рефераты скачать

МЕНЮ


Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ

Другим видом некоммерческих организаций, особенностям правового положения которых специальная правосубъектность ПФР соответствует в большей степени, является учреждение (что и записано в ст. 5 Закона "Об основах обязательного социального страхования". Согласно ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях" учреждением признается "некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти, организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть как публичными, так и частными. Учреждения создаются по решению собственника или уполномоченного им органа и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения. Собственник назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа, хотя в некоторых учреждениях могут быть и коллегиальные органы управления.

Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Это означает, что права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника имеют ограниченный характер и устанавливаются законом (ст. 296 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), а отчуждение или иное распоряжение имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), в связи с чем участие учреждения в имущественном обороте ограничено.

Устав, положение или другие учредительные документы могут предусматривать осуществление учреждением в рамках специальной правоспособности отдельных видов деятельности, приносящей доходы. Последние, как и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но являются собственностью учредителя.

Учреждения отвечают перед кредиторами только своими денежными средствами, при отсутствии которых субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п. 2 ст. 120 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, п. 2 ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях"). Соответственно учреждения не могут быть объявлены банкротами, допустимы лишь их реорганизация или преобразование в другую некоммерческую организацию.

Таким образом, общие нормы, определяющие гражданско-правовое положение учреждения как юридического лица, во многом могут быть соотнесены и с положением Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Но вместе с тем отдельные аспекты создания и функционирования ПФР не укладываются в рамки, очерченные законодателем для учреждений. Это касается, в частности, финансирования ПФР и той самостоятельной и весьма значительной роли, которую он играет в бюджетной системе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Рассмотренные выше изменения правового статуса ПФР были закреплены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со ст. 5 которого ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, причем нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Среди обязанностей ПФР в статье 17 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" упомянуты назначение и своевременная выплата трудовых пенсий. Таким образом, ПФР уже законодательно получил статус государственного учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий.

Однако, передав в руки Фонда названные функции, государство в то же время сохранило за собой часть полномочий по управлению пенсионными накоплениями. В частности, в соответствии со ст. 12 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

- установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и порядка его исполнения;

- утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

- управление системой обязательного пенсионного страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Во исполнение норм названного Закона и в соответствии с постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 апреля 2003 г. No 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений было назначено Министерство финансов Российской Федерации (точнее, входящая в его структуру Федеральная служба финансово-бюджетного контроля), а государственной управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, которые формируются в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля - согласно постановлению правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2003 г. No 34 - Банк внешнеэкономической деятельности РФ (Внешэкономбанк).

В соответствии с постановлением Правительства от 2 апреля 2003 г. на Минфин РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ были возложены следующие функции:

- контроль за соблюдением государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения договоров;

- установление порядка расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- согласование предложений Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по определению ожидаемой потребности в средствах для выплаты накопительной части трудовой пенсии, в том числе правопреемникам умерших застрахованных лиц, при подготовке проекта бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий период;

- обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и о возмещении вреда, причиненного государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в результате нарушений законодательства;

- принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Таким образом, важнейшие функции по реальному управлению финансами страховой части пенсионных накоплений государство сохранило за правительственными структурами, причем совершило это с нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же Закона. В числе таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка не было. Следовательно, по Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное управление.

Стоит заметить, однако, что во всех трех названных нормативных актах, включая Закон об обязательном пенсионном страховании, присутствует ссылка на Федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", на основании которого должна строиться деятельность Пенсионного фонда России и его территориальных органов в новых условиях. Названный закон пока еще не принят, но стоит отметить, что в своей нынешней редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно меняет правовой режим деятельности Пенсионного фонда и объем возложенных на него задач.

Итак, если принять во внимание, что пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы; 3) регистрацию и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время выполняет практически все из них, за исключением сбора той части налоговых поступлений (ЕСН), которые первоначально зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти все названные функции, за исключением второй, могут выполняться только при наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением, каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции, которые не соответствуют его правовому статусу.

Итак, рассмотренные основы правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ позволяют сделать следующие выводы:

1) Как субъект материальных и финансово-правовых отношений по предоставлению всех видов государственных пенсий ПФР в настоящее время выполняет функции по частичному сбору, аккумуляции, финансированию, назначению, перерасчету и выплате государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) В финансовых правоотношениях Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ участвует как самостоятельная форма образования и расходования денежных средств, учреждение, предназначенное для управления финансами государственного пенсионного обеспечения и обладающее собственным объектом и предметом правового регулирования.

3) В правоотношениях по пенсионному обеспечению граждан ПФР выступает как уполномоченное учреждение, не входящее в структуру органов исполнительной власти, но осуществляющее особые государственные функции. В этой роли ПФР опосредует публично-правовые финансовые обязательства государства и соответственно может быть признан юридическим лицом, предназначенным для осуществления строго определенных целей и обладающим особым правовым статусом

4) Являясь, по сути, своей некоммерческой организацией, действующей в форме учреждения, Пенсионный фонд в то же время в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции, не свойственные всем прочим организациям, действующим в форме некоммерческих учреждений, и в связи с этим нуждается в наличии специальных правовых источников, регулирующих его статус и полномочия в бюджетно-финансовой сфере.

5) Финансовая деятельность Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время регулируется огромным числом как законодательных, так и подзаконных нормативных актов, отчасти противоречащих друг другу.

Сказанное обусловливает необходимость принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также - разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.


2.2. Финансово-правовой режим Фонда социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Фонд социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляется Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Денежные сред­ства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федераль­ной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответству­ющих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Основными задачами Фонда являются:

·                   обеспечение гарантированных государством пособий: по вре­менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей;

·                   участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социаль­ного страхования;

·                   осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

·                   частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное пита­ние, частичное финансирование мероприятий по внешкольному об­служиванию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и об­ратно;

·                   разработка совместно с Министерством труда и социального развития РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

·                   организация разъяснительной работы среди страхователей и на­селения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

·     страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

·     доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

·     добровольных взносов физических и юридических лиц;

·     ассигнований из республиканского бюджета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, постра­давшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

·     прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных сан­кций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установ­ленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Средства фонда направляются на:

·     выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, а также социального пособия на погребение;

·     оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

·     санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

·     частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

·     частичную оплату путевок в детские загородные оздоровитель­ные лагеря, находящиеся на территории РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, для детей работающих граждан;

·     частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

·     оплату проезда к месту лечения и обратно;

·     создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

·     обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

·     проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

·     осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %) , являются базой развития ФСС.

Бюджет ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации. На 2008 год бюджет Фонда социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ согласно Федерального закона от 30.04.2007 г. № 83-ФЗ утвержден по доходам в сумме 48 358,91 млн. рублей, по расходам в сумме 47 071,91 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 1 287,00 млн. рублей.

Доходы бюджета Фонда на 2008 год формируются за счет следующих источников: (млн. рублей)

Остаток средств на начало года 1 688,00

Страховые взносы 43 913,00

Прочие поступления 1 560,00

Средства федерального бюджета, всего 696,96 в том числе:

Выплата пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета сверх установленных норм 197,00

Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнениемими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтахи разрезах угольной и сланцевой промышленности 499,96

Возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 2007 года" 500,95

Средства бюджета Фонда в 2008 году направляются на следующие цели: (млн. рублей)

Выплата пособий, всего 35 863,50 в том числе:

По временной нетрудоспособности 28 643,30

По беременности и родам 3 190,60

По уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 2 113,00

При рождении ребенка 1 570,40

На возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение 209,40

Прочие пособия 136,80

Санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей 5 182,00

Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений, находящихся в оперативном управлении Фонда 463,00

Оздоровление детей 2 642,95

Выплата пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета сверх установленных норм 197,00

Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, за счет средств федерального бюджета 499,96

Осуществление социального страхования 1 500,00 из них:

Содержание аппарата исполнительных органов Фонда 1 306,60

Капитальные вложения 30,00

Финансирование расходов, связанных с предварительной регистрацией страхователей, учетом лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию, а также с организационной работой по подготовке осуществления обязательного социальногострахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний" 600,00

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.