рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право

Финансовое право

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Тема №1: «Финансовая деятельность государства»

1)                финансовая деятельность государства, её понятие и роль;

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности. «Главной, определяющей целью финансовой деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достоянную жизнь чела, его свободное развитие». (ст. 7 КРФ).  Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денег. Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая часть механизма социального управления. Эта функция выражается в том, что аккумулирование государством денежных средств направляется в отрасли народного хозяйства, социальные сферы с учетом определенных приоритетов. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, которая необходима для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны. Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляются не только в форме прямой финансовой поддержки, но и косвенно. А именно, путем предоставления налоговых льгот, применение низких процентных ставок, предоставлении отсрочек по налоговым платежам и т.д. Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. ОТ других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым характером, поскольку аккумуляция, а также распределение финансовых ресурсов затрагивает все сферы и отрасли государственного управления; осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется совместная область ведения общих вопросов между федерацией и её субъектами.


2)                Предмет и понятие финансового права

В ходе ведения финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые регулируются соответствующими отраслями права. Финансовое право распространяется только на финансовые отношения. Т.о. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образование, распределения, использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепления структуры финансовой системы, распределение компетенций между федерацией и её субъектами и регулирование на основе определенных норм отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Круг участников финансовых отношений достаточно широк.

Участники финансовых отношений:

- российская федерация в целом, её субъекты и местные административно-территориальные единицы в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти и связей между ними, которые возникают в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

- связи между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями и организациями, а также учреждениями с другой стороны в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных ресурсов;

- связи между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;

- связи между государственными или муниципальными предприятиями, организациями или учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного управления с другой стороны

И т.д.

Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Тема №2: «Финансовое право Российской Федерации»


Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная.

К общей части финансового права относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения субъектов, формы и методы финансового контроля и другие подобные нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, которые включают в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования.

Нормы финансового права Российской Федерации содержаться в большом числе разнообразных нормативно-правовых актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Т.о. источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, а также Конституции и уставы субъектов Федерации. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном банке РФ (банке России)» №86-ФЗ от 10.07.02.

Тема №3: «Виды финансово-правовых норм»


Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, которые составляют финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты прав. Нормам присущи особенности, характерные для данной отрасли права.

Финансово-правовая норма является установляемым и охраняемым государством правилом поведения участников общественных правоотношений, которая выражается в их юридических правах и обязанностях. Особенности обусловлены тем, что она в отличии от других норм отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе плавного образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов, необходимых для осуществления своих задач.

Эти особенности заключаются в содержании финансово-правовых норм, в характере установленных в них предписаний, в мерах ответственности за их нарушение, в способе защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Эти правила выражены в предоставлении участникам этих отношений как юридических прав, так и обязанностей, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Классификация финансово-правовых норм:

1 – по способу воздействия на участников финансовых отношений:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномачивающие.

Обязывающие требуют от участников финансовых отношений совершения определенных действий, устанавливает обязательность в сфере этих отношений (предписывает налоговым органам известить налогоплательщика о суммах и сроках платежей, а гражданам – своевременность уплаты этих платежей).

Запрещающая содержит запрет на совершение определенных действий и устанавливает обязанность участников тношений воздержаться от них.

Уполномочивающая устанавливает права участников финансовых отношений на совершение самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

2 – по содержанию:

- материальные;

- процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, а также источников образования кредитных ресурсов, виды расходов, включаемых в бюджет, т.е. материальное содержание юридических прав и обзанностей финансовых отношений.

Процессуальные устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).


Субъекты финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, или субъектов этих отношений. Наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование денежных фондов, или средств. Носители этих прав и обязанностей и являются субъектами финансового права. Следует различать понятия: субъекты финансового права и субъект финансового правоотношения, хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное стать участником правоотношения.

Субъект финансового правоотношения – реальный участник конкретных правоотношений.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:

- общественно-территориальные образования;

- коллективные субъекты;

- индивидуальные субъекты.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, который закреплен в Конституции РФ.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления, предприятия, организации, учреждения, которые основаны на различных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, которые осуществляют самостоятельные решения финансовых вопросов местного значения.

К юридическим лицам, субъектам финансового права, относятся и индивидуальные частные предприятия, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей государству, использование дотаций из бюджета по поводу государственного кредита и других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны, главным образом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые поступают в распоряжение государства. Законодательство в данном случае устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению.


Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

- принцип федерализма. Согласно этому принципу финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, которые имеют общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов федерации в целом в рамках Конституции РФ;

- единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъекта федерации не должна выходить за рамки основной федеральной политики, а также устанавливаемых общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, которые взимаются в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения устанавливаются единым федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Соответственно, единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается (ст. 75 Конституции РФ)

- принцип равноправия субъектов (определяется ст. 5 Конституции РФ). На каждого из субъектов федерации распространяется единое финансовое законодательство. Вне пределах ведения РФ каждый из субъектов осуществляет  собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, т.е. утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.;

- принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип гарантирован следующими статьями 13, 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации. Они самостоятельно составляют и утверждают местный бюджет, самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законодательством;

- принцип социальной направленности финансовой деятельности (ст. 7 Конституции РФ). Согласно этого принципа предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установлен гарантированный минимум оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и др. способов гарантий социальной защиты;

- принцип разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.  По федеральным налогам и сборам, по финансовому и валютному регулированию, по кредитному регулированию и денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114)

Тема №5: «Финансовый контроль»


Финансовый контроль – это составная (специальная) часть, осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного экономического развития страны и отдельных регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

- соблюдение установленного правопорядка;

- экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, в соответствии задачам государства.

Финансовый контроль присущ всем государственно-правовым институтам, поэтому имеются нормы, которые предусматривают его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля заключается в следующем:

- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, а также учреждениями и организациями, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

- выявление внутренних резервов производства и выявление и предупреждение нарушений в финансовой сфере.

Виды и органы финансового контроля.

Финансовый контроль включает в себя три вида: предварительные, текущие и последующие.

Предварительные контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д. Смета – это план, по которому производятся расчеты.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.

Последующий контроль – контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В ведение государственной думы передан контрольно-бюджетный комитет, который был создан ранее, при верховном совете, в соответствии с законом Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от правительства и администрации президента орган. В компетенцию контрольно-бюджетного комитета входят проведение финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности расходование государственных средств, сферы материального производства, обороны и правоохранительных органов при формировании доходов и расходов, и за использовании внебюджетных фондов.

Счетная Палата наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Этот финансовый орган подотчетен Федеральному Собранию Российской Федерации. Деятельность Счетной Палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже проведенных государственных расходов. К её задачам относятся следующие: организация и осуществление контроля за своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета из средств федеральных внебюджетных фондах в банках.

В целях эффективности президентского контроля, создан специальный орган, Контрольное Управление Президента Российской Федерации. Его функции: анализ деятельности специальных органов контроля и надзора; рассмотрение жалоб, обращений граждан, предприятий, организаций, учреждений.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации, и иных актов, регулирующих финансовое отношение, а также принимает меры по устранению их нарушений. Одновременно в полномочия правительства входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. При этом правительство Российской Федерации вправе отменять акты этих органов.

На Министерство Финансов возложен финансовый контроль за целесообразным рациональным расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также за использованием инвестиций, средств в иностранной валюте, которые выделяются на основании решений правительства российской федерации. В связи с этим министерство  праве проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федерального органа субъекта средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, а также проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств.

Еще к этим органам относятся Налоговая Служба, Государственный Страховой надзор.


Методы финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, а также средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизия, проверка (документации, состояние учета отчетности); рассмотрение финансовых планов, рассмотрение заявок, рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, заслушивание информации должностных лиц и т.д.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.