Дипломная работа: Сущность правового регулирования общественных отношений в области оценочной деятельности
-
создать системы
досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости, путем создания
экспертных советов и третейских судов;
-
принять меры по
расширению рынка оценочных услуг, что в свою очередь будет способствовать
развитию рыночных отношений в различных сферах деятельности и повышению их
эффективности. Включить следующие виды объектов оценки: инвестиционные проекты,
кадастровая оценка земли, налоговая оценка имущества физических лиц, ломбарды,
интеллектуальная собственность, материальный и моральный ущерб, которые должны
выполнять оценщики.
-
осуществить
переход всех сфер деятельности на рыночную стоимость (налоги, аренда
госсобственности, контракты на недропользование, оценка инвестиционных
проектов, и т.д.);
-
разработать
нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношение между оценщиками и аудиторами,
банками, страховыми компаниями, финансовыми институтами и т.д.
-
создать систему
информационного обеспечения оценочной деятельности;
-
создать условия
для организации научных исследований в области оценки имущества в рамках
программы инновационного развития Казахстана (гранты, госзаказ) [23].
Оценщик в соответствии с
терминологией Международных стандартов – это физическое лицо, обладающее
необходимой квалификацией и являющееся членом профессиональной организации. Для
того, чтобы привести положения закона «Об оценочной деятельности в РК» в
соответствие с МСО 2007, необходимо исключить термин: оценщик - юридическое
лицо. В настоящее время юридическое лицо имеет право получить лицензию, если в
его штате числится и работает не менее 2-х лицензированных оценщиков -
физических лиц. Кроме того, в приказ (приложение к лицензии) включаются и
другие лица, имеющие право осуществлять оценку. Такая система не позволяет
осуществить учет и подсчитать, сколько же физических лиц в Казахстане имеет
право заниматься оценочной деятельностью. Кроме того, физические лица часто
переходят из одного юридическое лицо в другое, и проконтролировать этот процесс
сложно. Есть случаи, когда оценочную фирму организовывает и возглавляет лицо,
не имеющее лицензии, но являющееся родственником (свойственником) руководителя
банка или другого крупного заказчика. Так как физические лица и юридические
лица не обязаны сообщать о перемене своего почтового адреса, в настоящее время
связь с ними у уполномоченного органа полностью утрачена. После отмены
лицензирования положение еще более усугубится.
Внесенные изменения в
Закон «Об оценочной деятельности в РК» требуют, чтобы все профессиональные
оценщики, а также юридические лица, в обязательном порядке стали членами одной
из Палат оценщиков. То есть тем самым законодательно будет введено обязательное
двойное членство оценщиков физических лиц и юридических лиц, которое будет
ликвидировано с отменой лицензирования. Обязательное членство всех физических
лиц позволит, наконец, наладить их учет, но чтобы принять в члены физическое
лицо не имеющих лицензию, а работающих по списку, приложенному к лицензии
юридическое лицо, они должны сами иметь лицензию. Необходимо за установленный
9-ти месячный период всех их аттестовать и лицам, подтвердившим свою квалифицикацию
выдать лицензии [23].
Каждое лицо имеет право
выбора, в какую палату ему вступать. Работники юридического лица могут вступить
вместе со своей организацией в одну палату, а могут выбрать разные палаты. Этот
конституционный принцип права выбора, создаст конкуренцию между палатами и
позволит лучшим из них стать настоящими саморегулируемыми организациями.
Оценщики выберут те саморегулируемые организации, которые имеют собственную
материальную, методическую и информационную базу, необходимую для повышения
квалификации и оценки. За период до отмены лицензирования в Казахстане на базе
объединения региональных палат должно образоваться 3-4 саморегулируемые
организации с численностью оценщиков физических лиц не менее 300 человек.
В течение 9 месяцев оценщики
обязаны вступить в одну из региональных палат. При их приеме Палаты имеют право
провести аттестацию своих членов, если включат этот пункт в Правила приема. При
этом они имеют право присвоить им категории, как это сделано в странах ближнего
и дальнего зарубежья. В квалификационном свидетельстве палаты должны быть
указаны виды объектов оценки, которые может профессионально оценивать данное
физическое лицо, и категория его квалификации:
-
Оценщик – высшее
образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим
специальностям с дополнительной подготовкой по профилю оценочной деятельности,
без предъявления требований к стажу работы. Данный уровень квалификации
позволяет оценщику участвовать в осмотре объекта оценки и выполнять простейшие
расчеты совместно со специалистами более высокой квалификации.
-
Оценщик II
категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или
экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в
области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку отдельных
объектов движимого и недвижимого имущества и подписывать отчет в качестве
исполнителя.
-
Оценщик I
категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или
экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в
области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех активов
предприятий, включая объекты интеллектуальной собственности.
-
Главный оценщик –
высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и
техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной
деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный уровень
квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества и
проводить экспертизу отчетов своей организации.
-
Магистр оценки –
высшее образование, магистр, магистр делового администрирования, доктор PhD,
кандидат или доктор экономических наук и дополнительная подготовка в области
оценочной деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный
высший уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества,
проводить экспертизу любых отчетов и повышать квалификацию оценщиков в качестве
преподавателя на семинарах.
Оценщик – физическое лицо
обязан регулярно повышать свою квалификацию. Повышение квалификации
производится по инициативе оценщика, либо в обязательном порядке. В
обязательном порядке должны повысить свою квалификацию или подтвердит имеющий
уровень квалификации:
-
Оценщик – не реже
одного раза в два года;
-
Оценщик II
категории – не реже одного раза в три года;
-
Оценщик I
категории, Главный оценщик - не реже одного раза в 5 лет;
-
Магистр оценки не
обязан проходить переподготовку (он сам учит оценщиков) [24].
После аттестации и
наличии в палате достаточного количества высококвалифицированных оценщиков,
проводится конференция, на которой избираются коллегиальные органы. В период
массового приема в члены палат, нет необходимости в создании коллегиального
органа, принимающего решение о членстве, т.к. отказать в приеме
лицензированному оценщику палата не имеет права.
Палата на своей
конференции избирает Президиум, Экспертный и дисциплинарный совет, а также
ревизионную комиссию (ревизора).
Палата разрабатывает и
доводит до всех своих членов Стандарты организации и Кодекс поведения, которые
все члены обязаны выполнять.
Основные принципы
перехода на саморегулирование оценочной деятельности:
-
максимальная
независимость саморегулируемых организаций от государственных структур;
-
прозрачность
процессов саморегулирования;
-
независимая и
стабильная финансовая обеспеченность процессов саморегулирования;
-
соблюдение
принципа повышения компетентности при аккредитации и сертификации организаций,
аттестации и сертификации персонала (специалистов-оценщиков);
-
гармонизация
стандартов и правил осуществления оценочной деятельности;
-
объединение в
составе палаты не менее 200 оценщиков;
-
наличие
опубликованных правил и стандартов оценочной деятельности, обязательных для
выполнения всеми участниками (членами) саморегулируемой организации;
-
наличие у
саморегулируемой организации оценщиков механизмов обеспечения ответственности
ее участников (членов) перед потребителями;
-
наличие
функционально специализированных органов, осуществляющих контроль выполнения
правил и стандартов оценочной деятельности участниками (членами)
саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на ее участников
(членов) мер ответственности.
Система контроля качества
оценки.
В целях совершенствования
действующей системы регулирования и организации проведения экспертизы отчетов
об оценке предлагается:
-
четко
сформулировать перечень единых (обязательных для всех субъектов рынка)
требований к оформлению и содержанию отчета об оценке с учетом специфики
оцениваемого объекта (при этом, каждый конкретный потребитель оценочных услуг
вправе их только расширить).
-
сформировать
единый порядок проведения экспертизы, перечень, состав и глубину этапов и
элементов проверки, максимально формализовать проверяемые параметры, по которым
осуществляется оценка отчета.
-
унифицировать
форму экспертного заключения и возможные выводы по результатам экспертизы.
-
сформировать
унифицированные квалификационные требования к экспертам.
Все указанные элементы
необходимо сформулировать на уровне обязательных нормативных требований.
Важнейшими условиями
создания институциональной структуры экспертной деятельности являются:
-
четкое разделение
функций заказчика и эксперта (т. е. проверки отчета потребителями услуг, в том
числе и госструктурами, на предмет соответствия отчета предъявляемым заказчиком
требованиям экспертизой не является).
-
исключение
возможности осуществления экспертизы отчетов об оценке субъектами
предпринимательской деятельности на рынке оценки.
-
исключение
возможности монополизации рынка экспертизы.
-
формирование
ответственных экспертных органов исключительно на базе саморегулируемых организаций
или уполномоченного органа (т. е. экспертное заключение должно носить характер
официального документа, заверенного подписью уполномоченного лица, и отражать
официальное мнение организации, а не специалиста-эксперта).
-
обеспечение
коллегиальности и объективности экспертного заключения (т. е. наличие
формализованной и документальной процедуры оценки отдельных элементов отчета об
оценке, формирования, оформления и утверждения итогового экспертного заключения
для каждого экспертного органа).
-
обеспечение
ответственности экспертного органа за сформированное заключение, создание
механизма и процедуры апелляции.
-
формирование
механизма подготовки и аттестации экспертов.
-
формирование в
рамках саморегулируемых организаций третейских судов, в том числе рассматривающих
претензии по экспертным заключениям.
-
формирование
третейского суда в региональных палатах, а при несогласии с ним в
Республиканской палате, решения которой носят характер последней инстанции и
обязательны для всех субъектов рынка.
2.3 Анализ нормативных
правовых актов, регулирующих оценочную деятельность
Оценочная деятельность в
Казахстане сформировалась в начале 90-х годов, хотя в большинстве развитых
стран такая специальность существует более полувека. Официальное признание
специальность получила с принятием в 2000 году Закона «Об оценочной
деятельности в РК», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении
оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости
объектов оценки, определяет права и обязанности субъектов оценочной
деятельности, где основными принципами являются объективность и достоверность
[1].
Дальнейшее развитие
законодательная база оценочной деятельности получила в 2002 году с принятием
следующих правил:
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки
предприятия‚ как имущественного комплекса [26];
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме
отчета об оценке [27];
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки
недвижимого имущества (за исключением предприятий как имущественных комплексов)
[28];
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки
движимого имущества (за исключением объектов индустриальной собственности)
[29];
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к качеству выполнения
работ по оценке‚ используемым принципам оценки [30];
-
Правила по
применению субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки
объектов интеллектуальной собственности [31].
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к качеству выполнения оценочных
работ‚ используемым принципам оценки‚ раскрывают основные принципы оценки и
устанавливают обязательные требования к качеству выполнения оценочных работ с
учетом региональных факторов и специфических условий ценообразования в
соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки объектов
интеллектуальной собственности определяют требования к методам оценки объектов
интеллектуальной собственности в случаях, когда необходимость такой оценки
определена договором между заказчиком и оценщиком в соответствии с законодательством
Республики Казахстан.
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к содержанию и форме отчета об
оценке раскрывают основные понятия и устанавливают основные требования к
содержанию и форме отчета об оценке. Отчет об оценке – передаваемое заказчику
письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке‚ по форме‚
установленной Правилами по применению субъектами оценочной деятельности
требований к содержанию и форме отчета об оценке‚ и соответствующего требованиям
законодательства. Правила по применению субъектами оценочной деятельности
требований к содержанию и форме отчета об оценке предназначены для применения
оценщиками‚ специалистами‚ занимавшимися разработкой методологии определения
рыночной или иной стоимости объекта‚ осуществляющими контрольные функции и
регулирование оценочной деятельности на территории Республики Казахстан‚ а
также лицами‚ принимающими решения‚ направленные на установление‚ изменение или
прекращение имущественных прав и обязанностей‚ другими заинтересованными в
оценке сторонами.
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки недвижимого
имущества раскрывают основные понятия и устанавливают обязательные требования к
методам оценки недвижимого имущества с учетом региональных факторов‚
специфических условий ценообразования и отражения их в учете и отчетности‚ в
соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки движимого
имущества раскрывают основные понятия и устанавливают обязательные требования к
оценке движимого имущества с учетом региональных факторов‚ специфических
условий ценообразования и отражения их в учете и отчетности‚ в соответствии с положениями
нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Правила по применению
субъектами оценочной деятельности требований к методам оценки предприятия‚ как
имущественного комплекса устанавливают основные требования к методам оценки и
порядок определения рыночной или иной стоимости предприятия‚ как имущественного
комплекса‚ с учетом региональных факторов‚ специфических условий
ценообразования‚ отражения активов и обязательств в учете и отчетности‚ в
соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Казахстан.
В 2003 году были
разработаны и утверждены следующие нормативные документы.
Приказом Министра
финансов РК от 31 марта 2003 г. №130 были утверждены «Рекомендации по
применению методов оценки стоимости объектов республиканской государственной
собственности». Рекомендации по применению методов оценки стоимости объектов
республиканской государственной собственности устанавливают основные положения
к применению методов оценки и особенности определения рыночной или иной
стоимости объектов республиканской государственной собственности с учетом
региональных факторов‚ специфических условий ценообразования‚ отражения активов
и обязательств в учете и отчетности в соответствии с нормативными правовыми
актами Республики Казахстан. Рекомендации предназначены для применения
оценщиками‚ привлекаемыми в установленном законодательством порядке‚ при оценке
объектов республиканской государственной собственности на территории Республики
Казахстан [32].
В целях реализации Закона
Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании
гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», Правление
Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и
финансовых организаций утвердило Правила аккредитации физического или
юридического лица, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, в
которых был определен порядок проведения аккредитации [33].
Постановление
правительства РК от 02.09.2003г. №890 «Об установлении базовых ставок платы за
земельные участки при предоставлении в частную собственность, при сдаче
государством или государственными землепользователями в аренды, а также размера
платы за продажу права аренды земельных участков» установило:
-
базовые ставки
платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность;
-
базовую ставку
платы за земельные участки при сдаче государством или государственными
землепользователями в аренду в размере земельного налога, исчисленного по
земельному участку в соответствии с налоговым законодательством Республики
Казахстан, при этом размер ежегодной аренды платы за земельный участок
устанавливается в пределах 100-120% от базовой ставки платы за земельный
участок при сдаче в аренду;
-
размер платы за
продажу права аренды земельных участков в процентах от кадастровой (оценочной)
стоимости земельного участка по срокам [34].
Приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 28 декабря
2004 года № 105-П утверждена «Инструкция по определению кадастровой (оценочной)
стоимости земельных участков». Инструкция по определению кадастровой
(оценочной) стоимости земельных участков разработана в целях обеспечения
единого подхода по определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков
и сопоставимости ее результатов на территории Республики Казахстан [35].
Инструкция по определению
кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков устанавливает порядок по
определению кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков в соответствии
с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II ЗРК
[36] и постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003
года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их
предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или
государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу
права аренды земельных участков» [34].
Кадастровая (оценочная)
стоимость конкретного земельного участка определяется территориальным органом
по управлению земельными ресурсами в соответствии с базовыми ставками платы за
земельные участки, предоставляемые на возмездной основе в частную собственность
государством, с применением к ним поправочных (повышающих или понижающих)
коэффициентов и оформляется территориальным органом по управлению земельными
ресурсами актом определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного
участка.
Базовые ставки платы за
земельные участки, предоставляемые в частную собственность в населенных пунктах
(поселки и сельские населенные пункты), расположенных в пригородной зоне
городов Астаны, республиканского значения, областных центров и курортной зоне,
увеличиваются в два раза.
Конкретные размеры
поправочных (повышающих или понижающих) коэффициентов применяемых к базовым
ставкам платы устанавливаются в составе землеустроительного проекта (дела). При
этом они определяются:
-
в пределах границ
населенных пунктов, на основании данных утвержденных местными представительными
органами в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Республики
Казахстан;
-
за пределами
границ населенных пунктов, на основании земельно-кадастровых карт, материалов
почвенного, геоботанического, почвенно-мелиоративного и других изысканий с
учетом норм пунктов 3-5 статьи 11 Земельного кодекса Республики Казахстан [34].
Приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 21
июля 2005 года № 226-ОД утверждены «Правила проведения переоценки основных
средств субъектами естественных монополий» [37]. Правила проведения переоценки
основных средств субъектов естественных монополий разработаны в соответствии с
законами Республики Казахстан «О естественных монополиях», «О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности», «Об оценочной деятельности». Основной целью
разработки Правил проведения переоценки основных средств субъектами
естественных монополий является определение принципов проведения, порядка
организации и осуществления субъектами естественных монополий переоценки
основных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|