рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Понятие национальной экономики, предпосылки ее становления

в сфере экономики и экологии - рациональное использование основного капитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны;

сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологического равновесия.

5. Социальные ориентиры и направления развития экономики

Формирование социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения,

предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

К числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся:

обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;

нормализация демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;

повышение жизненного уровня населения;

улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы.

Для решения указанных проблем потребуется:

обеспечить рациональную занятость населения;

восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;

пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налог на недвижимость;

стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;

обеспечить переход на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;

повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;

обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование "человеческого капитала" и накопление сбережений населения); надежное

государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет:

среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001 - 2005 гг. на уровне 3,2 - 4,2% в год, в 2006 - 2010 гг. - 5 - 6%; реальной заработной платы - соответственно 4,9 - 6,8% и 6 - 7%;

повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% и в 2010 г. - 60% против 42,1% в 2000 г.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также

выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице).

Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах.

К 2005 г. размеры минимальной пенсии достигнут прожиточного минимума пенсионера, а в дальнейшем - минимального потребительского бюджета пенсионера.

Средняя пенсия должна составить в 2010 г.50 - 60% от средней заработной платы. Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.

Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей

конституционное право каждого гражданина страны на качественную медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности;

реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса;

создание условий для расширения потребительского выбора медицинских услуг;

сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболее нуждающихся контингентов населения;

развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования;

осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределением объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный;

сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки и обеспечение его эффективного использования и функционирования.

Оздоровлению и повышению уровня физического состояния населения всецело подчинены физическая культура, спорт и туризм.

Основными задачами в прогнозируемом периоде в этой сфере являются:

формирование осознанной потребности населения в физическом совершенствовании, вовлечение его в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом;

совершенствование системы физического воспитания детей и учащейся молодежи;

реализация мероприятий Государственной программы развития физической культуры, спорта и туризма, направленных на формирование здорового образа жизни населения Республики Беларусь;

совершенствование научно-методического и информационного обеспечения системы физического воспитания населения;

обеспечение эффективной подготовки спортсменов и национальных команд по видам спорта к участию в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях;

развитие оздоровительного, спортивного и международного туризма.

Важнейшая задача - интенсивное развитие туристской инфраструктуры за счет доходов от туристической деятельности и поддержки отрасли со стороны государства. Намечается шире вовлекать историко-культурные и природные ценности страны в индустрию туристского бизнеса, реконструировать действующие и расширять строительство новых объектов современного гостиничного хозяйства.

Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческого капитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь, отвечающей

задачам нового этапа развития общества.

Для достижения указанной цели образование в Республике Беларусь предусматривается развивать на основе следующих принципов:

доступность образования;

равенство прав граждан на получение образования;

единство образовательных и воспитательных задач;

гуманизация и фундаментальность образования;

обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

преемственность между уровнями и ступенями образования;

использование разнообразных форм образовательных учреждений.

Одна из основных целей государственной политики - возрождение и развитие национальной культуры. Первоочередными задачами здесь являются:

сохранение действующей сети учреждений культуры и качественное ее развитие;

укрепление и обновление материально-технической базы;

обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех слоев населения;

существенное повышение уровня культурного обслуживания, внедрение новых моделей и типов учреждений культуры.

В рамках создания Союзного государства Беларуси и России продолжится работа по реализации мер, обеспечивающих равные права граждан в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий; по формированию единого образовательного, культурного, туристского пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социальной сферы.

6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики

Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач, вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.

Учитывая, что технологическое обновление производства - длительный процесс, предполагается, что рост объемов производства до 2005 г. будет определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся производственных мощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое увеличение экспорта в Россию благодаря улучшению экономической ситуации в этой стране, появление альтернативных рынков сбыта, а также расширение внутреннего спроса на

продукцию импортозамещения. В результате, согласно расчетам, темпы роста ВВП в 2001 - 2005 гг. могут составить 133 - 134%. Такой рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать достаточными ресурсами как для проведения социально - ориентированной политики, так и для технологического

обновления производства.

Необходимость технологического обновления производства предопределяет устойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6 - 20,5% в 2005 г. и 20,4 - 20,7% в 2010 г. Инвестиционная направленность экономической политики 2001 - 2005 гг. обеспечит необходимую базу для устойчивого роста ВВП в 2006 - 2010 гг. со среднегодовыми темпами прироста 7 - 8%. Одним из целевых параметров

прогноза является улучшение платежного баланса страны. Однако сокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной стороны, технологическое обновление производства требует увеличения объемов ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью

белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г.

Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции изменения конечного потребления. Расчеты показывают, что хотя и прогнозируется постепенное сокращение доли конечного потребления в ВВП с 76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г. и 71,9% в 2010 г., но это будет происходить при абсолютном росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.

Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленности может составить 31,6% в 2005 г. и 30,9% в 2010 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - соответственно 8,8 и 8,3% против 9,6%. Удельный вес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2005 г. и 39,0% в 2010 г. против 36,4% в 2000 г.

Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001 - 2005 гг.6,3 - 6,4%, за 2006 - 2010 гг.7,6 - 8,1%. Снизить материалоемкость предполагается соответственно на 4,6 и 4,9%. Энергоемкость ВВП за период 2001 - 2010 гг. уменьшится на 25 - 32%.


7. Бюджетно-налоговое регулирование

Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.

Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, она ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

Предусматривается продолжить реформу налоговой системы и законодательных основ налогообложения на основе разработки и принятия Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации, что обеспечит единое правовое поле и создаст равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования обеих стран.

Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7 - 8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет.

В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.

Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.

Политику государственных расходов предусматривается направить на:

·  обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе;

·  сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета;

·  стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;

·  избирательную поддержку агропромышленного комплекса;

·  повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.

Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска, а также местных бюджетов городов, районов, сельских поселений являются:

·  выравнивание финансового положения областей;

·  повышение заинтересованности органов местного управления в увеличении поступлений доходов как в местные, так и в республиканский бюджеты;

·  сокращение дотационности местных бюджетов, увеличение доли целевых субсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета;

·  рациональное распределение расходов между областными и местными бюджетами.


8. Денежно-кредитное и валютное регулирование

Целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2000 - 2010 гг. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.

На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.

Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, государственного долга, дефицита / профицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).

На втором этапе (до 2010 г.) будет обеспечена свободная конвертируемость единой денежной единицы на национальном и внешних валютных рынках.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.


9. Инвестиционная политика

Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных направлений - реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.