Курсовая работа: Финансовое планирование и прогнозирование
Система государственных прогнозов социально-экономического
развития включает:
1.
на долгосрочную
перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления
социально-экономического развития на 10 лет;
2.
среднесрочную
перспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;
3.
краткосрочную –
годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь [16, с.
544].
На современном этапе децентрализованное финансовое
планирование предполагает два направления – стратегическое и текущее.
Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и
темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации
стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять
стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического
прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив
научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость
составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые
планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не
содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию
финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые
планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на
главный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый план
позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности
инвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом [Колпина, 2].
Оперативные финансовые планы в форме платежных календарей
необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или
меньшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.
Характерными чертами в организации финансового планирования
предприятий за рубежом является обязательность разработки планов, определение в
текущих планах ответственных исполнителей по операциям, статьям, задачам,
последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, так
и перевыполнения в разрезе статей поступлений и выплат. Принцип плановости в
деятельности отечественных предприятий нуждается в укреплении. В практике можно
наблюдать отход от непрерывности финансового планирования и взаимоувязки
различных финансовых планов. Проведенное исследование состояния финансового
планирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленности
Республики Беларусь показало, что не все предприятия определяют финансовую
стратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию в
финансовом планировании. Единицы из них при разработке планов используют приемы
финансового менеджмента и многовариантные расчеты, компьютерные программы.
Однако в целом интерес предприятий к вопросам финансового планирования
возрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системы
финансовых планов. Поскольку разрабатываемые финансовые планы охватывают
различные горизонты планирования, у предприятий возникает потребность иметь
плановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видов
планов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения.
В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятия
разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:
1.
для получения
банковских кредитов и бюджетных ссуд;
2.
в случае
приватизации государственных предприятий;
3.
для обоснования
инвестиционных проектов;
4.
для обоснования
программы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса [9, с. 2].
В переходный период бизнес-план занимает центральное место в
системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочный
план. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то
наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком
случае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов
и поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой,
для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.
Форма годового финансового плана не изменилась. Как и ранее в
практике СССР, он имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из трех
разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств,
взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Для
обоснования статей финансового плана составляют сметы продаж, затрат на
производство и реализацию продукции, работ, услуг, план финансирования
капитальных вложений, расчет потребности в оборотных средствах, сметы
образования и расходования специальных фондов денежных средств и др.
Годовой финансовый план долгое время был основным финансовым
планом. Его приоритет поддерживался государством, которое посредством
финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность
поступления денежных средств и их расходованием.
В условиях перехода к рыночной экономике ответственность за
результаты деятельности лежит на самих предприятиях. Поскольку многовариантные
расчеты с использованием компьютерной техники являются для нашей практики
исключением, то ценность текущего финансового плана снижается. Кроме того, плановые
расчеты в условиях инфляции требуют постоянной корректировки, что на
большинстве предприятий не производится.
Кризисные явления в экономике выявили все недостатки
планирования вообще и финансового планирования в частности. Как показала
практика, в ряде случаев финансовое планирование на предприятии осуществляется
формально и ограничивается расчетом прибыли [2, с. 35]. Мировой финансовый
кризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельности
предприятия, что проявилось в остатках готовой продукции на складах, снижении
объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей
платежеспособности. В этих условиях возникает необходимость осуществления мер в
организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управления
выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью,
организации кредитования [1, с. 64].
Экономику нашей страны можно охарактеризовать как переходную.
Такие экономики, как правило, характеризуются общей нестабильностью макроэкономических
показателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции,
необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой модели
экономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой экономики
планирование вообще и финансовое планирование в частности затруднено и имеет
ряд особенностей:
1.
необходимость
проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-,
так и на микроуровнях;
2.
затрудненность
проведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозирования
макроэкономической ситуации;
3.
необходимость
учета инфляции при планировании.
В рамках децентрализованного планирования необходимо решить
следующие проблемы:
1.
необходимость
учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;
2.
необходимость
внедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов,
использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование
многовариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самое
касается и различных программных продуктов, хотя интерес к последним
увеличивается;
3.
необходимость
внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов,
бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении
кредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введения
бизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятии
с 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать о
стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему
разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего
использования;
4.
формальность
проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей
– выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];
5.
несбалансированность
планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.
В рамках централизованного планирования необходимо решить
следующие проблемы:
1.
необходимость
разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования,
в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и
финансовую сферу в частности в республике;
2.
несбалансированность
планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболее
слабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушение
первоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), что
ведет к невыполнению отдельных параметров;
3.
изначально
заложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения,
нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповые
параметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранные
государственные приоритеты, реализовать которые без нарушения
макроэкономического равновесия представляется невозможным [14, с. 8].
Выше были выделены проблемы централизованного и
децентрализованного финансового планирования. Тем не менее, макро- и
микроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитие
должно происходить параллельно друг другу и сбалансированно. Для дальнейшего
развития финансового планирования необходимо:
·
расширение прав
предприятий (в частности – приватизация);
·
сокращение
административных методов управления экономикой;
·
усиление
экономической свободы предприятий;
·
усиление
хозяйственных связей с иностранными предприятиями;
·
снижение
налоговой нагрузки;
·
заимствование
опыта развитых стран;
·
улучшение
макроэкономической ситуации.
По итогам кризиса, для децентрализованного финансового
планирования можно выделить такие направления совершенствования финансового
планирования, как изменения в управлении выручкой от реализации. Необходимо
пересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения объемов
продаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения себестоимости
и прибыли, объемов продаж, обоснование возможности сохранения достигнутых
результатов финансовой деятельности.
Для централизованного финансового планирования актуальным еще
несколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейших
направлениях экономического развития и необходимость создания резервных фондов.
Так, целевые программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 года
составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странах
большая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальные
вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета,
резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканского
бюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и местные
бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую деятельность
направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым способом финансировалось
около 85% расходов республиканского бюджета [6]. В 2010 году расходы
республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную
деятельность в 2010 году составят 530,660 млрд руб, или всего 1%
республиканского бюджета, то есть сохранятся на прежнем уровне.
В остальном же структура расходов бюджета претерпела
значительные изменения. Так, через целевые программы теперь финансируется около
24% расходов республиканского бюджета, если учитывать инвестиционную целевую
программу – 28%. Увеличились расходы на капитальные вложения. Резервный фонд
увеличился до 7% от объема республиканского бюджета.
Основными направлениями целевого финансирования является
сельское хозяйство, информационные технологии, социальная сфера, энергосбережение
и экология, электронная промышленность, медицина и здравоохранение, образование
и другие. На финансирование государственной инвестиционной программы будет
направлено 4% республиканского бюджета [7].
В условиях административно-командной экономики доминирующее
положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным
стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и
на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике
затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также
необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На
современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и
прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных
предприятий и организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование и прогнозирование является важным
элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в
целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и
прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании.
Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной
экономики Республики Беларусь.
Финансовое планирование играет значительную роль в экономике
– как в командно-административной, так и в рыночной. В рамках рыночной
экономики особую роль приобретают финансовые планы предприятий, на которые и
опирается государственное финансовое планирование. В командной экономике, наоборот,
финансовые планы предприятий опираются на государственные программы. Финансовое
планирование и прогнозирование опирается на ряд принципов (адаптивность,
научная обоснованность, комплексность, системность и другие) и для его
осуществления разработано довольно большое количество различных методов. Роль
финансового планирования и прогнозирования велика как для рыночной экономики,
так и для плановой. Отличие заключается в том, какой тип планирования играет
ключевую роль – директивный или индикативный.
Финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляют
собой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно без
предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себя
финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов:
централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные,
бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные,
технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которые
фактически являются финансовыми прогнозами, и директивные планы. Финансовые
планы различаются в зависимости от того, составляются они для государства в
целом или для отдельных субъектов хозяйствования.
В условиях административно-командной экономики доминирующее
положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным
стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и
на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике
затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также
необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На
современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и
прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятий
и организаций. На общегосударственном уровне разрабатывается модель
планирования и прогнозирования, разрабатываются планы на долгосрочную,
среднесрочную и краткосрочную перспективы. На микроуровне в качестве
обязательного элемента финансовой документации предприятия с 2005 года введен
бизнес-план. Тем не менее, как на микро-, так и на макроуровнях существует ряд
проблем.
В качестве направлений развития финансового планирования и
прогнозирования следует выделить расширение прав предприятий, разработку финансовых
планов и прогнозов не только для внешних органов, но и для внутреннего
использования, расширение методологической базы планирования и прогнозирования
(многовариантность расчетов, учет инфляции, увеличение числа рассчитываемых
показателей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аносов, В. М. Об
использовании резервов совершенствования финансового планирования в современных
условиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2009. - №7. – С. 64 –
68.
2.
Аносов, В. М.
Совершенствование финансового планирования – основа финансовой устойчивости и
эффективности бизнеса в современных условиях / В. М. Аносов //
Планово-экономический отдел. – 2010. - №1. – С. 35-38.
3.
Аносов, В.
Совершенствование финансового планирования / В. Аносов // Финансы. Учет. Аудит.
– 2007. - №7. – С. 9-11.
4.
Афитов, Э. А.
Планирование на предприятии / Э. А. Афитов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2001. –
285 с.
5.
Балабанов, И. Т.
Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. –
Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 206 с.
6.
Закон Республики
Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 26 декабря 2007 г., № 303-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.
7.
Закон Республики
Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 29 декабря 2009 г., № 73-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа:
11.11.2010.
8.
Золоторогов, В.
Г. Организация и планирование производства: практическое пособие / В. Г.
Золоторогов. - Минск: ФУАинворм, 2001 – 528 с.
9.
Колпина, Л. Г.
Формирование новой системы финансовых планов предприятий / Л. Г. Колпина //
Предпринимательство в Белоруссии. – 2001. - № 2. – С. 2-3.
10.
Кулик, О. С.
Финансовое планирование деятельности на предприятии: история возникновения и
развития, современное состояние / О. С. Кулик // Финансовый менеджмент. – 2009.
- №5. – С. 51- 57.
11.
Курс
предпринимательства / под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара
[Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/index.htm.
– Дата доступа: 27.10.2010.
12.
Лихачева О. Н.
Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие / О. Н.
Лихачева. - Москва: Проспект, 2003. – 264 с.
13.
Лобанова, Е. Н.,
Лимитовский, М. А. Модульная программа для менеджеров / Е. Н. Лобанова, М. А.
Лимитовский. – Москва: Инфра-М, 2000. – 212 с.
14.
Матяс, А. А.
Методические подходы к разработке годовых макроэкономических прогнозов в
Республике Беларусь, / А. А. Матяс // НИРС – 2001: тезисы докладов
республиканской научно-практической концеренции, Минск, 28 июня 2001 г.: в 2 томах / Министерство экономики Республики Беларусь; под ред. С. С. Полоник. – том 2. –
с. 5-8.
15.
Мелких, Е. Г.
Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Г. Мелких.
― Мн.: Бнту, 2005. – 80 с.
16.
Национальная
экономика Беларуси / В. Н. Шимов, Я. М, Александрович, А. В. Богданович [и
др.]; под ред. В. Н. ШИмова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
17.
Стратегическое планирование
/ А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов [и др.]; под ред. А. Н. Петрова. -
Санкт-Петербург: «Знание», 2004. – 198 с.
18.
Теория финансов /
Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь [и др.]; под общей ред. Н. Е. Заяц, М.
К. Фисенко. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997. – 367 с.
19.
Управленческий
учет для небольших предприятий // Бухучет [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bizuchet.tmweb.ru/content/view/56/.
– Дата доступа: 24.10.2010.
20.
Финансовое
планирование // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].—Режим
доступа: http://bse.sci-lib.com/article116356.html. – Дата доступа: 24.10.2010.
21.
Чернобривец, А.
С. Бизнес-планирование в организации / А. С. Чернобривец // Экономика. Финансы.
Управление. – 2006. ― № 3 (75). ― С. 17-23.
|