рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется исходя из прогнозных бюджетных показателей на основании макроэкономических условий, поскольку помимо трудовых пенсий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужащим, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь это относится к бюджету Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в части возмещения расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочных пенсий (безработным).

Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со своим Положением (Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2122-1) осуществляет аккумулирование и перераспределение своих ресурсов по направлениям, определенным федеральным законом о бюджете на конкретный плановый период.

В соответствии с действующим законодательством бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также отчет о его исполнении согласовывается и одобряется Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь представляет его на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Бюджет составляется на каждый финансовый год с условием обязательной сбалансированности его доходов и расходов, а также обеспечения норматива оборотных средств на текущую выплату всех видов пенсий.

Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета и значимость финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации для всей бюджетно-финансовой системы государства, проект его бюджета, равно как и проект очередного тарифного закона, рассматривается и должен утверждаться одновременно с федеральным бюджетом на соответствующий плановый период. Однако на практике сложность обеспечения сбалансированности финансовой системы пенсионного бюджета, а также неурегулированность целого комплекса вопросов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом зачастую приводят к значительному отставанию по времени бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального бюджета.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляют финансовую основу государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение - обеспечение выплат трудовых пенсий по государственному пенсионному страхованию, а также других видов пенсий, финансируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и других источников, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации [23, с.82].

Финансирование расходов, связанных с досрочным выходам на пенсию безработных, осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации также на возвратной основе.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации либо в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Бюджет пенсионного страхования формируется и исполняется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с условиями, законодательно определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, рядом правительственных документов, и в пределах компетенции - самим Фондом.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства выделяемые на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Все средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год [7, с.38].

В рамках корректировки системы управления Фондом за последние годы отработан порядок создания на базе региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации единых пенсионных служб. В регионах, где действует ЕПС, удалось упростить схему финансирования выплаты пенсий. Средства, полученные от плательщиков и из централизованного фонда, направляются в службу по назначению пенсий.

До настоящего времени расходная и доходная части пенсионного финансового процесса в большей части регионов управляются разными структурами. Сбор страховых взносов и финансирование выплат пенсий осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации, включая его региональные отделения, а начисление пенсий и их выплата пенсионерам - органами социальной защиты на местах. В связи с раздробленностью структуры управления пенсионным процессом основные функции обеспечения его целостности сводятся к Правительству Российской Федерации. Это лишает систему управления финансами мобильности, так необходимой во время быстрых и частых перемен.

Рассматриваемые основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации призваны определить финансовые проблемы пенсионной системы и причины их возникновения.

Таким образом, главной задачей бюджетного планирования пенсионной системы является предотвращение разбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приведенные данные свидетельствуют об относительно благополучной ситуации с исполнением бюджета: в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 1998 г., общие доходы Фонда превышали его общие расходы. Анализ расходов на выплату пенсий и соответствующих им доходных статей бюджета (собственных средств и средств федерального бюджета, направленных на целевое финансирование выплаты государственных пенсий) выявил два «провальных» года-1995 г. и 1998 г. В 1995 г. этот дефицит составлял 1,5% от общей суммы расходов на пенсионное обеспечение, а в 1998 г. - уже более 11%.

Однако основная причина возникшей разбалансированности бюджета обусловлена тем, что в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов, по сути нецелевого расходования пенсионных средств - возможность получения пенсии независимо от уплаты cтpaховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т. д.

Обоснованным можно считать вывод о том, что недостаток финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, приведший к задержкам в выплате пенсий, имеет вполне определенные причины:

необеспеченное страховыми ресурсами Фонда увеличение;

расходов на выплату пенсий;

неконтролируемое расширение нестраховых видов пенсионных выплат;

неурегулированность финансовых взаиморасчетов федерального и пенсионного бюджетов;

рост просроченной задолженности плательщиков по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

падение собираем ости страховых взносов;

несовершенство контроля со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации за плательщиками страховых взносов;

раздробленность системы управления Пенсионного фонда Российской Федерации, которая делает ее неспособной быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Следует отметить, что эти и другие нерешенные проблемы достаточно давно и хорошо известны профессионалам и до сих пор не решены лишь из-за отсутствия эффективных и адекватных методов, а также несовершенства законодательной базы, не полностью отвечающей требованиям пенсионного страхования и затянувшейся перманентной пенсионной реформы.

Пенсионный фонд Российской Федерации является частью бюджетной системы страны, и поэтому благоприятное развитие процессов в экономике позволит частично стабилизировать положение в пенсионной системе, однако приведенные выше примеры наглядно показывают необходимость и актуальность глубокого реформирования сложившейся пенсионной системы и системы управления ею, поскольку в правовом, организационном, экономическом и социальном отношениях они нуждаются в принципиальных изменениях, которые делали бы их адекватными условиями переходного периода и социально ориентированной рыночной экономики.


2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

2.1 Необходимость проведения и основные направления реформы

пенсионной системы в России

Задача государства в рамках системы пенсионного страхования – поддерживание покупательной способности пенсии независимо от изменения экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития. В России размер пенсии, в том числе и по старости, крайне низок. Очень часто объем материального вознаграждения в старости не оправдывает вклад работника в период его трудовой деятельности. Все эти факторы вызывают потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Проведение пенсионной реформы было связано на практике с необходимостью решение ряда вопросов, которые до настоящего времени ни теоретически, ни методически не проработаны современной пенсионной наукой. Среди них наиболее актуальным является вопрос о долгосрочном планировании пенсионных обязательств государства, который непосредственно обусловлен потребностью оперативного контроля за реализации пенсионных прав застрахованных граждан в текущем периоде времени.

Одним из результатов пенсионной реформы является изменения условий формирования долгосрочных обязательств государства и прогнозирование их финансовой обеспеченности. В предыдущей пенсионной модели размер трудовой пенсии непосредственно зависел от продолжительности, точнее – полноты трудового стажа и размера заработка, который учитывался за определенные периоды времени и соотносился со средним уровнем зарплаты в стране за соответствующий период на момент назначения трудовой пенсии.

При этом практически не имел значения факта уплаты и поступления страховых взносов и бюджет пенсионного страхования, что влекло за собой высокую долю задолженности по взносам с начисленного заработка и соответственно относительно низкий уровень собираемости обязательных отчислений.

Таким образом, хотя пенсионные обязательства государства перед застрахованными «накапливались» исходя из стажа и заработка, но конкретный их объем возникал только в момент назначения исходя из наличия финансовых ресурсов в текущем выплатном периоде и с учетом ограничения учитываемого заработка предельным уровне соотношения заработка пенсионера и среднестатистической зарплаты по стране [21, с.45].

Фактическая обеспеченность финансовыми ресурсами накопленных пенсионных обязательств регулировалась хотя и уравнительным способом, но достаточно надежно путем применения специально рассчитанной среднемесячной зарплаты в стране для исчисления и увеличения пенсий.

Таким образом, проблема прогнозирования финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств решалась, что называется, по факту наличия денежных ресурсов.

В условиях пенсионной реформы, имеющей целью создание полноценной страховой пенсионной системы, ситуация принципиально изменяется. Новая пенсионная система вводит понятие пенсионных прав застрахованных лиц и предусматривает достаточно прямой механизм их формирования исходя из суммы уплаченных страховых взносов как на распределительную, так и на накопительную части трудовой пенсии.

При этом в нашей пенсионной системе, впрочем, как и в более развитых – западных – системах, возникают серьезные экономические проблемы, которые решаются различными способами, в зависимости от экономических и социальных особенностей каждой страны.

Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, чтобы представляемые застрахованным пенсионные права в текущем периоде времени были адекватны пенсионным обязательствам, которые государство в лице государственного страховщика гарантирует выполнять в полном объеме через достаточно продолжительный период времени (как известно, продолжительность трудового стажа в среднем составляет 32-37 лет, а продолжительность периода получения трудовой пенсии в среднем – 17- 25 лет). Таким образом, продолжительность периода планирования пенсионных обязательств превышает 60 лет.

Основными параметрами такого планирования и прогнозирования являются все макроэкономические показатели, которые характеризуют уровень развития экономики и соответственно – уровень жизни застрахованных (в трудоспособном возрасте) и пенсионеров, демографические показатели, которые отражают особенности трудовых ресурсов, показатели социально-трудовых отношений, которые должны давать представление о специфики рынка труда. А с учетом развития накопительной составляющей отечественной пенсионной системы необходимо учитывать прогнозные показатели фондового рынка.

Поставленная пенсионной реформой задача долгосрочного прогнозирования финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств имеет перспективы решения с помощью достаточно традиционных для западных систем и слабо развитых в нашей стране актуарных расчетов. Как хорошо известно специалистам, актуарные расчеты имеют достаточно широкую сферу применения в пенсионном страховании: экономическое обоснование размера страхового тарифа обязательных отчислений, экономическая оценка накопленных пенсионных прав застрахованных, финансовая обеспеченность пенсионных обязательств.

В практике развитых западных пенсионных систем именно актуарные методы позволяют количественно оценивать объем предоставляемых пенсионных прав и сопоставлять их с финансовыми ресурсами на соответствующий выплатной период. В случае выявления возможной финансовой необеспеченности предоставляемых застрахованных пенсионных прав располагают несколькими также достаточно традиционными способами урегулирования данного противоречия путем оперативной корректировки пенсионных прав, введения экономически обоснованных и социально оправданных ограничений при расчете государственных пенсионных обязательств, увеличения пенсионной нагрузки на экономику.

Для того чтобы выбрать конкретный механизм регулирования, объемы пенсионных прав застрахованных лиц и финансовую обеспеченность пенсионных обязательств государства необходимо выявить основные факторы и условия их формирования, дать им экономическую оценку с помощью полноценного набора характеристик, отражающих экономические особенности новой пенсионной системы.

Так, согласно принципам обязательного пенсионного страхования объем пенсионных прав застрахованного должен зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, от продолжительности трудового стажа и его структуры (наличие в нем льготных периодов).

Однако на современном этапе развития пенсионной системы размер конкретной пенсии помимо указанных факторов зависит не столько от поступивших страховых взносов, сколько от заработка за краткосрочный (2000-2001 гг.) период перед пенсионной реформой либо за пятилетний период по выбору застрахованного лица.

В одном и в другом случаях невозможно установить степень их представительности объему страховых взносов, уплаченных за весь период жизни застрахованного лица. Неизбежно в обоих случаях одно: будет выбран наиболее «выгодный» вариант учета пенсионных прав, за которым неизбежно последует завышение размера назначенной пенсии, и, соответственно - необходимость перераспределения финансовых ресурсов бюджета пенсионного страхования: либо путем увеличения нагрузки на те категории застрахованных. Которые еще не приобрели право на получение пенсии, либо путем существенного перераспределения пенсионных обязательств государства между различными категориями застрахованных.

Кроме того, размер конкретный пенсии зависит от наличия каких-либо льгот или привилегий, которые в новом законодательстве связаны с предоставлением права льготного получения пенсии. При этом следует иметь в виду, что влияние льготных периодов трудового стажа на размер трудовой пенсии достаточно существенен даже без учета прав отдельных граждан на так называемые нестраховые периоды трудового стажа. Несмотря на то, что виды и продолжительность нестраховых периодов трудового стажа резко сократились после введения «индивидуального коэффициента пенсионера», оставшаяся их часть требует перераспределения соответствующей доли страховых взносов от граждан с более высокими доходами к застрахованным, имеющим такие льготные периоды стажа [21, с.46].

Помимо указанных факторов, определяющих необходимость существенного перераспределения финансовых ресурсов, дополнительную нагрузку на объем страховых прав граждан дает предоставленное законодательством право на сохранение уровня трудовой пенсии.

Влияние приведенных факторов многократно усиливается в результате действий также иных финансовых инструментов, направленных на поддержание покупательной способности пенсий.

Таким образом, сложившиеся факторы развития современной системы объективно определяют наличие серьезного и возрастающего разрыва между текущей экономической оценкой пенсионных прав застрахованных и финансовой обеспеченностью пенсионных обязательств государства. Для того чтобы определить масштабы данного разрыва, необходимо сделать долгосрочный прогноз экономической оценки предоставленных пенсионных прав застрахованным лицам.

В процессе актуарной оценки вариантов развития пенсионной системы используется целый комплекс экономических показателей.

Для оценки социальных результатов развития пенсионной системы приняты следующие критерии:

-  коэффициент замещения трудовой пенсии по старости;

-  соотношение размера трудовой пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера.   

Для оценки экономических результатов развития пенсионной системы используются следующие критерии:

-  сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по итоговому финансовому результату;

-  нагрузка пенсионной системы на плательщиков.

В течение последнего десятилетия Россия наряду с бывшими республиками Советского Союза приступили к реформированию системы пенсионного обеспечения, существовавшей ранее исключительной за счет государственного бюджета.

На первом этапе преобразований в большинстве стран управление пенсионной системой было передано специфическим социально-экономическим институтам – национальным пенсионным фондам. Их финансирование осуществлялось путем целевых отчислений работодателей. Размер этих отчислений устанавливался в процентном отношении от фонда заработной платы работников. Выплаты пенсий производилась только за счет расходования средств, получаемых из указанных источников.

Такой порядок финансирования, по сути, и предопределил последующий кризис распределительной системы. Из-за прогрессирующей инфляции, недоимки и растущей безработицы национальные пенсионные фонды испытывали постоянный дефицит, проводивший к задержке пенсий, объем которых к моменту выплаты не соответствовал прожиточному минимуму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.