Курсовая работа: Государственный долг: содержание и основные формы
2.2
Обслуживание внутреннего государственного долга
Обслуживание
государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его
учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение
Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению
долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним
осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять
функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк
России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию
государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата
услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга
осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание
государственного долга.
Обслуживание
государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга
производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и
правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация
о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную
долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную
долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения
обязательства.
Информация,
внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче
органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ,
затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую
книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В
Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых
обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения
обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и
другая информация[8].
В
государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых
обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о
дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об
исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая
информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти
субъекта РФ.
Таблица
2.2 Внутренний долг Российской Федерации
Показатель |
По
состоянию на 01.12.10 (млн. руб.) |
Объем
государственного внутреннего долга Российской Федерации, в том числе: |
2
579 128,221 |
Государственные
гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
280
639,747 |
Государственный
внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных
бумагах (ОФЗ-ГСО) |
2
292 076,637 |
Источник:
данные Министерства Финансов РФ.
Долговые
обязательства различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Основные
государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ,
включают:
- государственные
краткосрочные облигации ГКО;
- государственные
долгосрочные облигации;
- облигации
государственного сберегательного займа;
- облигации
внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские
векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской
Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним
долгом государства.
Таблица
2.3 Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части
государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в
период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г. (млрд. руб.)
Виды
государственных ценных бумаг |
По
состоянию на 01.10.10 |
Изменение
госдолга с 01.10.10 по 31.10.10 |
По
состоянию на 01.11.10 |
ОФЗ-ПД |
1
053,068 |
+
84,906 |
1
137,974 |
ОФЗ-АД |
815,584 |
|
815,584 |
ГСО-ППС |
170,415 |
-
30,000 |
140,415 |
ГСО-ФПС |
132,000 |
|
132,000 |
Итого |
2
171,067 |
+
54,906 |
2
225,973 |
Источник:
данные Министерства Финансов РФ.
В первом полугодии 2010 г. продолжилось восстановление рынка
облигаций федеральных займов (ОФЗ). Наблюдался рост интереса участников рынка к
ОФЗ в условиях наличия значительных объемов ликвидных рублевых ресурсов и
стабилизации на большинстве сегментов российского финансового рынка. Объем
спроса на гособлигации на первичном и вторичном рынках превышал объем
предложения (за исключением апреля-мая).
Таким образом, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось умеренное
увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и незначительное сокращение
его дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемов
среднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечения
заимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций на
вторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильности
доходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидности
рынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполнения
федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда последующих лет
с учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источника
финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает
особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития
рынка ОФЗ[9].
2.3 Обслуживание внешнего государственного долга
Под
внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в
иностранной валюте.
Обслуживание
государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его
учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России
осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга
безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию
государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Управление
государственным внешним долгом осуществляется правительством РФ или
уполномоченным им Министерством финансов РФ.
В
состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1)
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации,
обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2)
объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и
обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым
иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные
гарантии Российской Федерации;
3)
объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации,
выраженным в иностранной валюте.
Государственные
внешние заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц,
иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым
возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта
погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Право
осуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных
гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних
кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо
уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Стратегия
управления государственным внешним долгом России – изменение долговой стратегии
и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга
функционировала в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотрении
данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в
области управления государственным долгом. В силу сложившихся обстоятельств в
наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно
обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов
урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных
современному состоянию и кредитным возможностям России.
Финансовый
механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности
путем его обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации,
акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемым для России могут
быть следующие варианты[10]:
- долг
в обмен на экспорт. Имеется к виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой
продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в
стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно,
сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а
также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие
значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная
промышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию,
соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в
целом.
- долг
в обмен на собственность. Этот вариант проводится в рамках программы
приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции
приватизируемых предприятии и привлечение стратегических инвесторов. В этом
случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии
со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен
осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций
(компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.
- долг
в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление
таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые
побудили бы их к инвестициям.
Разрешение
на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных
для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет
будущих доходов.
- выплата
процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот
вариант используется в мировой практике в следующих случаях. Выплаты
осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в
счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в
отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены
только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные
манипуляции с такого рода средствами и доходами могут осуществляться лишь по
истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).
- долг
в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке
внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и
имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции
такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по
купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и
устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у
агента купленные им долги.
- реструктуризация
долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в
современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых
обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя
других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с
установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением)
суммы основного долга.
Для
оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного
соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли
расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в
экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной
экономики[11].
Таблица
2.4 Динамика государственного внешнего долга России
Дата |
Сумма,
млрд. долл. США |
1991,
25 декабря |
95,0 |
1997,
31 декабря |
123,5 |
2000,
1 января |
158,7 |
2001,
1 января |
143,7 |
2002,
1 января |
133,5 |
2003,
1 января |
125,7 |
2004,
1 января |
121,7 |
2005,
1 января |
114,1 |
2006,
1 января |
76,5 |
2007,
1 января |
52,0 |
2008,
1 января |
44,9 |
2009,
1 января |
40,6 |
2010,
1 января |
37,6 |
Источник:
данные Федеральной службы государственной
статистики РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|