рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Основные средства в бухгалтерском учете

Для того чтобы руководитель организации мог ориентироваться в информации, которую подготавливает главный бухгалтер и представляет ее в бухгалтерской отчетности, он должен владеть информационными аспектами трех из существующих отчетных форм и внутреннего локального нормативного документа – учетной политики, которая оказывает первоочередное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета и представление информации в бухгалтерской отчетности. Основы формирования и раскрытия учетной политики регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

Прежде всего, учетная политика предусматривает выбор способов ведения бухгалтерского учета. Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации. Содержание учетной политики организации оформляется специальным внутренним документом – приказом об учетной политики.

Организации, руководствуясь нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (согласно п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Следует иметь в виду, что в соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказам Минфина РФ от 09.12.1998г. № 60н, учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером). При этом согласно п.2 ст.7 Закона РФ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики.

Согласно п.3 ст.6 Закона РФ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации, а таковыми в соответствии с п.1 ст.6 указанного Закона выступает руководитель организации, который своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом, закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за содержание учетной политики. Именно подпись руководителя делает приказ об учетной политики организации руководством к действию.

Бухгалтерский учет имущества и обязательств ведется организацией в денежном измерении, непрерывно с момента начала осуществления деятельности методом двойной записи с использованием взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, как с применением средств электронно-вычислительной техники (специализированных бухгалтерских программ), так и вручную.

Очень часто предприятие при формировании своей учетной политики ограничивается тем фактом, что отражают в ней момент признания выручки в целях уплаты налога на добавленную стоимость. Однако такой момент предусматривается только учетной политикой, разрабатываемой в целях налогообложения. Как известно, бухгалтерский учет в организации ведется только по методу начисления, что является основополагающим принципом бухгалтерского учета во всем мире, т. е. для бухгалтерского учета значим не сам факт поступления или выбытия денежных средств, а факт приобретения или утраты права собственности на определенный актив. Поэтому следует учесть, что оплата налогов в понимании Налогового кодекса не должна зависеть от принципов бухгалтерского учета и изменять их.

Следующий важный момент учетной политики – определение правил оценки различных групп имущества.

Для основных средств и нематериальных активов – метод начисления амортизации.

Для материальных и товарных запасов – метод учета транспортных расходов при приеме актива к учету и метод оценки запасов при их выбытии (себестоимость каждой единицы, средняя себестоимость, ЛИФО, ФИФО). Следует учесть, что выбор метода оценки запасов может существенно влиять на финансовые показатели деятельности организации в целом. Так, в условиях инфляции и постоянного роста цен, применение метода ЛИФО (метод оценки материальных ценностей по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов) может значительно снизить прибыль от продаж при неизменном показателе выручки от реализации.

Особое внимание следует обратить на порядок формирования в бухгалтерском учете резервов и фондов специального назначения. К сожалению, многие бухгалтеры уделяют внимание этому аспекту только в связи с определением размера налогооблагаемой прибыли, забывая, что формирование прибыли в бухгалтерском учете более важно потому, что собственников бизнеса, прежде всего, интересует прибыль, определенная по данным бухгалтерского учета, поскольку только определенная таким образом прибыль может быть распределена на выплату дивидендов.

Для предприятий, объем деятельности которых напрямую связаны со значительными объемами финансовых вложений, следует предусматривать порядок оценки финансовых вложений.

Учетная политика в обязательном порядке должна предусматривать порядок оценки незавершенного производства (наиболее целесообразно для промышленных и строительных предприятий).

При наличии у предприятия нескольких видов деятельности следует предусмотреть порядок распределения общехозяйственных расходов.

В целях организации и придания учетному процессу достаточно эффективных контрольных функций в обязательном приложении к учетной политике должны быть утверждены рабочий план счетов бухгалтерского учета и график документооборота. Эти два документа позволяют в определенной степени решать вопросы саморегулирования учетного процесса и контролировать адекватность его результатов. При достаточном уровне разработки положения о документообороте – за каждый вид документов (их создание, подписание, обработку, передачу клиентам, исполнение и т. д.) будут отвечать конкретные должностные лица предприятия, что позволит эффективно контролировать как учетный процесс, так и работу сотрудников, отношения с контрагентами и ряд других аспектов.

Отсутствие графика документооборота, как правило, влечет за собой отсутствие четкого сознания работников за ответственное исполнение документов, несвоевременное их представление для отражения в учете, утерю и т. п. Очень часто в практике руководителя случаются такие моменты, когда он просил бухгалтера предоставить какой-либо определенный первичный документ бухгалтерского учета. В большинстве случаев начинаются продолжительный поиски этих документов, выяснения, кто был ответственным за его исполнение. В лучшем случае документ находится спустя продолжительное время, если находится вообще.

При выборе учетной политики организации руководителю необходимо предусмотреть еще и возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. Совмещение налогового и бухгалтерского учета возможно по следующим направлениям:

- по учету расходов на ремонт основных средств;

- по учету расходов НИОКР;

- по оценке остатков незавершенного производства;

- по оценке остатков готовой продукции;

- по оценке остатков отгруженных товаров;

- по способу группировки учета затрат;

- по созданию резерва по сомнительным долгам;

- по порядку начисления процентов по кредитам и займам.

Для совмещения налогового и бухгалтерского учета необходимо выявить хозяйственные операции, виды доходов и расходов, методы оценки имущества при списании, способы определения первоначальной стоимости имущества, которые могут совпадать в налоговом и бухгалтерском учете. И это только некоторые из многих факторов, которые предприятия должны отражать в своей учетной политике и которые помогут избежать многих неприятных моментов при общении с контролирующими органами.

Что же касается бухгалтерского баланса, то некоторые считают его не нужным, формальным приложением отчетности, составляемым лишь потому, что его требует представлять налоговая инспекция и органы статистики. На самом деле бухгалтерский баланс – это идеальный отчетный документ, несущий в себе огромный запас информации, необходимый анализ деятельности организации и принятия правильных управленческих решений. Нужно только правильно прочесть эту информацию:

- активы, представленные в бухгалтерском балансе, показывают, чем организация владеет (состав и стоимость) на отчетную дату;

- обязательства, представленные в балансе, показывают, сколько организация должна на отчетную дату;

- капитал, представленный в балансе, показывает, сколько организация стоит на отчетную дату.

Фактор «отчетная дата» для оценки показателей, представленных в балансе, имеет большое значение, поскольку баланс фиксирует финансовое положение организации на определенный момент времени. Одно остается неизменным: сумма активов баланса всегда должна равняться сумме его пассивов, т. е. сумма активов предприятия всегда соответствует размеру его капитала, плюс сумма его обязательств.

Согласно ст.14 Закона отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1января по 31 декабря включительно. При этом первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Месячная и квартальная отчетность являются промежуточной и составляются нарастающим итогом с начала отчетного периода (I квартал – с 1 января по 31 марта, полугодие – с 1января по 30 июня, девять месяцев – с 1 января по 30 сентября).

Еще один момент, на который руководитель должен обратить внимание: все показатели, отражаемые в бухгалтерском балансе, должны быть идентичны показателям остатков по счетам бухгалтерского учета на соответствующую дату. Подписывая баланс, руководитель имеет право затребовать у главного бухгалтера аналитику по счетам бухгалтерского учета и расшифровку к ней.

Следующей по значению после бухгалтерского баланса формой отчетности является отчет о прибылях и убытках. Это отчет представляется более интересным для непосвященных пользователей, поскольку представляет в динамичной форме определенные показатели финансовой деятельности организации.

Отчет о прибылях и убытках представляется в составе как годовой, так и промежуточной бухгалтерской отчетности всеми организациями, кроме общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Информация о финансовом результате деятельности организации требуется заинтересованным пользователям для того, чтобы оценить потенциальные изменения в экономических ресурсах. Финансовом результатом деятельности организации за отчетный период являются полученные в результате имеющихся в течение отчетного периода экономических ресурсов прибыль и убыток. В итоговой строке отчета представляется показатель чистой прибыли (чистого убытка). Отчет о прибылях и убытках также подписывается руководителем организации.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – основные формы бухгалтерской отчетности организации, представляющие информацию о финансовом положении организации на отчетную дату и финансовом результате деятельности организации за отчетный период. Для составления мнения заинтересованных пользователей об изменениях финансового состояния организации показателей этих форм недостаточно, в связи с чем, в состав годовой бухгалтерской отчетности организации включаются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств и пояснительная записка.

Отчет об изменениях капитала напрямую связан с разделом III бухгалтерского баланса и является детализацией статей этого раздела. В нем представлено изменение составляющих капитала организации от значения, представленного в балансе на начало отчетного года, до показателя на конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию о движении этих средств, обеспеченных организацией денежных потоков за отчетный период, т. е. в данном случае обобщаются все операции с денежными средствами. Отчет о движении денежных средств очень важен для менеджера, поскольку на основе представленных в нем показателей можно сделать вывод о способности организации обеспечить приток денежных средств, а также о потребности организации в денежной наличности и направлениях использования денежных средств.

Приложение к бухгалтерскому балансу содержит дополнительные сведения об изменениях активов и обязательств организации за отчетный период.

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности – важная отчетная форма. По требованиям законодательных актов бухгалтерская отчетность должна составляться таким образом, чтобы обеспечить понятность и прозрачность стороннему пользователю отраженных в ней показателей. Раскрытие существенной информации в бухгалтерской отчетности и содержит пояснительная записка. В пояснительной записке, как правило, раскрывается следующая информация:

1.  осуществляемые предприятием виды деятельности, структура основных доходов и расходов, обеспеченность предприятия основными средствами, способ их оценки и начисление амортизации, степень износа основных средств;

2.  состояние дебиторской и кредиторской задолженности, сумма сомнительной задолженности, сумма безнадежных к взысканию долгов, сумма дебиторской задолженности, списанной на финансовый результат в связи с истечением сроков исковой деятельности;

3.  порядок создания резервов и фондов специального назначения (т. е. создание которых допускается, но не регламентируется действующим законодательством), сведения о суммах созданных фондов;

4.  состояние и размер прибыли и убытков предприятия;

5.  способы ценообразования на предприятии, анализ по составу операционных и внереализационных расходов, оценка рассчитанного уровня чистых активов;

6.  об аффилированных лицах, о наличии у предприятия зависимых обществ и организаций, сведения об участии в уставном капитале независимых предприятий и организаций;

7.  анализ финансовых показателей (коэффициент текущей и долгосрочной ликвидности, ряд коэффициентов рентабельности и др.);

8.  прочая информация, которая оказала или способна оказать в будущем существенное влияние на показатели бухгалтерской отчетности предприятия или финансово-экономическое положение предприятия в целом.

Что же касается аудиторского заключения, то главная его цель – подтвердить правильность бухгалтерской отчетности. Ведь и собственникам, и кредиторам очень важно знать: можно ли доверять числам, с которыми их знакомит администрация предприятия. Таким образом, аудиторской заключение свидетельствует о том, насколько можно доверять информации, представленной в отчетности. Конечно, это еще далеко не гарантия правильности, но без этого свидетельства о достоверности отчетности говорить трудно. Поэтому мудрые менеджеры предпочитают не столько свой взгляд на дела предприятия, сколько взгляд опытного аудитора.

К тому же, если руководитель не имеет времени и возможности адекватно оценить достоверность предоставленной на подпись бухгалтерской отчетности, есть выход: обратиться к специалистам – профессиональным аудиторам. Та информация, которую можно получить по результатам независимой проверки, окажется неоспоримо полезной, способной помочь в решении многих проблем, стоящих перед руководством предприятия, сэкономит время руководителя и средства организации.


1.3  Данные бухгалтерской отчетности – помощь менеджеру в принятии управленческих решений

Каждое управленческое решение должно обеспечивать сохранение устойчивости предприятия, его хозяйственного механизма. Менеджер при принятии управленческого решения должен четко знать ответы на семь вопросов:

1.  Что надо учитывать?

2.  Для чего (почему) надо учитывать?

3.  Когда надо учитывать?

4.  На основе чего надо учитывать?

5.  В каких регистрах надо учитывать?

6.  На основе использования каких ресурсов можно организовать учет?

7.  Сколько стоит учет?

Кроме того, бухгалтерский учет может помочь менеджеру в решении двух очень важных задач:

- обеспечить постоянную платежеспособность предприятия;

- добиться экономического роста за счет поддержания стабильной (как минимум) рентабельности.

Обе эти задачи должны рассматриваться как взаимосвязанные с помощью элементов схемы принятия управленческих решений, которая включает цель, средства, вероятность при имеющихся средствах решить проблему (снять ее), время, необходимое для снятия проблемы, выработку решения, контроль исполнения, оценку практически реализованного решения и выявление новых возможностей, связанных с возникновением новых хозяйственных ситуаций.

Цель любого предприятия – это обеспечение равномерного поступления платежей и столь же равномерное погашение обязательств. Вот, что нужно менеджеру из данных бухгалтерского учета, чтобы решить эти задачи:

- постоянный анализ дебетовых и кредитовых записей по счетам денежных средств;

- учет движения денежных средств необходим для того, чтобы в любой момент всегда были минимальные необходимые средства для очередного и (или) экстренного платежа, чтобы остаток денег был минимальным, а все свободные деньги были вложены в активы, способные приносить в будущем прибыль (ценные бумаги, ходовые товары и т. д.).

Средства, необходимые для поддержания постоянной наличности, могут иметь четыре источника:

- превышение поступлений денежных средств над их оттоком, т. к. всегда следует рассматривать и контролировать дебетовые и кредитовые обороты по счетам денежных средств и тщательно анализировать записи за те дни, когда кредитовые обороты оказывались выше дебетовых;

- возможность получения кредита в виде денежных средств или же отсрочка погашения долгов;

- наличие высоколиквидных ценных бумаг;

- согласие кредитора получить платеж не денежными средствами, не ценными бумагами, а какими-то другими активами.

Потоки денежных средств – это только следствие более общих юридических отношений. И здесь необходимо обратить внимание на динамику дебиторской и кредиторской задолженности.

Поддержание дебиторского и кредиторского равенства и реального неравенства может быть осуществлено только по данным бухгалтерского учета, и отслеживание моментов возникновение задолженностей и моментов их погашения – основная работа главного бухгалтера. Руководитель организации, планируя свою работу, должен выбирать надежных покупателей и поставщиков, никогда не допуская, чтобы деловые отношения с каждым из них не превышали 30% от общего объема продаж или покупок. Это связано с тем, что и самый хороший покупатель может прекратить платежи и самый лучший поставщик может неожиданно подвести организацию или даже разориться.

Финансовое равновесие и устойчивый рост предприятия достигается за счет хозяйственного цикла, в основе которого лежит оборачиваемость ценностей. Глядя на регистры, которые ведет бухгалтер, менеджер должен рассматривать не только стоимостные показатели, которые в них представлены, но и уметь особенно по счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» представить их остатки (сальдо) в днях, что показывает, в течение какого периода данный объем ценностей будет присутствовать в организации. Отсюда и очень важное решение: какова должна быть периодичность возобновления этих запасов. Подобные решения могут приниматься только по данным аналитических счетов, открытых к названным счетам синтетического учета.

Часто интуитивное недоверие многих руководителей к данным бухгалтерского учета приводит к недооценке аналитического учета, столь необходимого для целей управления. В лучшем случае его используют для контроля деятельности подотчетных лиц, многие из которых подписали договор о материальной ответственности. Но весь смысл этой части бухгалтерской работы – обеспечение эффективного управления.

Инвентаризация во всех случаях важна не только как средство контроля, но и как средство управления запасами (товарами, материалами, готовой продукцией).

Если предприятие не ведет аналитического учета, то периодически он воспроизводиться в результате снятия натуральных остатков. Но не зависимо от того, ведет или не ведет предприятие такой учет, менеджер должен понимать, что только инвентаризация позволяет:

- выявит фактическое наличие ценностей (их недостаток или излишек);

- оценить существенность выявленных отклонений;

- понять, насколько залежавшиеся материальные ценности потеряли первоначальное качество, насколько товары могли выйти из моды и т. д.;

- решить вопрос об изменении цен (к примеру, об уценке залежавшихся товаров), о списании товаров, продать которые не предоставляется возможным и т. д.

Основное достоинство бухгалтерского учета – благодаря его данным можно определить рентабельность работы предприятия и тем самым оценить эффективность решений, принимаемых менеджером. Трудность связана с тем, что по данным бухгалтерского учета финансовые результаты определяются только по окончании отчетного периода в начале следующего отчетного периода. Это дает некоторым основание утверждать, что предприятие работает вслепую (это касается экономической эффективности). Только знающий менеджер понимает, что рентабельность фирмы колеблется и согласно закону больших чисел эти колебания не могут быть сколь угодно большими. Следовательно, всегда можно определить по предыдущим отчетным данным процент прибыли от реализации продукции (товаров). А поскольку по данным бухгалтерского учета всегда можно узнать объем продаж на каждый день, то и с относительно минимальным риском можно определить и уровень рентабельности предприятия на каждый день. Если на какой-либо период времени приходятся форс-мажорные обстоятельства, то естественно их надо принять во внимание. И только тот менеджер, который понимает это, может считаться руководителем предприятия на деле, а не по должности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.