рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Европейская система центральных банков: организация и задачи деятельности

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

1.    предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

2.    операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

3.    установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.

Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

На серьезность проблемы взаимодействия национальных и нового центрального банка при переходе на единую валюту в ЕЭС указывал еще несколько лет назад всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии, Милтон Фридман. По его мнению, реализация валютного союза невозможна без ликвидации национальных банков Франции, Германии, Италии и других его членов. В случае управления Европейским центральным банком через комитет представителей национальных банков представители разных стран неминуемо будут отстаивать свои национальные интересы, полагает Фридман.

Однако такое предположение противоречит цели создания Европейского экономического и валютного союза. Если Европейский центральный банк станет лишь координирующим центром национальных банков стран ЕЭВС без реальных финансовых рычагов, то он не сможет взять на себя полную ответственность за монетарную политику и проведение операций на валютных рынках, как это предусмотрено Маастрихтским договором.

При явно и последовательно наднациональном характере Европейского центрального банка определенные функции и поле деятельности сохраняются за Национальными центральными банками отдельных стран. Можно предположить, что с течением времени баланс в соотношении полномочий наднациональных и национальных органов управления Европейской системой центральных банков постепенно будет смещаться в сторону первых.

Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ (т.е. 5 млрд. евро начиная с 1 января 1999г.). в дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:

50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;

50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.

Эти данные будут корректироваться каждые 5 лет.

По состоянию на 1 июня 1998г. одиннадцать Национальных центральных банков стран – участниц ЕЭВС полностью оплатили свою долю капитала Европейского центрального банка. Остальные четыре внесли по 5% от своей доли капитала. Вследствие этого в настоящее время ЕЦБ обладает действительно оплаченным первоначальным капиталом в сумме, составляющей почти 4 млрд. евро (Приложение 9).

Согласно учредительным документам чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке:

часть ее, которая определяется Советом Управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала);

оставшаяся часть распределяется между держателями акций банка в соответствующей пропорции.

2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской системы центральных банков.

В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Основной объект регулирования при проведении этих операций – ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции. Одинаковые для всех стран – участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство. К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.

Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур. В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории.

1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.

Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

·     «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;

·     проводятся регулярно, каждую неделю;

·     имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;

·     операции осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

·     доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;

·     все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;

·     в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.

Отметим отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

·     служат средством предоставления ликвидности;

·     проводятся регулярно, каждый месяц;

·     имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;

·     осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

·     проводятся на основе стандартных тендеров;

·     все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;

·     в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:

·     могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;

·     могут быть как регулярными, так и не регулярными;

·     имеют срок погашения априори, который не регламентируется;

·     операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;

·     операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;

·     обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);

·     ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

·     в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.

Они характеризуются следующими моментами:

·     осуществляются с целью предоставления ликвидности;

·     проводятся регулярно или не регулярно;

·     имеют срок погашения, который априори не регламентируется;

·     проводятся на основе стандартных тендеров;

·     осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

·     все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;

·     в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

Активы первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим критериям надежности, установленным ЕЦБ для всей «зоны евро».

Активы второго класса – это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.

С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Список активов, допущенных к участию в операциях на открытом рынке, был опубликован в октябре 1998г., причем их курсовая стоимость на начало текущего этапа интеграции составила более 5000 млрд. евро, из которых 98% пришлось на ценные бумаги, представляющие собой обеспечение первого класса.

Основная часть активов (75%), используемых в операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором – 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.

Ставка по первой основной операции рефинансирования была установлена в 3%. В настоящее время (с 11 октября 2000г.) эта величина составляет 4,75%.

Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:

·     «дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);

·     «депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).

Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт. Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов.

С 1 января 1999г. процентные ставки по операциям ЕСЦБ были установлены в следующих размерах: 4,5% - по дополнительным кредитным операциям и 2% - по депозитным. В настоящее время (с 6 октября 2000г.) соответственно – 5,75% и 3,75%.

            При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.

Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

            Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.

            Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время – 2%) к обязательствам в формах:

1)    депозитов овернайт;

2)    депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет;

3)    аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг;

4)    ценных бумаг денежного рынка.

Нулевая резервная ставка применяется к обязательствам по депозитам на срок свыше двух лет, по операциям РЕПО и долговым ценным бумагам со сроком погашения свыше двух лет. Обязательства по отношению к институтам, созданным в «зоне евро», и к ЕСЦБ под резервные требования не попадают.

            В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, - т. е. в соответствии с рыночными условиями.

            В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны – члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

            Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте. С января по май 1999г. в государствах «зоны евро» темп роста цен на потребительские товары составлял 1% в годовой исчислении, тогда как в США – 2,1%, в Канаде – 1,5%, а в среднем для группы индустриальных стран – 1,2%. Существенное повышение роли операций с ценными бумагами в рамках системы, особенно их активное использование в качестве обеспечения, свидетельствует о том, что при проведении операций первостепенное внимание уделяется надежности. Это создает психологический климат уверенности на денежном и финансовом рынках, что объективно снижает инфляционные ожидания в экономике.

Опыт деятельности Европейского центрального банка свидетельствует о возросшей гибкости денежного регулирования в условиях перехода большинства стран ЕЭС к евро.

2.4 Современные проблемы функционирования евро.

Прошло почти 2 года с того момента, как 1 января 1999 года в списке ведущих валют мира появилась новая строка под названием «евро». Несмотря на противоречивые прогнозы, единая европейская денежная единица состоялась и существует. В организации Европейского экономического и валютного союза никаких кардинальных недостатков, которые угрожали бы его жизнеспособности, также не обнаружено. Напротив, теперь с уверенностью можно сказать, что для единой валюты ЕЭВС наступает период становления.

Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, расширение использования евро усилило необходимость структурных изменений, в первую очередь на финансовых рынках.

Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возросло значение других факторов ценообразования на финансовом рынке, в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и как следствие – усиление конкуренции между ними.

Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков, и вследствие этого – к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕЭС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране («принцип якоря»). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах – участниках ЕЭС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках «зоны евро». Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30-50% в Великобритании и Нидерландах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.