Курсовая работа: Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования
В мировой практике имеет
место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно
отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип
презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства;
принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип
обложения чистых доходов налогоплательщика и др.[11]
2.1 Характеристика и анализ поступления основных
налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г.
Согласно Налоговому
кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные,
региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).
Федеральные
налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории
Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам
относятся:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на
доходы физических лиц;
- единый
социальный налог;
- налог на
прибыль организаций;
- налог на
добычу полезных ископаемых;
- водный
налог;
- сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
-
государственная пошлина.
Региональными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о
налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на
имущество организаций;
- налог на
игорный бизнес;
-
транспортный налог.
Местными
налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований о налогах и
обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц.
Специальные
налоговые режимы:
- система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система
налогообложения;
- система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные,
региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут
устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не
предусмотренные НК РФ.
По оперативным данным
Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в
январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4%
меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г.
поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и
сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8% см. табл. 1[12].
Таблица 1
Поступление
налогов, сборов и иных обязательных платежей
в
консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
млрд. рублей
Январь-август
2009г.
В % к
январю-августу 2008г.
консолиди-
рованный бюджет
в том числе
консолиди-
рованный бюджет
в том числе
феде-
ральный бюджет
консолиди-
рованные бюджеты субъектов
Российской Федерации
феде-
ральный бюджет
консолиди-
рованные бюджеты субъектов
Российской Федерации
Всего
4052,7
1572,5
2480,1
71,6
59,4
82,4
из них:
налог на прибыль организаций
833,6
134,2
699,4
45,6
24,6
54,5
налог на доходы физических лиц
1052,7
-
1052,7
99,4
-
99,4
налог на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
773,4
773,4
-
94,3
94,3
-
акцизы по подакцизным товарам
(продукции), производимым на территории Российской Федерации
212,5
52,0
160,5
103,4
64,4
128,7
налоги на имущество
408,2
-
408,2
116,1
-
116,1
налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
630,1
586,3
43,8
50,8
50,2
60,3
из них налог на добычу полезных
ископаемых
613,6
571,2
42,4
50,4
49,8
59,4
поступления в счет погашения
задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным
обязательным платежам
1,6
0,7
0,8
55,3
127,4
36,8
Основную часть налогов,
сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе
2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога
на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%,
налога на добычу полезных ископаемых - 15,1% см рис 2[13].
Рисунок 2.
Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ
В январе-августе 2009г. в
консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и
сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов),
региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0
млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1
млрд.рублей (2,9%).
Поступление налога на
прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в
январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд.рублей и сократилось по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%. В общей сумме поступлений
по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций,
зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по
соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с
доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и
составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций
составило 75,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на
41,9% см. табл. 2[14].
Таблица 2
Поступление
налога на прибыль организаций
Январь-август
2009г.
Справочно
январь-август 2008г.
консолидированный бюджет
в том числе
консолидированный бюджет
в том числе
млрд. рублей
в % к итогу
феде-
ральный бюджет
консоли-
дированные бюджеты субъектов
Российской Федерации
млрд. рублей
в % к итогу
феде-
ральный бюджет
консоли-
дированные бюджеты субъектов
Российской Федерации
Всего
833,6
100
134,2
699,4
1827,0
100
544,5
1282,5
из него:
зачисляемый в бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации по соответствующим ставкам
784,3
94,1
85,6
698,7
1766,9
96,7
487,9
1279,0
с доходов, полученных в виде
дивидендов
40,5
4,9
40,5
-
50,3
2,8
50,3
-
с доходов, полученных в виде
процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
7,9
0,9
7,9
-
5,5
0,3
5,5
-
В январе-августе 2009г. в
консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд.рублей налога на доходы
физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего
года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило
120,9 млрд.рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце см. табл.3[15].
Таблица 3
Поступление
налога на доходы физических лиц
Январь-август
2009г.
Справочно
январь-август 2008г.
млрд.
рублей
в % к
итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Всего
1052,7
100
1059,1
100
из них:
с доходов, полученных физическими
лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде
дивидендов от долевого участия в деятельности организаций
27,7
2,6
23,9
2,3
с доходов, полученных физическими
лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде
дивидендов от долевого участия в деятельности организаций
0,2
0,0
0,1
0,0
с доходов, облагаемых по налоговой
ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации
1014,0
96,3
1023,2
96,6
с доходов, полученных физическими
лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации
9,0
0,9
9,3
0,9
с доходов, полученных в виде
выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в
целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках,
в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных
(кредитных) средств