рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право

Основной метод финансового контроля – ревизия, наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. и правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборные (частичные).

По организационному признаку они могут быть плановые и внеплановые, комплексные.

При проведении документальной ревизии проверяются следующие документы: первичные денежные документы (счета платежные ведомости, ордера, чеки, денежные отчеты, сметы и т.д.).

Фактическая ревизия: проверка не только документов, но и наличных денег и материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия за определенный период (3 месяца).

При выборочной ревизии контроль направляется на отдельные стороны организационно-хозяйственной деятельности (пример, проверка командировочных расходов). Срок проверки не должен превышать 30 дней.

По окончании ревизии оформляется акт, который имеет важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации, её главным бухгалтером. Замечания и возражения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации должны быть приложены в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта принимаются меры по устранениям нарушений финансовой дисциплины, разрабатываются положения по предупреждению нарушения государсвтенной дисциплины.

Тема № : «Бюджетное право»

1.                Понятие, социально-экономическая роль бюджета

По российскому законодательству бюджет разделен на государственный и местный. Согласно ст. 214 ГК к государственной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет казну республик в составе РФ, области, края, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Согласно ст. 214 ГК имущество, принадлежащее на праве собственности городу и сельскому поселению, другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, которое не закреплено за муниципальными предприятиями, составляют муниципальную казну соответствующего города, сельского поселения или иного муниципального образования.

Государственные бюджеты формируются на уровне РФ, республик, входящих в её состав, автономных округов, автономных образований, краев и областей.

Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков и других административно-территориальных единиц. Вне зависимости от уровня формирования бюджет рассматривается в трех аспектах: как экономическая категория, в материальном смысле, бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория – система денежных отношений, возникновение и реализация которых связаны с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня;

В материальном смысле – централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функция соответствующих органов. Этот аспект имеют ввиду, когда в официальном документе и практике государственной деятельности говорят о финансировании мероприятий, о содержании органов и учреждений за счет какого-то бюджета, о зачислении источников дохода и т.д.

Бюджет как правовая категория – основы финансового планирования образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, которые утверждаются соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Для бюджета как основного финансового плана характерны признаки:

- является универсальным финансовым планом: его показатели охватывают все сферы области экономики и социального развития;

- по отношению к другим финансовым планом является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями формой финансовых планов. В финансовых планах предприятия фиксируются объемы обязательных платежей в бюджет. Государственный бюджет организовывает все средства необходимые им для


Понятие и общая характеристика бюджетных прав.


Бюджетные права являются неотъемлемым элементом правового статуса любого субъекта бюджетного права. Через систему этих бюджетных прав определяется участие субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной деятельности.

Одной из особенностей термина «бюджетные права» является несовпадение его юридического содержания с названием. С точки зрению юридического содержания под «бюджетными правами» понимаются не только те права, которые субъект может реализовать, а может и не реализовать, но и юридические обязанности в области бюджета, т.е. бюджетные правомочия в целом.

Основными актами, определяющими бюджетные права РФ, её субъектов и органов местного самоуправления являются Бюджетный Кодекс РФ, а также Законы республик в составе РФ и решения представительных органов власти других субъектов РФ, принятые ими в соответствии с основами российского бюджетного законодательства.

В зависимости от группы/вида бюджетных правоотношений они могут быть процессуального или материального характера. По субъектному составу бюджетные права могут принадлежать как к конкретным представительным органам власти разного уровня, так и государству в целом. Распределению бюджетных прав по вертикале (т.е. между представительными и исполнительными органами) основано на конституционных нормах и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и власти органов субъекта федерации.

Распределение бюджетных прав между представительными и исполнительными органами одного уровня, т.е. по горизонтали, основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными ветвями власти. Бюджетные права на федеральном, республиканском, областном, краевом и местном уровнях осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. В этой связи территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, т.к. бюджетные права государства, национально-государственных административно-территориальных образований полностью поглощают бюджетные права органов власти соответствующих образований или территорий.

Т.о. под бюджетными правами РФ, её национально-государственных и административно-территориальных образований понимается совокупность их прав и обязанностей в области бюджетной деятельности, которые осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти.


Понятие и принципы бюджетного процесса.

Особенность бюджетов всех уровней – это последовательное прохождение возобновляющихся одних и тех же стадий в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня действует в течении определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт.

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, рассмотрению бюджетов, утверждение бюджетов; исполнение бюджетов, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов. Основные положение формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако, главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории РФ, является бюджетный Кодекс. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Регламентами обеих палат Федерального Собрания и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

На основании российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, которые регламентируют порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дается в бюджетном кодексе.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об исполнении бюджетов занимает период более 3х лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом (в нашей стране он утвержден как 12 месяцев и совпадает с календарным годом).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, которые характерны для бюджетного устройства, т.е. единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Так же характерны и некоторые иные принципы: распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенций между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, рассмотрение и контроль за исполнением бюджета – к функциям органов представительной власти. Всем стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации и бюджетных показателей. Это принцип выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому направлению. Этот принцип реализуется через бюджетную классификацию, т.е. систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное значение со стороны организующих и юридических признаков. С одной стороны применение бюджетной классификации обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней, упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использования по целевому назначению, также создает условия для объединения бюджетов в консолидированный бюджет. С другой стороны бюджетной классификаций выражена правовая организация бюджета, поскольку она является юридическим актом, лежащим в принципе в основе составления и исполнения бюджетов. Также для бюджетного процесса характерен принцип ежегодности, который выражается в повторении его стадий.


Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета.

Несмотря на то, что каждый субъект РФ и органы местного самоуправления формируют и исполняют бюджеты самостоятельно, это не исключает наличие процессуальных юридических норм, которые устанавливают общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Эти положения или принципы заключены в бюджетном законодательстве и состоят в следующем.

Составление бюджета производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития территории. Это означает, что до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы и целевые программы и на основании этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

Правительство РФ организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов РФ (включая города федерального значения) не позднее, чем за 7 месяцев до начала финансового года, инструктивного письма об особенностях составления расчетов проектов бюджетов на предстоящий финансовый год.

В основе составления бюджетов должны находится: проценты от отчислений, регулирующих доходов и принятые в расчет суммы этих отчислений; показатели дотаций и субвенций и их целевое назначение; перечень и процентные доли доходов, закрепленные за бюджетами различных уровней;  перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.


Общие положения.

Органы исполнительной власти тщательно проверяют показатели и могут вносить свои предложения по изменению или уточнению этих показателей.

На основании разработанных планов и прогнозов органы исполнительной власти вносят предложения о постатейной реализации бюджетных расходов.

Утверждение бюджетов осуществляется постатейно.

Практическую работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

Принятые бюджеты оформляются на уровне РФ и её субъектов законами, на уровне местного самоуправления – решением соответствующих органов (эти законы и решения подлежат обязательному опубликованию).

Одновременно с составлением, рассмотрением и утверждением бюджета составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий.

Образуется в соответствии с закон РФ о занятости населения в РФ. Этот фонд предназначен доя финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Правовой режим фонда определен положением о государственном фонде занятости населения РФ, который утвержден постановлением верховного совета РФ от 8 июля 1993 года. Средства фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении подведомственных ему территориальных органов. Эти средства в состав бюджета не входят.

В целях исполнения закона РФ «о медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов определен положением «о федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и положением «о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», которые утверждены постановлением верховного совета от 24 февраля 1993 года.

Федеральные и территориальные фонды медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части обязательного государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Средства этих фондов являются федеральной собственностью, в состав бюджета не входят и изъятию не подлежат. Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве РФ.

В соответствии с указом Президента РФ «О фонде социального страхования в РФ» от 7 августа 1992 года он создан для финансирования выплат и пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3х лет, для санитарно-курортного лечения, оздоровления трудящихся, а также для других целей государственно-правового страхования. Правовой режим этого фонда определяется постановлением РФ о фонде социального страхования в РФ от 12 февраля 1994 года.

В отличие от социальных фондов к числу экономических внебюджетных фондов денежных средств относятся фонды, предназначенные для возрождения и развития каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирование научных исследования, отдельных направлений в хозяйственной деятельности и т.д. Такие фонды создаются как на федеральном, так и на региональном уровне – фонд развития таможенной системы РФ, региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами президента и по решению компетентных органов.


Правовой режим целевых фондов правительства РФ.

Разновидность целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды правительства РФ. Эти фонды создаются по инициативе правительства РФ и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. Эти фонды могут быть отнесены к экономической группе, поскольку создаются для решения экономических задач. К числу таких фондов относятся – Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрождения народов России.

Первый фонд создан в соответствии с постановлением РФ 3 февраля 1994 года, в котором утверждено и положение об этом фонде. Этот фонд является государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высоко эффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми предприятиями. Источниками формирования средств данного фонда являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, которые предусмотрены ежегодно федеральным бюджетом на финансирование науки (добровольные взносы юридических лиц). Средства этого фонда используются на предоставление финансовой помощи для реализации малого инновационного предпринимательства, которое содержит новые виды деятельности и долевое участие фонда в создании хозяйствующих субъектов на финансирование подготовки и повышении квалификации кадров для малого предпринимательства на финансирование научных исследований. Детельность этого фонда прекращается только по решению правительства РФ.

Фонд национально-культурного возрождения народов России. Этот фонд создан по постановлению правительства РФ от 25 мая 1994 года, в котором утверждено положение об этом фонде. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета и добровольных взносов организаций и частных лиц. Средства фонда расходуются на организацию и проведение праздников и юбилеев, также на финансовую поддержку религиозно-культурных мероприятий и на оказание помощи по сохранению памятников национальной культуры.

Средства фонда расходуются в соответствии с решением специально-созданной комиссии при правительстве РФ.


Понятие и система неналоговых доходов государства.

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоговые уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те, и другие платежи, которые поступают в распоряжение государства устанавливаются органами представительной власти РФ и её субъектами. Все указанное позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общую категорию, которая называется государственными доходами. Вместе с тем, для неналоговых платежей, характерны некоторые особенности:

- большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер, т.е. субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности, т.о. государство взимает, неналоговые платежи обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий, т.е. правоотношения носят возмездный характер;

- в отличии от налогов, которые всегда являются обязательными платежами неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей, но большая их часть формируется за счет таких платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенной мере и в определенном порядке в случае неуплаты предусмотренных бюджетом. Методы привлечения на добровольных началах определены законодательством. К ним относятся: выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы;

- особенностью является то, что для неналоговых платежей характерен признак целевой направленности. Перечень платежей, составляющих группу неналоговых доходов государства на разных территориальных уровнях, определяется законом «Об основах налоговой системы в РФ», части 2 налогового кодекса РФ.

К неналоговым платежам относятся следующие:

- платежи за пользование недрами (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование акваторией и за использование морского дна);

- неналоговые платежи за землю (арендная плата и нормативная цена земли);

- платежи за предоставление государственными органами услуг на совершение иных юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц (государственная пошлина, таможенная пошлина); иные пошлины и лицензионные и регистрационные сборы: за получение лицензии на ту или иную деятельность, за регистрацию различных документов, за регистрацию уставных документов, за проверку средств измерений, за сертификацию товаров и иные сборы;

- страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых лежат конкретные государственные программы или задачи социального или экономического характера;

- доходы от приватизации государственной собственности, доходы от расширения объектов, которые подлежат приватизации и т.д.;

- доходы штрафного характера (штрафы, пеня).

Тема № : «Страховое право Российской Федерации»


- понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, которые устанавливаются правовыми актами.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются централизованными доходами государства. Этот признак определяется двумя моментами: внебюджетные социальные фонды, источниками образования которых они являются относятся к государственной форме собственности. Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности независимо от территориального уровня их образования. Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные фонды основан на централизованном регулировании порядка их установления и уплаты.  В частности их размер, круг плательщиков, сроки и т.д. устанавливаются исключительно федеральным законодательством. Следующим признаком является то, что они относятся к обязательным неналоговым платежам. Их обязательность подтверждается тем, что суммы сокрытых или заниженных/невнесенных в установленный срок страховых платежей взыскиваются в принудительном порядке, который установлен законодательством. Страховые взносы имеют целевую направленность в использовании – это означает, что страховые взносы зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент установления взносов и используется в соответствии с общим целевым направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей характерен признак возвратности. Она выражается в том, что при наступлении определенных событий (наступление пенсионного возраста, рождение ребенка и т.д.) за счет страховых взносов из других источников, которые поступают в соответствующий внебюджетный фонд обеспечивается в определенной мере материальная поддержка граждан и уплаченные страховые взносы как бы возвращаются.

- понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг. Для привлечения денежных средств в распоряжение государства помимо других способов применяется государственный кредит.

Кредит – это предоставление денег или товара в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов или форм. Одним из основных видов кредита является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, которые регулируются определенной системой правовых норм.

Государственный долг можно рассматривать как с экономической точки зрения, так и с правовой. Государственный долг, с экономической точки зрения, система денежных отношений, которые возникают в связи с привлечением государством на добровольных началах и для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Сама экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Этот капитал направляется на решение общегосударственных потребностей (как правило, на покрытие дефицита бюджета), либо государство перераспределяет его на льготных условиях между отраслями народного хозяйства. Предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Государственный кредит, с правовой точки зрения, - урегулированные нормами права отношения по аккумуляции временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия дефицита бюджета и регулирование денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по государственному кредиту формируется внутренний государственный долг с материальной точки зрения, представляющей собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и о невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в РФ закреплены в различных нормативно-правых актом. Основными среди которых является закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ». 13 ноября 1992 года впервые принят (март 2005 года).

- формы государственного внутреннего долга.

Долговые обязательства РФ могут быть выражены в следующих трех формах, которые закреплены в ст.2 «О государственном внутреннем долге РФ»:

- в форме кредитов, получаемых государством в лице правительства РФ;

- в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ;

- долговые обязательства в других формах, гарантированные правительством РФ.

Использование такой формы государственных долговых обязательств как кредиты правительства в РФ обуславливаются только недостаточностью бюджетных средств. Государственные займы – это одна из основных форм государственного долга. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством, как правило, в лице правительства РФ, и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения средств посредством государственных ценных бумаг.

Порядок выпуска государственных займов в РФ, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных займов закреплен так же в ст. 75 п. 4. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов. К ним относятся: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие виды. В результате всех государственных кредитных операций в РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

- понятие и организация страхования.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.