рефераты скачать

МЕНЮ


Возникновение и развитие философии. Основные направления

p> 2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики.
Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них
- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека.

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.
* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».

Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения: подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»); создал учение о категориях (сущность и качество); учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой; произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:

Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика
Творческие:

-поэтика
-риторика. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания - индукции; учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.
Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования.
Усилилась тяга к религии и мистицизму.
Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к христианству.

ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий
(категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.


Философия Средневековья.


Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии.
Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.

Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания: а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом. б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов
- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников
(греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с
12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;

-а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»
(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.

Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.
Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи
Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии: а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования; б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи
Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи
Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.


Философия эпохи Возрождения.


Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной

Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -

Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да

Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм

(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;

Петрарка - «Книга песен»).
Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.
Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения:
* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм:
Центр мира Солнца;
Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
Коперника.
Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
Солнце - центр только нашей планетной системы;
Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
Жизнь и разум есть на других планетах;
Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
Уничтожение всех видов частной собственности;
Обязательный труд всех граждан;
Выборность государственных органов;
Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город
Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
Упразднение частной собственности и семьи;
Дети воспитываются государством;
Обязательный 4х часовой труд;
Распределение продуктов по потребностям;
Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Выводы:

1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.

2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме

«осовременивающего воспоминания», она: обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; заложила основу философии, свободной от религии.

Философия Нового времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.