рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Сущность правового регулирования общественных отношений в области оценочной деятельности

Оценочная деятельность нужна для обеспечения судебной защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц.

В случае отмены лицензирования деятельности по оценке имущества пострадают финансовый сектор (банки, кредитные и страховые организации), строительство (ипотека жилья), и в первую очередь интересы простых граждан, пользующихся услугами оценщиков. По мнению ряда казахстанских сообществ оценщиков, лицензирование на данном этапе является наиболее оправданным способом регулирования оценочной деятельности, поскольку их структура в настоящее время до конца не сформирована и не является в полной мере саморегулируемой организацией.

Совместный приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 138 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 17 утвердил Критерии оценки степени рисков в сфере деятельности по оценке имущества. При отнесении субъектов по степеням риска субъекты перераспределяются в зависимости от качественных критериев оценки степени рисков в области оценочной деятельности. Оценка риска производится путем систематического использования имеющейся информации [47].

Совместным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 139 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 18 утверждены формы проверочного листа по проверкам в сфере деятельности по оценке имущества [48].

Правила ведения реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставления информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам разработаны в соответствии со статьей 13-3 Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». Правила определяют порядок ведения реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставления информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам. Сведения о палате оценщиков вносятся в Реестр в течение трех рабочих дней со дня ее принятия в члены Республиканской палаты. Палата исключается из Реестра на основании решения Республиканской палаты оценщиков. Республиканская палата оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия решения о прекращении членства в палате, размещает протокол решения на своем интернет-ресурсе, вносит в реестр соответствующую запись и письменно уведомляет члена Палаты, в отношении которого принято решение об исключении.

Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года № 325 утвержден Стандарт оценки «Оценка стоимости движимого имущества». Стандарт оценки стоимости движимого имущества раскрывает основные понятия и устанавливает обязательные требования к оценке движимого имущества с учетом региональных факторов, специфических условий ценообразования и отражения их в учете и отчетности, в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан. Действие Стандарта распространяется на оценку всех типов материального движимого имущества.

Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года № 326 утвержден Стандарт оценки «Оценка стоимости недвижимого имущества». Стандарт оценки стоимости недвижимого имущества разработан на основании Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» в соответствии с международными стандартами оценки, устанавливает основные требования к методам оценки недвижимого имущества и обязателен для применения на территории Республики Казахстан. Методы, установленные в Стандарте, используются для оценки полных прав собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Казахстан.

Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года № 327 утверждены «Требования к форме и содержанию отчета об оценке». Требования к форме и содержанию отчета об оценке разработаны на основании Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» с использованием международных стандартов оценки и устанавливает требования к форме и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке, применяемой методологии и расчетам.

Также был утвержден Стандарт оценки «Требования к проверке качества выполнения работ по оценке и экспертизе отчета». Данный стандарт устанавливает основные правила проверки качества оценки имущества и проведения экспертизы отчетов об оценке имущества, обязательные для применения при осуществлении оценочной деятельности на территории Республики Казахстан. Целью стандарта оценки «Требования к проверке качества выполнения работ по оценке и экспертизе отчета» является создание условий для проверки достоверности оценки.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» была утверждена Программа профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности. Программа состоит из модулей «Общие дисциплины» и «Блок специализаций». Модуль «Общие дисциплины» обязателен для переподготовки по всем видам специализаций. Модуль «Блок специализаций» содержит три дисциплины:

1) оценка недвижимого имущества;

2) оценка движимого имущества;

3) оценка интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов и предприятия как имущественного комплекса.

Стандарт «Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов» разработан на основании Закона «Об оценочной деятельности в Республики Казахстан в соответствии с Международными стандартами оценки, устанавливает основные требования к методам оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Стандарт обязателен для оценки всех видов объектов ИС и НМА на территории Республики Казахстан. Действие этого стандарта распространяется на оценку имущественных прав на следующие объекты ИС:

1)  Объекты права промышленной собственности;

2) Объекты авторского права;

3) Объекты смежных прав.

Стандарт «Оценка стоимости бизнеса» разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», Международными стандартами оценки и является обязательным к применению субъектами оценочной деятельности на территории Республики Казахстан. Стандарт предназначен для оценки бизнеса, т.е. действующего предприятия, как целостного имущественного комплекса в следующих случаях:

1) создание, ликвидация и реорганизация предприятия

2) продажа предприятия как имущественного комплекса

3) акционирование

4) приватизация

5) получение кредита

6) продажа пакета акций

9) в иных случаях предусмотренных законодательством

Согласно международным стандартам оценки (МСО) понятия «дисконтированная стоимость», «инвестиционная стоимость», «ликвидационная стоимость», «первоначальная стоимость», «текущая стоимость» и «учетная (балансовая) стоимость» и «стоимость реализации» разделены и определены в рамках соответствующих стандартов «Рыночная стоимость как база оценки» (МСО 1) и «Базы оценки, отличные от Рыночной стоимости» (МСО 2). Понятие и определение «иной стоимости» в некоторой степени совпадают с понятиями, определенными в МСО 2. Итак, МСО 2 определяет как «нерыночную» следующие виды стоимости - «стоимость в использовании», «инвестиционная стоимость», «стоимость действующего предприятия», «страховая стоимость», «налогооблагаемая стоимость», «утилизационная стоимость», «ликвидационная стоимость», «специальная стоимость» и «залоговая стоимость».

В свою очередь, МСО 1 определяет «Рыночную стоимость» и разъясняет все составляющие этого определения. Основная идея заключается в том, что все данные, используемые в процессе определения стоимости объекта оценки, должны быть засвидетельствованными показаниями рынка.

Несмотря на то, что в большинстве случаев при принятии решений используется рыночная стоимость, некоторые ситуации требуют применения баз оценки, отличных от рыночной стоимости. Принципиально важным является то, чтобы как оценщики, так и пользователи результатов оценки, ясно понимали отличие. А оценщики должны заботиться о том, чтобы выбирались подходящие базы оценки, избегая ситуаций, которые могут ввести в заблуждение общественность.

Время от времени на практике возникают недоразумения, касающиеся терминов и методов оценки, особенно в процессе оценки в целях учета и финансовой отчетности.

В основном оценка в целях отчетности согласно МСФО требует определения «справедливой стоимости». МСО 1 и вступительный раздел МСО «Общие понятия и принципы оценки» отождествляют «справедливую стоимость» основных средств с «рыночной стоимостью». Приложение 1 МСО «Оценка в целях финансовой отчетности» разъясняет принципы оценки в этих целях, сравнивает понятия и определения, используемые в МСО и МСФО, и приводит следующий список МСФО, согласно которым может возникнуть потребность в оценке:

МСБУ 16 «Основные средства»,

МСБУ 40 «Инвестиционная недвижимость»,

МСБУ 36 «Обесценение активов»,

МСБУ 2 «Запасы»,

МСФО 3 «Объединение предприятий»,

МСФО 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»,

МСБУ 17 «Аренда»,

МСБУ 41 «Сельское хозяйство».

Следует отметить, что и в стандартах учета и финансовой отчетности встречаются термины и понятия стоимости, подпадающие под категорию «нерыночной» (или «иной») стоимости. Например, «стоимость в использовании», употребляемая в рамках МСБУ 36 при определении «возмещаемой суммы» актива. В этих целях обычно проводится тест на обесценение для выявления превышения «справедливой стоимости» актива или «генерирующей единицы» над его «стоимостью в использовании». В данном случае определение «стоимости в использовании» в рамках МСБУ 36 должно быть осуществлено согласно МСО 2 , т.е. база оценки отличается от рыночной стоимости, так как «стоимость в использовании» - это стоимость специфического актива/имущества конкретного владельца/пользователя со специфической целью использования.

Общеизвестны три подхода оценки - затратный, доходный и рыночный. Определения этих подходов согласно нормативным актам в области оценочной деятельности, действующим в Казахстане, очень близки к определениям по МСО. Оценка независимо от цели и типа стоимости, определяемой в результате оценки, требует применение одного или нескольких подходов.

Каждый из подходов имеет альтернативные методы оценки. Оценщик, полагаясь на свой профессиональный опыт и суждения с учетом требований и возможности рынка, а также требований местного законодательства, определяет методы, применимые в конкретном случае. Например, оценка активов в целях отчетности согласно МСБУ 16 может ограничиться затратным или доходным подходом: «В отсутствие рыночных индикаторов справедливой стоимости ввиду специфического характера объекта основных средств и из-за того, что подобные активы редко продаются отдельно от всего действующего предприятия, организации-покупателю, возможно, потребуется оценить справедливую стоимость исходя из дохода или амортизированной восстановительной стоимости» (МСБУ 16.33, «МСФО 2006, Русский перевод ЗАО «Аскери-АССА»). Хотелось бы обратить внимание на некоторую неточность перевода на русский язык и на то, что последняя часть утверждения должна читаться, ссылаясь на оригинальную версию МСФО 2006 на английском языке, как «исходя из доходного подхода или подхода/метода амортизированной восстановительной стоимости».

Метод «амортизированной восстановительной стоимости» (метод АВС) является одним из методов оценки, широко используемых в рамках затратного подхода оценки. Поскольку этот метод часто используется оценщиками нашей страны, с одной стороны, и на этот метод ссылается МСФО, согласно требованиям которых часто проводится оценка, с другой стороны, далее более подробно рассматриваются основные положения МСО относительно данного метода.

Существует специальное руководство 8 по применению МСО (РПП 8), которое предназначено для содействия в интерпретации сути и применения этого метода в целях отчетности. Согласно РПП 8, 4.1 (пункт 4.1 РПП 8) этот метод используется для определения «рыночной стоимости» там, где имеет место недостаточность рыночных данных. Определение «рыночной стоимости» достигается в данном случае посредством подтверждений, основанных на данных, диктуемых рынком, т.е. методология ссылается на концепцию и принципы определения «рыночной стоимости».

МСО в части применения метода АВС требует от оценщика определения восстановительной стоимости актива и корректировки полученной стоимости на физический, функциональный (или технический) и экономический износ в части определения экономического износа РПП 8, 5. 10 устанавливает необходимость проведения теста на доходность в отношении всех активов предприятия или генерирующей единицы. Проведение теста на доходность является ответственностью предприятия. Результаты теста должны быть проанализированы и использованы оценщиками в их отчете об определении рыночной стоимости объекта оценки.

В настоящее время оценочная деятельность функционирует как самостоятельная сфера экономики и является важнейшим элементом инфраструктуры общественных отношений. Наличие высокопрофессиональных специалистов выступает одним из определяющих факторов успешного управления собственностью. Эксперты-оценщики могут работать как в государственных учреждениях, так и в частных фирмах, в банках, страховых и аудиторских компаниях.

В рамках рынка здоровой конкуренции само регулируемые палаты должны обеспечивать приток квалифицированных специалистов-оценщиков, обеспечивать повышение уровня профессиональных знаний своих членов, осуществлять информационное и методическое обеспечение их деятельности. Таким образом, назрела объективная необходимость перехода от института оценки, функционирующего по формальным признакам, к механизму, ориентиром которого является профессионализм.

Более того, установлена общеобязательность соблюдения на территории республики всеми субъектами оценочной деятельности стандартов оценки, утверждаемых уполномоченным органом. Наряду со стандартами оценки допускается использование международных стандартов оценки.

Внесенные поправки также коснулись закона «О частном предпринимательстве». В функции государственного контроля и надзора в пункте 24 приложения к этому закону за органами юстиции дополнительно закреплен контроль в области оценочной деятельности. Переходные положения закона касаются приведения оценщиками и оценочными палатами своей деятельности в соответствие с законом.

Практика показала, что в большинстве случаев основанием для проведения внеплановых проверок деятельности лицензиатов оценочной деятельности служат обращения юридических и физических лиц, государственных органов, оспаривающих результаты оценок, а также определения судов в отношении оценщиков по выявленным в ходе судебного процесса нарушением законодательства.

При осуществлении проверки, органами юстиции могут привлекаться специалисты Палаты оценщиков, членами которой является субъект проверки. Необходимость совместной работы вызвана тем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 13-2 Закона «Об оценочной деятельности в РК» одной из основных функции Палат оценщиков является обеспечение соблюдения своими членами требований законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики. Кроме того, палатам дано право направлять в уполномоченный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении по приостановлению или лишению лицензии члена палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Следует обратить внимание, что все оценщики - физические лица, в том числе и ранее работавшие в оценочной организации на основании приказа о выдаче лицензии юридическому лицу, где указывалась их фамилия, в соответствии с внесенными изменениями в законодательство об оценочной деятельности должны иметь персональные лицензии. Физические лица, работающие в оценочной организации, являющейся членом одной из Палат оценщиков, обязаны персонально быть членами этой или другой Палаты оценщиков. В то же время, следует подчеркнуть, что для обеспечения свободы выбора объединений, оценщики - физические и юридические лица, не обязаны вступать в Палату, зарегистрированную в той области, в которой данный оценщик состоит на налоговом учете как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Таким образом, Законом «Об оценочной деятельности в РК» оценщик имеет право оценивать объект на всей территории Казахстана и состоять в палате, расположенной в любом областном центре, городе республиканского значения или столице республики.


3. Мероприятия по совершенствованию оценочной деятельности в Республике Казахстан

3.1 Проблемы нормативно-правового регулирования оценочной деятельности

На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнения, что оценочная деятельность в Казахстане является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства. Оценочная деятельность обеспечивает информационную основу структурной перестройки экономики и формирования конкурентной рыночной среды, призвана давать объективную информацию для принятия хозяйственных управленческих решений.

Можно выделить некоторые особенности и принципы, объективно присущие оценочной деятельности.

Оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований.

Оценочная деятельность имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Развитие оценочной деятельности желательно на основе общего правового, методологического и информационного пространства. Создание возможных специфических, специализированных нормативных и других документов должно основываться на общероссийской системе оценки.

Мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ.

Необходимо создавать и развивать национальную систему оценки, учитывающую богатый зарубежный опыт. Но недопустимо как полное копирование западных методик, так и изобретение национального «велосипеда».

Важнейшие направления применения оценочной деятельности:

-  Оценка для целей повышения эффективности управления государственной собственностью и собственностью субъектов Республики Казахстан.

-  Оценка и переоценка основных фондов.

-  Оценка земли и недвижимости, оценка для целей ипотечного кредитования.

-  Оценка нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность.

-  Оценка бизнеса, оценка активов и капитализации действующих предприятий, оценка стоимости акций, оценка неденежных взносов в уставный капитал.

-  Оценка для целей финансового оздоровления, реструктуризации предприятий или банкротства.

-  Оценка ущерба при чрезвычайных ситуациях.

-  Оценка для целей налогообложения, исполнительного производства, ареста имущества и судопроизводства.

Из существенных проблем оценочной деятельности, которые необходимо решить в ближайшее время, можно отметить следующие:

-  Необходимость гармонизации системы оценки с системами бухгалтерского учета и налогообложения, в том числе международными системами бухучета.

-  Отработка взаимодействия оценщиков, аудиторов и специалистов по финансовому консалтингу.

-  Определение роли и места государственных и частных оценщиков в системе оценочной деятельности.

Современное состояние оценочной деятельности позволяет следующим образом сформулировать цели развития оценочной деятельности.

Ближнесрочная цель - завершение создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное включение оценочной деятельности в социально-экономические процессы;

Стратегическая цель - создание в Республике Казахстан саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости, признаваемые и используемые всеми субъектами права, в том числе и международными.

Как отмечается в Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, необходимо иметь достоверную информацию о рыночной стоимости сырьевых ресурсов, которыми мы обладаем. Чтобы оценить эффективность инвестиций необходимо произвести оценку добавленной стоимости каждого проекта. А объективной положительной оценкой результата любой хозяйственной деятельности может служить только факт увеличения стоимости собственного капитала. Именно по этой причине в Международных стандартах финансовой отчетности была признана необходимость учета активов на балансе предприятий не по исторической, а по справедливой рыночной стоимости, которую определяет профессиональный оценщик.

Только достоверная оценка имущества и адекватная компенсация его порчи или изъятия могут быть реальным механизмом защиты права собственности, которое гарантировано Конституцией Республик Казахстан.

Таким образом, основной целью государственной политики на предстоящий период является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки, расширения сферы применения рыночной стоимости в целях повышения эффективности использования производственных и природных ресурсов. Концепция государственной политики в области оценки имущества призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.