рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Системный анализ налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования

Цель УСН заключается в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Налогоплательщиками по применению УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в главе 26.2 НК РФ.

Налоговые ставки дифферинцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6 %, а доходы, уменьшенные на величину расходов, – по ставке 15 %.

Таким образом, формула расчета единого налога при объекте налогообложения дохода:

ЕН=Дх6 % (8)

где ЕН-сумма, рассчитываемого единого налога;

Д-доходы, признаваемые при УСН.

При объекте налогообложения доходы налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %. Тогда формула приобретает следующий вид:

ЕН=(Дх6 %) – Z (9)

где Z‑предельная сумма взносов в пенсионный фонд России и больничных.

Z=0,5х (Дх6 %) (10)

Формула расчета единого налога при объекте налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов выглядит:

ЕН=(Д-Р) х15 % (11)

где Р - расходы, принимаемые при упрощенной системе налогообложения.

Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше исчисленного минимального налога, то налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % от налоговой базы, которой являются доходы. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.


2.3 Вмененная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) введен практически во всех субъектах Российской Федерации. Причем в отличие от упрощенной системы на ЕНВД переходить в обязательном порядке, если тот вид деятельности, которым занимается предприниматель или организация, попадает под систему в виде ЕНВД.

Объектом налогообложения при применении системы налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является вмененный доход плательщика ЕНВД.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода по конкретному виду предпринимательской деятельности, исчисляемый за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующий данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2.

налог прибыль предприятие упрощенный

ВД=ФП*БД*К1*К2 (12)

где ВД – вмененный доход; ФП – физический показатель; К1 – коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год; К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя;

Базовая доходность и физические показатели каждому по виду предпринимательской деятельности определяется в соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода. Таким образом, ЕНВД можно определить по формуле:

ЕН=ВД*15 % (13)

ВД – величина вмененного дохода

ЕН – сумма единого налога

Если в течение налогового периода у организации и индивидуального предпринимателя произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. [17, с. 7–39]


3. Сущность, место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение.

Налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.

В соответствии с Законом от 27.12.1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы» в составе федеральных налогов был установлен подоходный налог (налог на прибыль с предприятий). Такое название налогу было дано, по всей вероятности, в связи с зарубежной практикой налогообложения, где действует подоходный налог с корпораций. Однако довольно быстро название налога было изменено и 27 декабря 1991 г. был утвержден Закон РФ № 2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который вступил в действие с 1 января 1992 г.

Методика исчисления налога на прибыль предприятий и организаций по прошествии ряда лет показала существенные просчеты. Сам налог постепенно утратил свою стимулирующую функцию, больше половины налогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличением выпуска продукции. Конечно, не следует забывать и о том, что большое количество предприятий было либо не в состоянии получить сам показатель прибыли в силу экономического положения, либо делало все возможное для сокрытия или минимизации законным путем положительного финансового результата.

Таким образом, порядок исчисления данного налога требовал пересмотра. Частично работа по совершенствованию налогообложения прибыли проводилась на протяжении 1990-х гг.; достаточно сказать, что в Закон № 2116–1 с 1991 по 2000 годы было внесено свыше двухсот поправок и дополнений. Данные изменения касались различных элементов налога.

Основные факторы, оказывающее влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 года, сгруппированы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджет после 2002 года.

Таблица 1 – Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 года

Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы

1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений; на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; по вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции; по перечислениям на благотворительные цели и т. д.

2. Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начисления.

1. Либерализация налоговых вычетов

1.1 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества и т. п.)

1.2 Новые правила образования резервов

1.3 Новые методы расчета амортизации

1.4 Принятие к вычету убытков по амортизируемому оборудованию и другому имуществу.

2. Снижение ставки налога.

3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет.

4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей.


Рассмотрим основные характеристики налога на прибыль. Налог на прибыль является федеральным налогом. Как и все федеральные налоги, он относится к общеобязательным налогам, то есть подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации (далее – РФ). Налог на прибыль был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий. Данный налог также является прямым, то есть взимается непосредственно с дохода налогоплательщика. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с реально полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым. Поскольку при взимании налога на прибыль его объект, предмет, база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной деятельности субъекта, данный налог можно отнести к активным налогам. Платежи по налогу на прибыль осуществляются с определенной регулярностью, следовательно, его можно считать периодическим. Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Классификация налога на прибыль

Классификационный признак Тип налога на прибыль

1.  По плательщикам

2.  По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов

3.  По порядку введения

4.  По целевой направленности

5.  По способу взимания

6.  В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты

7.  По периодичности

Налог, уплачиваемый юридическими лицами

Федеральный

Общеобязательный

Абстрактный

Личный прямой

Активный

Периодический


По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход результатов коммерческой деятельности налог на прибыль выступает основным предпринимательским налогом [9]. В качестве основных функций данного налога выделяют регулирующую и фискальную функции.

1. Регулирующая функция

Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [11].

2. Фискальная функция

В последнее время значение фискальной функции налога на прибыль вызывает разногласия между экономистами. Согласно статистическим данным налог на прибыль в развитых странах не является фискально-доминирующим. Несмотря на значительные ресурсы, затрачиваемые налоговыми органами и самими налогоплательщиками на его производство, то есть на процесс исчисления, уплаты и соответствующего контроля, налог на прибыль обеспечивает лишь малую долю совокупных налоговых поступлений. Так, в странах «большой семерки» корпорационный налог (налог на прибыль) традиционно обеспечивает менее 8 процентов налоговых поступлений, в то время как подоходный налог – почти 24 процента. Исключение составляет только Япония, где корпорационный налог уверенно обеспечивает около 15 процентов налоговых поступлений. Столь невыгодное соотношение между невысокими поступлениями и значительными издержками по администрированию заставляют многих западных специалистов усомниться в полезности данного налога [7].

В России же дебаты по поводу отмены налога на прибыль не приобрели сколько-нибудь заметного проявления. Главной причиной этому является существенно большая фискальная значимость данного налога (см. таблицу 3)

 

Таблица 3 – Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ

Доходы бюджета 2007 год 2008 год 2009 год

Всего поступило (млрд. руб.)

Из них:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ

5748,2

3000,7

2747,5

7360,2

3747,6

3612,6

8455,7

4078,7

4377

Налог на прибыль всего (млрд. руб.),

в том числе:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1670,5

509,9

1160,6

2172,2

641,3

1530,9

2513

761,1

1751,9

Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета всего (%),

в том числе:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ

29,1

17

42

29,5

17

42,4

29,7

19

40

В России роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на прибыль занимают третье место после налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (см. рисунок 1.2.). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Рисунок 1.2. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008 году


4. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций – один из самых сложных налогов, действующих сегодня в нашей стране. Поэтому его исчисление вызывает немало вопросов у налогоплательщиков. Большинство из них вызваны периодическими изменениями, которые вносятся в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ по мере развития налогового законодательства.

Налогоплательщики

В ст. 246 НК РФ перечислены плательщики налога на прибыль. Их можно разделить на две группы: российские организации и иностранные организации.

Согласно ст. 11 НК РФ российской организацией в целях налогообложения признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 246 НК РФ установлено, что плательщиками налога на прибыль являются все российские организации. Однако следует учитывать, что действующее законодательство содержит нормы, освобождающие от уплаты налога отдельные группы налогоплательщиков. Так, не являются плательщиками налога на прибыль следующие организации:

– перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ст. 346.26 НК РФ);

– применяющие упрощенную систему налогообложения (ст. 346.11 НК РФ);

– организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ст. 346.1 НК РФ);

– организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу (п. 9 ст. 274 НК РФ). Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке.

Объект налогообложения

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью российской организации является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Ст. 41 НК РФ определяет доход для целей налогообложения как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, если такую выгоду можно оценить. Доходы определяются по правилам, изложенным в ст. 249 – 251 НК РФ, и подразделяются на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходом от реализации считается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Выручка от реализации принимается для целей налогообложения в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов: кассового метода или метода начисления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.