Возникновение и развитие философии. Основные направления
p> 2. Обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной). * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -
центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю. * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики. Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе
общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего
неподвижного.» Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.» Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна. Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них
- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной. 2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека. Отсюда: 1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии. 2. Решаются проблемы: А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми. Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального
существа: -раскрывает природу нравственности человека; -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,
что составляет суть души человека; -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как
человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса
познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,
красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум
впервые стал мыслить логически. Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку. * Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для
каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на
три сословия: 1-ое - управленцы - философы 2-ое - стражи (воины) 3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы). -государство есть воплощение идей, а люди выступают в
виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. * Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о
другом есть проявление заботы об обществе. В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров. * Платон - основоположник идеалистической европейской философии. 1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов). 2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции. Основные положения его учения:
подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина
дороже»);
создал учение о категориях (сущность и качество);
учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,
несотворимой, неуничтожимой;
произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие: Теоретические: -метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,
первоначало всего сущего; -физика - изучает состояние тел и определённые «материи»; - математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: -этика - наука о норме поведения -экономика, политика Творческие: -поэтика
-риторика.
развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,
выделил в ней метод познания - индукции;
учение о душе, на котором основана аристотелевская этика. 3-й этап: эллинистический. Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Общая характеристика философии этого этапа: -переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма: Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности. Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители. Главные проблемы: -мораль и свобода человека, достижение счастья; -проблемы возможности познания мира; -структуры космоса, судьбы космоса и человека; -отношение Бога и Человека. 4-й этап: Римский В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности. В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший
катастрофу личного существования. Усилилась тяга к религии и мистицизму. Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к
христианству. ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода: 1. Становление и расцвет эпохи феодализма. 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона». 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а
монастыри являлись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья: -движение философской мысли было пронизано проблемами религии; -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского
мышления; -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным
аппаратом; -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с
учением церкви; -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -
служанка богословия». Две тенденции в Средневековой философии: 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением; 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая
направленность философии на обоснование правил поведения христианина в
мире. Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и
недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным
людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое
зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания
выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
самым приблизиться к познанию высшей реальности. 2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо
максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства
считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других
было показателем истинности его взглядов. 4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения
и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов
- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя: -виртуозное знание Священного Писания -знание правил формальной логики Аристотеля. Этапы Средневековой философии. 1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого
определили развитие европейской философии. Характеристика этапа: -интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и
философии; -философские элементы платонизма играют определяющую роль. Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог. 2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с
12 века). Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых
крупных философов всей послеантичной философии. Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии. Главные проблемы схоластики: 1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии. Отсюда: -больше внимания к ней, к переосмыслению её
положений; -а главное - восприятие развитого категориального
аппарата с точки зрения религиозных проблем. 2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского
учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой -
философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении
души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями: -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами. 3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»
(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные
вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой
сущности). Фома Аквинский по своему решил этот спор: -общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона; -общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде; -моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к
бытию; -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее
целое; -другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е.
опять же через Бога) нет. Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична: -её мировоззрение основано на религиозной вере; -в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии: а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о
познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область
исследования; б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация
их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи
Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического
направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма). Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).
Характеристика эпохи: 1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств. 2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы. 3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии). 4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие). 5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи). 1. Философия Возрождения прошла три периода: I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс). III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Характеристика философии эпохи Возрождения. 1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию. 2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена. 3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»). Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь
помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.
Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с
антропоцентризмом. Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и
природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического
единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения
культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик
ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)
характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое
высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения: * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -
гелиоцентризм:
Центр мира Солнца;
Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
Коперника.
Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
Солнце - центр только нашей планетной системы;
Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
Жизнь и разум есть на других планетах;
Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел
телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,
поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции). 5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического
процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального
равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным
лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд -
канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического
острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет -
слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
Уничтожение всех видов частной собственности;
Обязательный труд всех граждан;
Выборность государственных органов;
Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за
освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город
Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
Упразднение частной собственности и семьи;
Дети воспитываются государством;
Обязательный 4х часовой труд;
Распределение продуктов по потребностям;
Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,
что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Выводы: 1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она:
обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;
заложила основу философии, свободной от религии. Философия Нового времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|