Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ
Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы
деятельности внебюджетных фондов Российской
Федерации...........................................................................................5
1.1. Понятие и виды внебюджетных
фондов........................................................5
1.2. Роль внебюджетных фондов в Российской
Федерации..............................17
Глава 2. Финансово-правовой режим
государственных внебюджетных фондов....................................................................................................................27
2.1. Финансово-правовой режим
Пенсионного фонда Российской
Федерации..............................................................................................................27
2.2. Финансово-правовой режим Фонда
социального страхования Российской
Федерации..............................................................................................................45
2.3. Финансово-правовой режим
федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования Российской
Федерации.................63
Заключение.............................................................................................................78
Список литературы................................................................................................80
Введение
Одна из основных задач
функционирования государства – социальная защита, в Российской Федерации на
основе механизма перераспределения валового внутреннего продукта по единому
социальному налогу, являющемуся новинкой в нашей стране. Единый социальный
налог (взнос) зачисляется в три государственных социальных внебюджетных фонда:
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные
внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской
Федерации.
Государственный внебюджетный фонд –
это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных
прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и
экономического характера.
Особое значение среди государственных
внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды,
которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий –
государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания
бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во
время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и
прочих.
Социальные внебюджетные фонды –
самостоятельные финансово-кредитные учреждения, но эта самостоятельность имеет
свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных
предприятий и организаций. Государство определяет уровень социального налога,
принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Данная тема выпускной
квалификационной работы выбрана потому, что в настоящее время все вопросы,
касающиеся взаимодействия предприятия с внебюджетными фондами, актуальны и для государства, и для налогоплательщика.
Цель выпускной квалификационной работы –
рассмотреть финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных
фондов в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Задачи:
- рассмотреть понятие и состав
внебюджетных фондов, их общую характеристику и классификацию,
- проанализировать правовые основы
государственных внебюджетных фондов;
- выявить финансовые механизмы
регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов;
- сделать выводы и внести предложения
по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические основы
деятельности внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и виды внебюджетных
фондов
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим
деятельность внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, является Бюджетный
кодекс Российской Федерации.
Правовой статус, порядок создания, деятельности
и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются действующим
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Средства государственных внебюджетных фондов
находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных
фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации и изъятию не подлежат.
В соответствии с Бюджетным кодексом РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ государственные внебюджетные фонды делятся на:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации
был создан в соответствии с Положением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990г. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено
Постановлением ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991г. №2122-1. Это
Положение действует в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями.
На основании данного постановления
определен его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее GAH) является самостоятельным финансово-
кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР, в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Согласно Положению ПФР его денежные
средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов,
других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определен целевой характер
денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отметить, что признание ПФР и
пенсионных средств федеральной государственной собственностью (то же в
отношении средств других отраслей социального и медицинского страхования) –
одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное Положение было
подтверждено в п.1 статьей 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г.
С 1 января 2001г. в Пенсионный фонд
России страховые взносы работодателей зачисляются как суммы единого социального
налога, уплачиваемые в порядке, установленном Налоговым кодексом РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Основные задачи Пенсионного фонда
Российской Федерации:
- составлять проект бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного
бюджета;
- регулярно информировать в
установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные,
общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по
обеспечению
своей финансовой устойчивости;
- обеспечить целевое использование
средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за
их использованием;
- осуществлять учет средств, поступающих
по обязательному пенсионному страхованию;
- осуществлять регистрацию
страхователей;
- вести учет страховых взносов
физических лиц, тайну, определяемую в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
- выплату в соответствии с
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых за
счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- финансовое и материально -
техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание
его центральных и территориальных органов);
- иные цели, предусмотренные
законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
- расходы, не предусмотренные
бюджетом ПРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий год, осуществляются только
после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке.
Средства, образовавшиеся в результате
превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) по части,
зачисляемой на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии,
зачисляется в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме.
Указанные средства расходуются в следующем порядке:
- на возмещение недостатка средств
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части
трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение базовой
части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временно
свободных средств ПФР определяется федеральным законом.
Ответственность за нецелевое
расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Для обеспечения среднесрочной и
долгосрочной перспективы финансовой устойчивости системы обязательного
пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается
резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования
определяется федеральным законом о бюджете ПФР.
2. Фонд социального страхования Российской
Федерации (далее ФСС).
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также
социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их
детей;
- участие в разработке и реализации
государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих
финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов
на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и
повышению квалификации специалистов для системы государственного социального
страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам
социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и международными организациями по вопросам
социального страхования.
Средства фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей
(администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан,
осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на
обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для
работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части
временно свободных средств Фонда в ценные ликвидные государственные бумаги и
банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на
соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и
юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований из федерального
бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и
компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или
радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного
назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых
страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не
принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие
трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством,
уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем
за счет средств Фонда; средств возмещаемых Фонду в результате исполнения
регрессивных требований к страхователям, и др.).
Средства ФСС направляются на:
-выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на
погребение;
- оплату дополнительных выходных дней
по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им
возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения в государствах- участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на
балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право
занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские
загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание спортивных
детско-юношеских школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для
тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и
обратно;
- создание резерва для обеспечения
финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и
предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета
средств государственного социального страхования (далее именуется –
инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, Министерством Финансов Российской Федерации, Федеральной
налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности,
содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности
подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и
контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской
работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в
соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.
3. Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования.
Обязательное медицинское страхование
является частью государственного социального страхования и обеспечивает всем
гражданам равные возможности в получении медицинской помощи в объемах
соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Программа
ОМС обязательно включает оказание гражданам первичной помощи: скорой,
поликлинической, стационарной.
ОМС осуществляется на основе двух
видов программ – базовой и территориальной. Базовая программа ОМС
разрабатывается Минздравом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и утверждается Правительством РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. На основе базовой программы исполнительными органами государственной
власти субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ разрабатываются и утверждаются
территориальные программы ОМС.
Основными задачами Федерального фонда
являются:
- финансовое обеспечение
установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в
целях, предусмотренных законом Российской Федерации « О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»;
- обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования и создание условий для
выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на
всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств
Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного
медицинского страхования.
Для выполнения основных задач ФФОМС:
-осуществляет выравнивание финансовых
условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном
порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское
страхование;
- осуществляет в соответствии с
установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального Фонда;
- выделяет в установленном порядке
средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том
числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных
программ обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с
территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным
и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского
страхования;
- осуществляет совместно с
территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за
рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного
медицинского страхования, в том числе, путем проведения соответствующих ревизий
и целевых проверок;
- осуществляет в пределах своей
компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению
функционирования системы обязательного медицинского страхования граждан;
- вносит в установленном порядке
предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых
актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- участвует в разработке базовой
программы обязательного медицинского страхования;
- осуществляет сбор и анализ
информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в
Правительство Российской Федерации;
- ежегодно в установленном порядке
представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов
об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его
исполнении.
Финансовые средства Федерального
фонда образуются за счет:
- части страховых взносов
хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское
страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
- ассигнований из федерального
бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного
медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и
физических лиц;
- доходов от использования временно
свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса
Федерального фонда;
- поступлений из иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Временно свободные финансовые
средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских
депозитах и могут использоваться для приобретения ценных высоколиквидных
государственных бумаг.
Доходы от использования временно
свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального
фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые
осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в
его уставе.
Задачами территориальных фондов
обязательного медицинского страхования является:
- обеспечение реализации Закона
Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации»;
- обеспечение предусмотренных
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ прав граждан в системе ОМС;
- обеспечение всеобщности
обязательного медицинского страхования граждан;
- достижение социальной
справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
- обеспечение финансовой устойчивости
системы ОМС.
Для выполнения этих задач ТФОМС
наделен рядом функций, наиболее значимыми из которых являются:
- аккумулирование финансовых средств
на ОМС;
- осуществление финансирования ОМС,
проводимого страховыми медицинскими организациями, заключившими договоры ОМС;
- осуществление финансово- кредитной
деятельности по обеспечению системы ОМС;
- разработка территориальных правил
ОМС;
- выравнивание финансовых ресурсов
городов, направляемых на проведение ОМС;
- согласование совместно с органами
государственного управления, профессиональным медицинским ассоциациям
тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС;
- контроль за рациональным
использованием финансовых средств в системе ОМС;
Как мы видим, территориальным фондам
ОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных программ,
правил ОМС, а также формирования тарифной политики в конкретном субъекте
Российской Федерации. ТФОМС, как самостоятельные государственные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения, подотчетны органам представительной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|