рефераты скачать

МЕНЮ


Вопросы и ответы к экзамену по философии

движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и

качественного различия форм движения.

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению, даже

человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он

способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному

чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и

машиной.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей

французского Просвещения. Он раньше всех почувствовал приближающуюся

революцию и стал вождем философско-социального движения. Требовал свободы

мысли. Кричал на весь мир: «осмельтесь мыслить самостоятельно». Свое

политическое кредо выражал во фразе: «Лучшее правительство то, при котором

подчиняются только законам». Признавал необходимость веры в Бога как

перводвигателя вселенной.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из выдающихся мыслителей того времени.

Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за

научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как и

Вальтер, способствовал приближению революции.

Дени Дидро (1713-1784) – знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный

демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека

тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до

состояния расцвета разума.

7. Иммануил Кант (1724-1804)

Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только в

философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным

мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума,

называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть

на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с

того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают

ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм

состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические

знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы

нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы.

Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам

недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в

противоречия.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским

переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей.

Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных

восприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображения

человек использует в каждом звене своих рассуждений.

Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми

другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему

человек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта

самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека.

В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного,

божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший

абсурд.

В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности

идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а

монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может

поступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на

свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако,

необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего

немыслимо само существование государства.

« Антропология с прагматической точки зрения»,

«Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика

способности суждения».

8. Георг Гегель (1770-1831)

Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех

философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей

она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее

старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы

подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот

объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был

лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и

своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее

неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода

«чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и

материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и

человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и

раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные

формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная

идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к

возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в

мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум

проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений

природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в

своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а

поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается

переход от количественных изменений к качественным, что источником развития

являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого

движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В

философской системе Гегеля действительность представлена как цепь

диалектических переходов

«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.

9. Карл Маркс (1818-1883). Марксистская философия

Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей

логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний

о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла

огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для

миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой

популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,

неопровержимостью своей логики.

К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим

взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как

способность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его

воздействие. Для обыденного миропонимания позиция пассивного созерцания

представляется вполне естественной, исходной, а активность, деятельность с

этой точки зрения выступает как нечто вторичное. Как подчеркивает К. Маркс,

исходным отношением человека к миру является вовсе не пассивное

восприятие, испытание воздействия внешнего мира и переживание их в

сознании: “...люди никоем образом не начинают с того, что “ стоят в этом

теоретическом отношении к предметам внешнего мира” ... Они начинают с того,

чтобы... не “стоять” в каком-нибудь отношении, а “активно действовать...”

Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в

практической деятельности, направленной на преобразование материального

мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.

Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания,

активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком

человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в

системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание

возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого

практически-преобразовательного отношения.

Маркс указывал, что человек является “предметным существом”, которое

действует “предметным образом”: “Оно только потому творит или полагает

предметы, что само оно полагается предметами, и что оно с самого начала

его природа”.

Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав эти

принципы с революционным движением и программными принципами свержения

капитализма и построения нового общества – социалистического и

коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом,

замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая

необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип

социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от

каждого по способностям, каждому по потребностям».

В течение 40 лет Маркс занимался написанием своего главного труда –

«Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию стоимости и

теорию прибавочной стоимости. Маркс, считая, что в капиталистических

странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился

поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего

класса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научную

объективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Маркса

позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную

ограниченность всего классического направления политической философии.

10. Основные черты русской философии

Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной

культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой

философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под

влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия в

России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в

полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало,

ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл.

Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа

заявило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам,

французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою

тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную

духовную полифонию человеческой цивилизации.

Как и для Запада, так и для России XIX век — это век классики. Русская

философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру

глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой

цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую

жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив -

нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если он

рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Запад России или Россия Западу? Какие ценности возобладают в мире:

материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века эти

вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два

направления: славянофильство и западничество.

Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытного пути

исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то

противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали

они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем

приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности

человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего»

в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно

противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и

заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И.

Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с

петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи

были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор

славянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причем

проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к

концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому

пути развития.

Огромное место в истории философии занимает ФМ Достоевский. Он является

одним из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать

основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Делал

упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием

революционное методов общественной борьбы.

11. Учение о материи и формах ее существования

Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или

иного ее понимания зависит решение практически всех других философских

проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение

удерживалось до 20в., когда произошла революция в физике (открытие ЭМ полей

– это отличное от вещества состояние материи).

Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный

материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от

качественного разнообразия сущности вещей к понятию единой, объемлющей это

качественное разнообразие основы мира - первоматерии.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак:

они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в

наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому

признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Вещи

не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю

нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное –

изменчивому. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что

видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя – это не реальная

возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным,

относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Мир и все в

мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем.

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным

количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны,

поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь –

абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна

(характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща

масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для

полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость, которая

проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости

материи в процессе ее изменения. Принцип неуничтожимости и несотворимости

материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука

открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии,

заряда, четности и многие другие.

12. Диалектическое единство материи, движения, пространства и времени

Важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство,

время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью

материальных объектов (образований) в их соотношении с другими

образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования

материальных образований в их соотношении с другими материальными

образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении

пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии

существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства

и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время –

самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от

нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости

их свойств от характера протекающих в них материальных процессов.

Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни

от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел,

ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство

останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы

грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик,

в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он

считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни

от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования

и длительность существования материальных систем.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской.

Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности,

а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера

взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое

начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она в теории относительности

А. Эйнштейна. Именно общая и специальная теория относительности обосновали

зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения

материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы

ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из

этих форм свойств.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность.

Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет

материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим

трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время –

это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом

в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной

действительности.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность

обусловливают движение материи, которое является основным способом ее

существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.