Финансовое право
Финансовое право
ФИНАНСОВОЕ
ПРАВО
Тема
№1: «Финансовая деятельность государства»
1)
финансовая
деятельность государства, её понятие и роль;
Реализация
стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования
финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному
и планомерному образованию, распределению и использованию государственных
централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая
деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному
образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации
задач финансово-экономического характера, а также обеспечение
обороноспособности страны и её безопасности. «Главной, определяющей целью финансовой
деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих
достоянную жизнь чела, его свободное развитие». (ст. 7 КРФ). Содержание финансовой
деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в
сфере образования, распределения и использования государственных денег. Финансовая
деятельность государства выступает как важная и необходимая часть механизма
социального управления. Эта функция выражается в том, что аккумулирование
государством денежных средств направляется в отрасли народного хозяйства,
социальные сферы с учетом определенных приоритетов. Посредством финансовой
деятельности создается материальная база, которая необходима для
функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных
органов, обеспечения обороны и безопасности страны. Воздействие государства на
социально-экономические процессы осуществляются не только в форме прямой
финансовой поддержки, но и косвенно. А именно, путем предоставления налоговых
льгот, применение низких процентных ставок, предоставлении отсрочек по
налоговым платежам и т.д. Финансовой деятельности государства свойственны
организационно-правовые особенности. ОТ других сфер деятельности государства
она отличается межотраслевым характером, поскольку аккумуляция, а также
распределение финансовых ресурсов затрагивает все сферы и отрасли
государственного управления; осуществление государством финансовых функций
протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так
и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того,
имеется совместная область ведения общих вопросов между федерацией и её
субъектами.
2)
Предмет
и понятие финансового права
В ходе ведения
финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие
общественные отношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.
Финансовое право распространяется только на финансовые отношения. Т.о. Финансовое
право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения,
которые возникают в процессе образование, распределения, использования денежных
фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для
реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепления
структуры финансовой системы, распределение компетенций между федерацией и её
субъектами и регулирование на основе определенных норм отношений, которые
возникают в процессе финансовой деятельности. Круг участников финансовых
отношений достаточно широк.
Участники
финансовых отношений:
- российская
федерация в целом, её субъекты и местные административно-территориальные
единицы в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти
и связей между ними, которые возникают в связи с распределением финансовых
ресурсов страны;
- связи между
финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями
и организациями, а также учреждениями с другой стороны в связи с выполнением финансовых
обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием
государственных денежных ресурсов;
- связи между
государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием,
распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов
и ресурсов;
- связи между
государственными или муниципальными предприятиями, организациями или
учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного
управления с другой стороны
И т.д.
Предмет
финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности
государства по планомерному образованию, распределению и использованию
централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его
задач.
Тема
№2: «Финансовое право Российской Федерации»
Финансовое право
состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм
выражается в целостной системе внутри которой финансово-правовые нормы в
определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и
институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового
права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений
его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в
определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского
финансового права – это две его части: общая и особенная.
К общей части
финансового права относятся нормы финансового права, которые закрепляют
основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности,
систему государственных органов, разграничение их полномочий, основные черты
финансово-правового положения субъектов, формы и методы финансового контроля и
другие подобные нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности
государства и имеют для неё общее значение.
Особенная часть
состоит из нескольких разделов, которые включают в себя соответствующие
финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые
нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых
отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых
сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях:
государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных
фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов;
государственного кредита; государственного страхования; государственных
расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного
регулирования.
Нормы финансового
права Российской Федерации содержаться в большом числе разнообразных
нормативно-правовых актах (источниках). К ним относятся акты представительных и
исполнительных органов разных масштабов и уровней и органов местного
самоуправления. Т.о. источники финансового права Российской Федерации – это
правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти
и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.
Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, а также
Конституции и уставы субъектов Федерации. ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном банке РФ (банке
России)» №86-ФЗ от 10.07.02.
Тема
№3: «Виды финансово-правовых норм»
Финансово-правовые
нормы – это исходные первичные элементы, которые составляют финансовое право
как отрасль права. Им свойственны все общие черты прав. Нормам присущи
особенности, характерные для данной отрасли права.
Финансово-правовая
норма является установляемым и охраняемым государством правилом поведения
участников общественных правоотношений, которая выражается в их юридических
правах и обязанностях. Особенности обусловлены тем, что она в отличии от других
норм отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе плавного
образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов,
необходимых для осуществления своих задач.
Эти особенности
заключаются в содержании финансово-правовых норм, в характере установленных в
них предписаний, в мерах ответственности за их нарушение, в способе защиты прав
участников финансовых отношений.
Содержание
финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях,
которые возникают в процессе финансовой деятельности. Эти правила выражены в
предоставлении участникам этих отношений как юридических прав, так и
обязанностей, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и
использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Классификация
финансово-правовых норм:
1 – по способу
воздействия на участников финансовых отношений:
- обязывающие;
- запрещающие;
-
уполномачивающие.
Обязывающие
требуют от участников финансовых отношений совершения определенных действий,
устанавливает обязательность в сфере этих отношений (предписывает налоговым
органам известить налогоплательщика о суммах и сроках платежей, а гражданам –
своевременность уплаты этих платежей).
Запрещающая
содержит запрет на совершение определенных действий и устанавливает обязанность
участников тношений воздержаться от них.
Уполномочивающая
устанавливает права участников финансовых отношений на совершение
самостоятельных действий в предусмотренных рамках.
2 – по
содержанию:
- материальные;
- процессуальные.
Материальные
финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств
предприятий и граждан перед государством, а также источников образования
кредитных ресурсов, виды расходов, включаемых в бюджет, т.е. материальное
содержание юридических прав и обзанностей финансовых отношений.
Процессуальные
устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и
использования государственных денежных фондов (доходов).
Субъекты
финансовых правоотношений.
Финансовое право,
регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, или
субъектов этих отношений. Наделяет их юридическими правами и обязанностями,
которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование
денежных фондов, или средств. Носители этих прав и обязанностей и являются
субъектами финансового права. Следует различать понятия: субъекты финансового
права и субъект финансового правоотношения, хотя они во многом совпадают.
Субъект
финансового права – лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально
способное стать участником правоотношения.
Субъект финансового
правоотношения – реальный участник конкретных правоотношений.
Особенности круга
субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:
-
общественно-территориальные образования;
- коллективные
субъекты;
- индивидуальные субъекты.
Такой круг
субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет
право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за
государственными органами, что выражает принцип народовластия, который закреплен
в Конституции РФ.
Коллективными
субъектами финансового права являются государственные и общественные
организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и
управления, предприятия, организации, учреждения, которые основаны на различных
формах собственности.
Органы
государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового
права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг
входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня
и субъектов федерации.
Особую группу
составляют органы местного самоуправления, которые осуществляют самостоятельные
решения финансовых вопросов местного значения.
К юридическим
лицам, субъектам финансового права, относятся и индивидуальные частные предприятия,
которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в
финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей
государству, использование дотаций из бюджета по поводу государственного
кредита и других источников финансирования.
Индивидуальные
субъекты финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны,
главным образом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые
поступают в распоряжение государства. Законодательство в данном случае
устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате
налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум,
или определенного имущества, подлежащего налогообложению.
Основные
принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
- принцип
федерализма. Согласно этому принципу финансовая деятельность направлена на
сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации,
обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, которые
имеют общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и
самостоятельность субъектов федерации в целом в рамках Конституции РФ;
- единство
финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъекта федерации не
должна выходить за рамки основной федеральной политики, а также устанавливаемых
общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, которые взимаются в
федеральный бюджет и общие принципы налогообложения устанавливаются единым
федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием
единства экономического пространства в РФ. Соответственно, единство финансовой
политики требует единой денежной системы в стране. Эмиссия денег осуществляется
исключительно Центральным Банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не
допускается (ст. 75 Конституции РФ)
- принцип
равноправия субъектов (определяется ст. 5 Конституции РФ). На каждого из
субъектов федерации распространяется единое финансовое законодательство. Вне
пределах ведения РФ каждый из субъектов осуществляет собственное правовое
регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность,
т.е. утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.;
- принцип
самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления.
Данный принцип гарантирован следующими статьями 13, 130-133. Эти органы
руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего
субъекта федерации. Они самостоятельно составляют и утверждают местный бюджет,
самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с
законодательством;
- принцип
социальной направленности финансовой деятельности (ст. 7 Конституции РФ).
Согласно этого принципа предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установлен
гарантированный минимум оплаты труда, обеспечение государственной поддержки
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие
социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и др. способов
гарантий социальной защиты;
- принцип
разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция, исходя из
этого принципа, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов
власти. По федеральным налогам и сборам, по финансовому и валютному
регулированию, по кредитному регулированию и денежной эмиссии. К полномочиям
Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета, обеспечение
его исполнения, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики
(ст. 114)
Тема
№5: «Финансовый контроль»
Финансовый контроль
– это составная (специальная) часть, осуществляемого в стране контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий
в области образования, распределения и использования денежных фондов
государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного
экономического развития страны и отдельных регионов.
Значение
финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:
- соблюдение
установленного правопорядка;
- экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, в соответствии задачам
государства.
Финансовый
контроль присущ всем государственно-правовым институтам, поэтому имеются нормы,
которые предусматривают его специфику в отдельных финансово-правовых
институтах.
Основное содержание
финансового контроля заключается в следующем:
- проверке
выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного
самоуправления;
- проверке
правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, а
также учреждениями и организациями, находящимся в их хозяйственном ведении или
оперативном управлении денежных ресурсов;
- проверке
соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных
средств;
- выявление
внутренних резервов производства и выявление и предупреждение нарушений в
финансовой сфере.
Виды
и органы финансового контроля.
Финансовый
контроль включает в себя три вида: предварительные, текущие и последующие.
Предварительные
контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и
использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для
предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются
подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для
осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые
планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д. Смета – это план, по которому
производятся расчеты.
Текущий
финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций, а
именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и
использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов,
капитального строительства и т.д.
Последующий
контроль – контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций,
т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и
использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В
этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её
нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
В ведение
государственной думы передан контрольно-бюджетный комитет, который был создан
ранее, при верховном совете, в соответствии с законом Российской Федерации об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как
независимый от правительства и администрации президента орган. В компетенцию
контрольно-бюджетного комитета входят проведение финансового контроля за:
исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением
эффективности расходование государственных средств, сферы материального
производства, обороны и правоохранительных органов при формировании доходов и
расходов, и за использовании внебюджетных фондов.
Счетная Палата
наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Этот финансовый
орган подотчетен Федеральному Собранию Российской Федерации. Деятельность
Счетной Палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в
отношении намечаемых, осуществляемых и уже проведенных государственных
расходов. К её задачам относятся следующие: организация и осуществление
контроля за своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности
доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению,
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и
федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов,
которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального
бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета из средств федеральных внебюджетных фондах в банках.
В целях
эффективности президентского контроля, создан специальный орган, Контрольное
Управление Президента Российской Федерации. Его функции: анализ деятельности
специальных органов контроля и надзора; рассмотрение жалоб, обращений граждан,
предприятий, организаций, учреждений.
В пределах своих
полномочий Правительство Российской Федерации осуществляет систематический
контроль за исполнением законов Российской Федерации, и иных актов,
регулирующих финансовое отношение, а также принимает меры по устранению их
нарушений. Одновременно в полномочия правительства входит контроль за
деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. При этом
правительство Российской Федерации вправе отменять акты этих органов.
На Министерство
Финансов возложен финансовый контроль за целесообразным рациональным
расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов,
а также за использованием инвестиций, средств в иностранной валюте, которые
выделяются на основании решений правительства российской федерации. В связи с
этим министерство праве проводить документальные ревизии и проверки
поступления, сохранности и правильности расходования федерального органа
субъекта средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, а
также проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности
бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных
средств.
Еще к этим
органам относятся Налоговая Служба, Государственный Страховой надзор.
Методы
финансового контроля.
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или
способы, а также средства его осуществления. Используются следующие методы
финансового контроля: ревизия, проверка (документации, состояние учета
отчетности); рассмотрение финансовых планов, рассмотрение заявок, рассмотрение
отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов,
заслушивание информации должностных лиц и т.д.
Страницы: 1, 2
|