3.1
Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
Структура
российского внешнего долга за последние годы претерпела существенное
положительное изменение. Данные анализа (табл. 3.1.)
показывают, что доля государственного долга резко сократилась — если на
долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения,
то в 2004 году эта доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки и
компании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годы
серьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с
2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот
же период возрос на 134 млрд. долларов[12].
Таблица
3.1 Структура внешнего долга России, 2000–2008 годы
2000
2004
2008
2000
2004
2008
млрд.
долл. США
%
Всего
160,0
213,5
480,5
100
100
100
Государство
128,6
105,5
32,8
80
49
7
Банки
9,0
32,3
166,3
6
15
35
Компании
22,4
75,7
281,4
14
35
59
Источник:
данные ЦБ РФ и Альфа-Банка.
Текущая
ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением
достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а
также переходом к применению методов активного управления долгом с целью
сокращения расходов на его обслуживание.
Кроме
того, в августе 2009 г Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским
клубом кредиторов на 23,7 млрд. долл., и таким образом, может считать себя
свободной от долгов бывшего Союза. При этом растут российские рейтинги, что
также является хорошим подспорьем при выходе на внешние рынки. В январе
Международное рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз рейтинга России на
«стабильный» с «негативного», подтвердив рейтинг на уровне «ВВВ». В декабре
тоже самое сделало агентство Standard & Poor`s.
Все
это на руку России, ведь, как известно со слов главы российского финансового
ведомства Алексея Кудрина, в 2010 году, несмотря на то, что текущий уровень цен
на «черное золото» способен снизить уровень бюджетного дефицита, РФ займет за
рубежом 17 млрд. долларов, что повысит долг РФ до 10 % ВВП.
Россия
«будет находиться в уверенной зоне заимствований» ближайшие 5-7 лет», - уточнил
министр. А высокие нефтяные цены – 70 долл. за баррель, лишь помогут
договариваться с кредиторами, отмечают аналитики.
«Россия
работает на имидж надежного заемщика, соглашается главный экономист УК
«Финансовый Менеджмент» Александр Осин. - На начало 2009 года государственный
долг России был, с точки зрения мировой практики, очень невысок: 35 млрд.
долларов в валюте и 40 млрд. долл. в рублях, что в сумме составляет 7 % ВВП».
Тем
не менее, погашение части внешнего государственного долга, вследствие его
размера, очевидно, не решает проблемы общего внешнего долга РФ, корпоративного
и государственного, размер которого составляет порядка 500 млрд. долл. или 30 %
от ВВП, отмечает он. Величина существенно превышает аналогичные показатели
стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), указывает А.Осин. К примеру, для
Индии и Бразилии этот показатель составлял по последним данным около 12 %[13].
Таблица 3.2 Относительные индикаторы изменения
государственного долга России[14]
Показатель
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Государственный долг (млрд.руб.),
в том числе:
4190,2
3944,8
3076,8
2435,3
2648,6
2717,9
- внутренний
682,0
778,5
875,4
1064,8
1301,2
1499,8
- внешний
3508,2
3166,3
2201,4
1370,5
1347,4
1218,1
Государственный долг (% к ВВП),
в том числе:
31,6
23,3
14,2
9,1
9,1
8,7
- внутренний
5,1
4,6
1,1
4,0
4,5
4,9
- внешний
26,5
18,7
10,1
5,1
4,6
3,8
Источник:
составлено автором.
При
сохранении доминировавшей в 2002-2009 гг. тенденции сокращения внешних займов
РФ рынок уже в ближайшие годы может начать переоценивать российские суверенные,
корпоративные инвестиционные риски, что упростит процесс притока в российскую
экономику инвестиций, прежде всего, прямых инвестиций.
«Для
России, с точки зрения перспективы ближайших лет, существует необходимость
законодательного ограничения внешних займов и нивелирования данных мер для
экономики за счет роста государственных инвестиций, увеличения объема
госгарантий, кредитных субсидий, - говорит А.Осин. - Существенно возрастает в
данном случае и актуальность проблемы сокращения инфляционного давления в
экономике России».
Для
того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком
тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению
долгом.
Это
могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих,
секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем
выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный
внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы
инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже
отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции,
которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что
значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными
государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске
государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение
также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при
изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает
возможности инфляции.
Введение
специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном
периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В
долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства,
сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых
поступлений в казну.
В
целом приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в целях
рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется
оправданным. Сложившиеся позитивные изменения на рынке государственных
внутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платежного баланса
позволили правительству РФ в 2005 г. планировать привлечение финансовых
ресурсов на внутреннем рынке заимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этом
погашение ранее размещенных государственных бумаг составит 122 млрд. руб.
Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований
в 2005 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентной
ставки на внутреннем кредитном рынке. Положительным фактом является то, что
данные заимствования носят среднесрочный и долгосрочный характер от 3 до 15
лет.