рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Сущность правового регулирования общественных отношений в области оценочной деятельности

-  создать системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости, путем создания экспертных советов и третейских судов;

-  принять меры по расширению рынка оценочных услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию рыночных отношений в различных сферах деятельности и повышению их эффективности. Включить следующие виды объектов оценки: инвестиционные проекты, кадастровая оценка земли, налоговая оценка имущества физических лиц, ломбарды, интеллектуальная собственность, материальный и моральный ущерб, которые должны выполнять оценщики.

-  осуществить переход всех сфер деятельности на рыночную стоимость (налоги, аренда госсобственности, контракты на недропользование, оценка инвестиционных проектов, и т.д.);

-  разработать нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношение между оценщиками и аудиторами, банками, страховыми компаниями, финансовыми институтами и т.д.

-  создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности;

-  создать условия для организации научных исследований в области оценки имущества в рамках программы инновационного развития Казахстана (гранты, госзаказ) [23].

Оценщик в соответствии с терминологией Международных стандартов – это физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и являющееся членом профессиональной организации. Для того, чтобы привести положения закона «Об оценочной деятельности в РК» в соответствие с МСО 2007, необходимо исключить термин: оценщик - юридическое лицо. В настоящее время юридическое лицо имеет право получить лицензию, если в его штате числится и работает не менее 2-х лицензированных оценщиков - физических лиц. Кроме того, в приказ (приложение к лицензии) включаются и другие лица, имеющие право осуществлять оценку. Такая система не позволяет осуществить учет и подсчитать, сколько же физических лиц в Казахстане имеет право заниматься оценочной деятельностью. Кроме того, физические лица часто переходят из одного юридическое лицо в другое, и проконтролировать этот процесс сложно. Есть случаи, когда оценочную фирму организовывает и возглавляет лицо, не имеющее лицензии, но являющееся родственником (свойственником) руководителя банка или другого крупного заказчика. Так как физические лица и юридические лица не обязаны сообщать о перемене своего почтового адреса, в настоящее время связь с ними у уполномоченного органа полностью утрачена. После отмены лицензирования положение еще более усугубится.

Внесенные изменения в Закон «Об оценочной деятельности в РК» требуют, чтобы все профессиональные оценщики, а также юридические лица, в обязательном порядке стали членами одной из Палат оценщиков. То есть тем самым законодательно будет введено обязательное двойное членство оценщиков физических лиц и юридических лиц, которое будет ликвидировано с отменой лицензирования. Обязательное членство всех физических лиц позволит, наконец, наладить их учет, но чтобы принять в члены физическое лицо не имеющих лицензию, а работающих по списку, приложенному к лицензии юридическое лицо, они должны сами иметь лицензию. Необходимо за установленный 9-ти месячный период всех их аттестовать и лицам, подтвердившим свою квалифицикацию выдать лицензии [23].

Каждое лицо имеет право выбора, в какую палату ему вступать. Работники юридического лица могут вступить вместе со своей организацией в одну палату, а могут выбрать разные палаты. Этот конституционный принцип права выбора, создаст конкуренцию между палатами и позволит лучшим из них стать настоящими саморегулируемыми организациями. Оценщики выберут те саморегулируемые организации, которые имеют собственную материальную, методическую и информационную базу, необходимую для повышения квалификации и оценки. За период до отмены лицензирования в Казахстане на базе объединения региональных палат должно образоваться 3-4 саморегулируемые организации с численностью оценщиков физических лиц не менее 300 человек.

В течение 9 месяцев оценщики обязаны вступить в одну из региональных палат. При их приеме Палаты имеют право провести аттестацию своих членов, если включат этот пункт в Правила приема. При этом они имеют право присвоить им категории, как это сделано в странах ближнего и дальнего зарубежья. В квалификационном свидетельстве палаты должны быть указаны виды объектов оценки, которые может профессионально оценивать данное физическое лицо, и категория его квалификации:

-  Оценщик – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой по профилю оценочной деятельности, без предъявления требований к стажу работы. Данный уровень квалификации позволяет оценщику участвовать в осмотре объекта оценки и выполнять простейшие расчеты совместно со специалистами более высокой квалификации.

-  Оценщик II категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 3 лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку отдельных объектов движимого и недвижимого имущества и подписывать отчет в качестве исполнителя.

-  Оценщик I категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 5 лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех активов предприятий, включая объекты интеллектуальной собственности.

-  Главный оценщик – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества и проводить экспертизу отчетов своей организации.

-  Магистр оценки – высшее образование, магистр, магистр делового администрирования, доктор PhD, кандидат или доктор экономических наук и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный высший уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества, проводить экспертизу любых отчетов и повышать квалификацию оценщиков в качестве преподавателя на семинарах.

Оценщик – физическое лицо обязан регулярно повышать свою квалификацию. Повышение квалификации производится по инициативе оценщика, либо в обязательном порядке. В обязательном порядке должны повысить свою квалификацию или подтвердит имеющий уровень квалификации:

-  Оценщик – не реже одного раза в два года;

-  Оценщик II категории – не реже одного раза в три года;

-  Оценщик I категории, Главный оценщик - не реже одного раза в 5 лет;

-  Магистр оценки не обязан проходить переподготовку (он сам учит оценщиков) [24].

После аттестации и наличии в палате достаточного количества высококвалифицированных оценщиков, проводится конференция, на которой избираются коллегиальные органы. В период массового приема в члены палат, нет необходимости в создании коллегиального органа, принимающего решение о членстве, т.к. отказать в приеме лицензированному оценщику палата не имеет права.

Палата на своей конференции избирает Президиум, Экспертный и дисциплинарный совет, а также ревизионную комиссию (ревизора).

Палата разрабатывает и доводит до всех своих членов Стандарты организации и Кодекс поведения, которые все члены обязаны выполнять.

Основные принципы перехода на саморегулирование оценочной деятельности:

-  максимальная независимость саморегулируемых организаций от государственных структур;

-  прозрачность процессов саморегулирования;

-  независимая и стабильная финансовая обеспеченность процессов саморегулирования;

-  соблюдение принципа повышения компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала (специалистов-оценщиков);

-  гармонизация стандартов и правил осуществления оценочной деятельности;

-  объединение в составе палаты не менее 200 оценщиков;

-  наличие опубликованных правил и стандартов оценочной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками (членами) саморегулируемой организации;

-  наличие у саморегулируемой организации оценщиков механизмов обеспечения ответственности ее участников (членов) перед потребителями;

-  наличие функционально специализированных органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов оценочной деятельности участниками (членами) саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на ее участников (членов) мер ответственности.

Система контроля качества оценки.

В целях совершенствования действующей системы регулирования и организации проведения экспертизы отчетов об оценке предлагается:

-  четко сформулировать перечень единых (обязательных для всех субъектов рынка) требований к оформлению и содержанию отчета об оценке с учетом специфики оцениваемого объекта (при этом, каждый конкретный потребитель оценочных услуг вправе их только расширить).

-  сформировать единый порядок проведения экспертизы, перечень, состав и глубину этапов и элементов проверки, максимально формализовать проверяемые параметры, по которым осуществляется оценка отчета.

-  унифицировать форму экспертного заключения и возможные выводы по результатам экспертизы.

-  сформировать унифицированные квалификационные требования к экспертам.

Все указанные элементы необходимо сформулировать на уровне обязательных нормативных требований.

Важнейшими условиями создания институциональной структуры экспертной деятельности являются:

-  четкое разделение функций заказчика и эксперта (т. е. проверки отчета потребителями услуг, в том числе и госструктурами, на предмет соответствия отчета предъявляемым заказчиком требованиям экспертизой не является).

-  исключение возможности осуществления экспертизы отчетов об оценке субъектами предпринимательской деятельности на рынке оценки.

-  исключение возможности монополизации рынка экспертизы.

-  формирование ответственных экспертных органов исключительно на базе саморегулируемых организаций или уполномоченного органа (т. е. экспертное заключение должно носить характер официального документа, заверенного подписью уполномоченного лица, и отражать официальное мнение организации, а не специалиста-эксперта).

-  обеспечение коллегиальности и объективности экспертного заключения (т. е. наличие формализованной и документальной процедуры оценки отдельных элементов отчета об оценке, формирования, оформления и утверждения итогового экспертного заключения для каждого экспертного органа).

-  обеспечение ответственности экспертного органа за сформированное заключение, создание механизма и процедуры апелляции.

-  формирование механизма подготовки и аттестации экспертов.

-  формирование в рамках саморегулируемых организаций третейских судов, в том числе рассматривающих претензии по экспертным заключениям.

-  формирование третейского суда в региональных палатах, а при несогласии с ним в Республиканской палате, решения которой носят характер последней инстанции и обязательны для всех субъектов рынка.

2.3 Анализ нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность

Оценочная деятельность в Казахстане сформировалась в начале 90-х годов, хотя в большинстве развитых стран такая специальность существует более полувека. Официальное признание специальность получила с принятием в 2000 году Закона «Об оценочной деятельности в РК», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, определяет права и обязанности субъектов оценочной деятельности, где основными принципами являются объективность и достоверность [1].

Дальнейшее развитие законодательная база оценочной деятельности получила в 2002 году с принятием следующих правил:

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки предприятия‚ как имущественного комплекса [26];

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме отчета об оценке [27];

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки недвижимого имущества (за исключением предприятий как имущественных комплексов) [28];

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки движимого имущества (за исключением объектов индустриальной собственности) [29];

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к качеству выполнения работ по оценке‚ используемым принципам оценки [30];

-  Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки объектов интеллектуальной собственности [31].

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к качеству выполнения оценочных работ‚ используемым принципам оценки‚ раскрывают основные принципы оценки и устанавливают обязательные требования к качеству выполнения оценочных работ с учетом региональных факторов и специфических условий ценообразования в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки объектов интеллектуальной собственности определяют требования к методам оценки объектов интеллектуальной собственности в случаях, когда необходимость такой оценки определена договором между заказчиком и оценщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме отчета об оценке раскрывают основные понятия и устанавливают основные требования к содержанию и форме отчета об оценке. Отчет об оценке – передаваемое заказчику письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке‚ по форме‚ установленной Правилами по применению субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме отчета об оценке‚ и соответствующего требованиям законодательства. Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме отчета об оценке предназначены для применения оценщиками‚ специалистами‚ занимавшимися разработкой методологии определения рыночной или иной стоимости объекта‚ осуществляющими контрольные функции и регулирование оценочной деятельности на территории Республики Казахстан‚ а также лицами‚ принимающими решения‚ направленные на установление‚ изменение или прекращение имущественных прав и обязанностей‚ другими заинтересованными в оценке сторонами.

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки недвижимого имущества раскрывают основные понятия и устанавливают обязательные требования к методам оценки недвижимого имущества с учетом региональных факторов‚ специфических условий ценообразования и отражения их в учете и отчетности‚ в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки движимого имущества раскрывают основные понятия и устанавливают обязательные требования к оценке движимого имущества с учетом региональных факторов‚ специфических условий ценообразования и отражения их в учете и отчетности‚ в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Правила по применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки предприятия‚ как имущественного комплекса устанавливают основные требования к методам оценки и порядок определения рыночной или иной стоимости предприятия‚ как имущественного комплекса‚ с учетом региональных факторов‚ специфических условий ценообразования‚ отражения активов и обязательств в учете и отчетности‚ в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В 2003 году были разработаны и утверждены следующие нормативные документы.

Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2003 г. №130 были утверждены «Рекомендации по применению методов оценки стоимости объектов республиканской государственной собственности». Рекомендации по применению методов оценки стоимости объектов республиканской государственной собственности устанавливают основные положения к применению методов оценки и особенности определения рыночной или иной стоимости объектов республиканской государственной собственности с учетом региональных факторов‚ специфических условий ценообразования‚ отражения активов и обязательств в учете и отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Рекомендации предназначены для применения оценщиками‚ привлекаемыми в установленном законодательством порядке‚ при оценке объектов республиканской государственной собственности на территории Республики Казахстан [32].

В целях реализации Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций утвердило Правила аккредитации физического или юридического лица, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, в которых был определен порядок проведения аккредитации [33].

Постановление правительства РК от 02.09.2003г. №890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренды, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков» установило:

-  базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность;

-  базовую ставку платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду в размере земельного налога, исчисленного по земельному участку в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, при этом размер ежегодной аренды платы за земельный участок устанавливается в пределах 100-120% от базовой ставки платы за земельный участок при сдаче в аренду;

-  размер платы за продажу права аренды земельных участков в процентах от кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка по срокам [34].

Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 28 декабря 2004 года № 105-П утверждена «Инструкция по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков». Инструкция по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков разработана в целях обеспечения единого подхода по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков и сопоставимости ее результатов на территории Республики Казахстан [35].

Инструкция по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков устанавливает порядок по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II ЗРК [36] и постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков» [34].

Кадастровая (оценочная) стоимость конкретного земельного участка определяется территориальным органом по управлению земельными ресурсами в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки, предоставляемые на возмездной основе в частную собственность государством, с применением к ним поправочных (повышающих или понижающих) коэффициентов и оформляется территориальным органом по управлению земельными ресурсами актом определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

Базовые ставки платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность в населенных пунктах (поселки и сельские населенные пункты), расположенных в пригородной зоне городов Астаны, республиканского значения, областных центров и курортной зоне, увеличиваются в два раза.

Конкретные размеры поправочных (повышающих или понижающих) коэффициентов применяемых к базовым ставкам платы устанавливаются в составе землеустроительного проекта (дела). При этом они определяются:

-  в пределах границ населенных пунктов, на основании данных утвержденных местными представительными органами в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Республики Казахстан;

-  за пределами границ населенных пунктов, на основании земельно-кадастровых карт, материалов почвенного, геоботанического, почвенно-мелиоративного и других изысканий с учетом норм пунктов 3-5 статьи 11 Земельного кодекса Республики Казахстан [34].

Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 21 июля 2005 года № 226-ОД утверждены «Правила проведения переоценки основных средств субъектами естественных монополий» [37]. Правила проведения переоценки основных средств субъектов естественных монополий разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан «О естественных монополиях», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об оценочной деятельности». Основной целью разработки Правил проведения переоценки основных средств субъектами естественных монополий является определение принципов проведения, порядка организации и осуществления субъектами естественных монополий переоценки основных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.