В чем смысл жизни
истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не
только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и
способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все
пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума
человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с
другими людьми.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная
проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку
характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия
социального и биологического, приобретенного и унаследованного,
«культурного» и «дикого» в человеке.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,
физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности
человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы
реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают
человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-
практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной
деятельности.
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и
биологического.
Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,
Ф.Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено
их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью
отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его
значение.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать
человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального
начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-
природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества
(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное
происхождение.
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под
активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,
чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как
основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное
и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
З.Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между
непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин
«психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между
разными аспектами личности. В представлении, согласно которому личность
является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом
конфликте, выражена суть психодинамического подхода. Понятие динамики
применительно к личности подразумевает, что поведение человека является
скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Это подчеркивает
значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения
человека.
Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и
суперэго. Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее
как некоторые процессы, чем как особые «структуры» личности. Ид означает
исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид
функционирует целиком в бессознательном. Эго - это компонент психического
аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и
удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми
внешним миром. Это помогает обеспечивать безопасность и самосохранение
организма. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он
должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми,
что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации
– посредством формирования суперэго. Это последний компонент личности,
представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов
поведения.
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные
детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического
направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято
только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент
истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического
взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм
и предписаний. Он подчеркивал роль социологических, политических,
экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании
личности.
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит
болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных,
политических, религиозных, экономических ограничений потребовала
компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных
трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и
автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и
общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и
иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и
связанными с другими людьми.
Многие люди избавляются от одиночества путем абсолютного подчинения
социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть
собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель
культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким
они хотят его видеть». Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности
прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей.
Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся
неотличимыми от своего окружения.
Однако Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не
теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Этот вид
свободы он называл «позитивной свободой». Достижение такой свободы требует
от людей спонтанной активности в жизни. В своей книге «Искусство любви»
Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью
которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления
спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с
другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или
целостности.
В качестве альтернативы психоанализу Фрейда и бихевиоризму под
руководством А.Маслоу была разработана в начале 60-х годов гуманистическая
психология личности. Она уходит корнями в экзистенциальную философию,
разработанную С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж-П Сартром.
Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных
факторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею
о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем
становимся. Каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они
в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и
тревогу. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и
мудрым.
Очень важна у гуманистических психологов концепция становления.
Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе
становления.
С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного
существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических
потребностей. Будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать
каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом
выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать
достойную жизнь, совершает предательство. Тот, кто предал свою человеческую
сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.
Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление
своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они
ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать
свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя
предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.
Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их
нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое
проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме
коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может
выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности
в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает
проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и
необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза
отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и
предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает,
что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего
принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму –
о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового
порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений.
Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед
личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в
некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит
к согласию между всеми человеческими индивидуумами.
Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного
индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку
возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое
совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?
Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и
сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени
общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы
личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных
организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности,
которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно
охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем
мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как
свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое
социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в
социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению
обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и
одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность
устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления,
но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени
сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую
ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества
в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития
истории.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные
возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и
окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон
свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности
каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который
настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их
последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители
его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен
еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.
Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она
означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в
соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это
постоянный выбор.
«- Выбор. Волшебный резец, при помощи которого жизнь обретает форму.
Но если мы боимся выбрать что-нибудь иное, чем то, что уже имеем, какая
от него польза?
- Кто боится его применять? Что в нем такого страшного?
- Он делает нас другими!
- Да ладно…
- Хорошо, откажись от выбора. Всю жизнь делай только то, что делают
другими. Как это будет выглядеть?
- Я иду в школу.
- Да. И?
- Я получаю образование.
- Да. И?
- Я устраиваюсь на работу.
- Да. И?
- Я женюсь.
- Да. И?
- У меня появляются дети.
- Да. И?
- Я помогаю им делать уроки.
- Да. И?
- Я выхожу на пенсию.
- Да. И?
- Я умираю.
- Подумай, какими будут твои последние слова.
Он подумал.
- «Ну и что?»
- Верно, хоть ты и делаешь все, чего от тебя ожидают другие, ведешь себя,
как подобает законопослушному гражданину, идеальному мужу и отцу,
голосуешь на выборах, принимаешь участие в благотворительности, любишь
животных. Ты живешь так, как от тебя требуют, и умираешь с вопросом «Ну и
что?»
- Хм.
- Потому что в твоей жизни не было выбора, Дикки! Ты никогда не хотел что-
либо изменить, никогда не искал то, что на самом деле любил, поэтому
никогда этого не имел, ты никогда не бросался очертя голову в мир,
который значил для тебя больше всего, никогда не сражался с драконами,
боясь, что они тебя съедят, никогда не взбирался по скалам, изо всех сил
удерживаясь над тысячефутовой пропастью разрушения, потому что это была
твоя жизнь и ты должен был ее сохранить! Выбор, Дикки! Выбери то, что
любишь, и преследуй это на максимальной скорости, и я – твое будущее –
обещаю, что ты никогда не умрешь со словами «Ну и что?»
- Что из этого, если я научусь делать свой выбор, независимо от мнения
других, и это приведет мой корабль на рифы. Спасет ли меня твой волшебный
меч?
- Дикки, когда это безопасность стала твоим основным стремлением? Бегство
от безопасности – вот единственный способ превратить твои последние слова
из «Ну и что?» в ДА! Отказ от безопасности не означает саморазрушение.
Никто не садится в боевой самолет, вначале не научившись летать на
учебном. Маленькие решения, незначительные приключения до того, как
Страницы: 1, 2, 3
|