рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовое планирование и прогнозирование

Система государственных прогнозов социально-экономического развития включает:

1.  на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития на 10 лет;

2.  среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;

3.  краткосрочную – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь [16, с. 544].

На современном этапе децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления – стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом [Колпина, 2].

Оперативные финансовые планы в форме платежных календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.

Характерными чертами в организации финансового планирования предприятий за рубежом является обязательность разработки планов, определение в текущих планах ответственных исполнителей по операциям, статьям, задачам, последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, так и перевыполнения в разрезе статей поступлений и выплат. Принцип плановости в деятельности отечественных предприятий нуждается в укреплении. В практике можно наблюдать отход от непрерывности финансового планирования и взаимоувязки различных финансовых планов. Проведенное исследование состояния финансового планирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленности Республики Беларусь показало, что не все предприятия определяют финансовую стратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию в финансовом планировании. Единицы из них при разработке планов используют приемы финансового менеджмента и многовариантные расчеты, компьютерные программы. Однако в целом интерес предприятий к вопросам финансового планирования возрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системы финансовых планов. Поскольку разрабатываемые финансовые планы охватывают различные горизонты планирования, у предприятий возникает потребность иметь плановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видов планов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятия разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:

1.  для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд;

2.  в случае приватизации государственных предприятий;

3.  для обоснования инвестиционных проектов;

4.  для обоснования программы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса [9, с. 2].

В переходный период бизнес-план занимает центральное место в системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочный план. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком случае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов и поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой, для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.

Форма годового финансового плана не изменилась. Как и ранее в практике СССР, он имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из трех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Для обоснования статей финансового плана составляют сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, план финансирования капитальных вложений, расчет потребности в оборотных средствах, сметы образования и расходования специальных фондов денежных средств и др.

Годовой финансовый план долгое время был основным финансовым планом. Его приоритет поддерживался государством, которое посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность поступления денежных средств и их расходованием.

В условиях перехода к рыночной экономике ответственность за результаты деятельности лежит на самих предприятиях. Поскольку многовариантные расчеты с использованием компьютерной техники являются для нашей практики исключением, то ценность текущего финансового плана снижается. Кроме того, плановые расчеты в условиях инфляции требуют постоянной корректировки, что на большинстве предприятий не производится.

Кризисные явления в экономике выявили все недостатки планирования вообще и финансового планирования в частности. Как показала практика, в ряде случаев финансовое планирование на предприятии осуществляется формально и ограничивается расчетом прибыли [2, с. 35]. Мировой финансовый кризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что проявилось в остатках готовой продукции на складах, снижении объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей платежеспособности. В этих условиях возникает необходимость осуществления мер в организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управления выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью, организации кредитования [1, с. 64].

Экономику нашей страны можно охарактеризовать как переходную. Такие экономики, как правило, характеризуются общей нестабильностью макроэкономических показателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции, необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой модели экономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой экономики планирование вообще и финансовое планирование в частности затруднено и имеет ряд особенностей:

1.  необходимость проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-, так и на микроуровнях;

2.  затрудненность проведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозирования макроэкономической ситуации;

3.  необходимость учета инфляции при планировании.

В рамках децентрализованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;

2.  необходимость внедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов, использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование многовариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самое касается и различных программных продуктов, хотя интерес к последним увеличивается;

3.  необходимость внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении кредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введения бизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятии с 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать о стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;

4.  формальность проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];

5.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.

В рамках централизованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования, в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и финансовую сферу в частности в республике;

2.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболее слабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушение первоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), что ведет к невыполнению отдельных параметров;

3.  изначально заложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения, нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповые параметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранные государственные приоритеты, реализовать которые без нарушения макроэкономического равновесия представляется невозможным [14, с. 8].

Выше были выделены проблемы централизованного и децентрализованного финансового планирования. Тем не менее, макро- и микроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитие должно происходить параллельно друг другу и сбалансированно. Для дальнейшего развития финансового планирования необходимо:

·  расширение прав предприятий (в частности – приватизация);

·  сокращение административных методов управления экономикой;

·  усиление экономической свободы предприятий;

·  усиление хозяйственных связей с иностранными предприятиями;

·  снижение налоговой нагрузки;

·  заимствование опыта развитых стран;

·  улучшение макроэкономической ситуации.

По итогам кризиса, для децентрализованного финансового планирования можно выделить такие направления совершенствования финансового планирования, как изменения в управлении выручкой от реализации. Необходимо пересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения объемов продаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения себестоимости и прибыли, объемов продаж, обоснование возможности сохранения достигнутых результатов финансовой деятельности.

Для централизованного финансового планирования актуальным еще несколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейших направлениях экономического развития и необходимость создания резервных фондов. Так, целевые программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 года составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странах большая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальные вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета, резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканского бюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и местные бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую деятельность направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым способом финансировалось около 85% расходов республиканского бюджета [6]. В 2010 году расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в 2010 году составят 530,660 млрд руб, или всего 1% республиканского бюджета, то есть сохранятся на прежнем уровне.

В остальном же структура расходов бюджета претерпела значительные изменения. Так, через целевые программы теперь финансируется около 24% расходов республиканского бюджета, если учитывать инвестиционную целевую программу – 28%. Увеличились расходы на капитальные вложения. Резервный фонд увеличился до 7% от объема республиканского бюджета.

Основными направлениями целевого финансирования является сельское хозяйство, информационные технологии, социальная сфера, энергосбережение и экология, электронная промышленность, медицина и здравоохранение, образование и другие. На финансирование государственной инвестиционной программы будет направлено 4% республиканского бюджета [7].

В условиях административно-командной экономики доминирующее положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятий и организаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование и прогнозирование является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики Республики Беларусь.

Финансовое планирование играет значительную роль в экономике – как в командно-административной, так и в рыночной. В рамках рыночной экономики особую роль приобретают финансовые планы предприятий, на которые и опирается государственное финансовое планирование. В командной экономике, наоборот, финансовые планы предприятий опираются на государственные программы. Финансовое планирование и прогнозирование опирается на ряд принципов (адаптивность, научная обоснованность, комплексность, системность и другие) и для его осуществления разработано довольно большое количество различных методов. Роль финансового планирования и прогнозирования велика как для рыночной экономики, так и для плановой. Отличие заключается в том, какой тип планирования играет ключевую роль – директивный или индикативный.

Финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляют собой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно без предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себя финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов: централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные, бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные, технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которые фактически являются финансовыми прогнозами, и директивные планы. Финансовые планы различаются в зависимости от того, составляются они для государства в целом или для отдельных субъектов хозяйствования.

В условиях административно-командной экономики доминирующее положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятий и организаций. На общегосударственном уровне разрабатывается модель планирования и прогнозирования, разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. На микроуровне в качестве обязательного элемента финансовой документации предприятия с 2005 года введен бизнес-план. Тем не менее, как на микро-, так и на макроуровнях существует ряд проблем.

В качестве направлений развития финансового планирования и прогнозирования следует выделить расширение прав предприятий, разработку финансовых планов и прогнозов не только для внешних органов, но и для внутреннего использования, расширение методологической базы планирования и прогнозирования (многовариантность расчетов, учет инфляции, увеличение числа рассчитываемых показателей).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Аносов, В. М. Об использовании резервов совершенствования финансового планирования в современных условиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2009. - №7. – С. 64 – 68.

2.  Аносов, В. М. Совершенствование финансового планирования – основа финансовой устойчивости и эффективности бизнеса в современных условиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2010. - №1. – С. 35-38.

3.  Аносов, В. Совершенствование финансового планирования / В. Аносов // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. - №7. – С. 9-11.

4.  Афитов, Э. А. Планирование на предприятии / Э. А. Афитов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2001. – 285 с.

5.  Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. – Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 206 с.

6.  Закон Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 26 декабря 2007 г., № 303-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.

7.  Закон Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 29 декабря 2009 г., № 73-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.

8.  Золоторогов, В. Г. Организация и планирование производства: практическое пособие / В. Г. Золоторогов. - Минск: ФУАинворм, 2001 – 528 с.

9.  Колпина, Л. Г. Формирование новой системы финансовых планов предприятий / Л. Г. Колпина // Предпринимательство в Белоруссии. – 2001. - № 2. – С. 2-3.

10.  Кулик, О. С. Финансовое планирование деятельности на предприятии: история возникновения и развития, современное состояние / О. С. Кулик // Финансовый менеджмент. – 2009. - №5. – С. 51- 57.

11.  Курс предпринимательства / под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/index.htm. – Дата доступа: 27.10.2010.

12.  Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие / О. Н. Лихачева. - Москва: Проспект, 2003. – 264 с.

13.  Лобанова, Е. Н., Лимитовский, М. А. Модульная программа для менеджеров / Е. Н. Лобанова, М. А. Лимитовский. – Москва: Инфра-М, 2000. – 212 с.

14.  Матяс, А. А. Методические подходы к разработке годовых макроэкономических прогнозов в Республике Беларусь, / А. А. Матяс // НИРС – 2001: тезисы докладов республиканской научно-практической концеренции, Минск, 28 июня 2001 г.: в 2 томах / Министерство экономики Республики Беларусь; под ред. С. С. Полоник. – том 2. – с. 5-8.

15.  Мелких, Е. Г. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Г. Мелких. ― Мн.: Бнту, 2005. – 80 с.

16.  Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов, Я. М, Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под ред. В. Н. ШИмова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.

17.  Стратегическое планирование / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов [и др.]; под ред. А. Н. Петрова. - Санкт-Петербург: «Знание», 2004. – 198 с.

18.  Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь [и др.]; под общей ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997. – 367 с.

19.  Управленческий учет для небольших предприятий // Бухучет [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bizuchet.tmweb.ru/content/view/56/. – Дата доступа: 24.10.2010.

20.  Финансовое планирование // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article116356.html. – Дата доступа: 24.10.2010.

21.  Чернобривец, А. С. Бизнес-планирование в организации / А. С. Чернобривец // Экономика. Финансы. Управление. – 2006. ― № 3 (75). ― С. 17-23.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.