |
2.2 |
2.6 |
2.6 |
2.3 |
2.0 |
Трансферты внебюджетным фондам |
3.5 |
3.4 |
3.5 |
3.9 |
3.8 |
4.1 |
Источник : Данные с сайта www.minfin.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|