В чем смысл жизни
В чем смысл жизни
План
|Введение |3 |
|Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа. |5 |
| | |
|Часть 2. Свобода личности. |19 |
| | |
|Часть 3. Смысл и цель жизни. |26 |
| | |
|Заключение |33 |
|Список использованной литературы |35 |
| | |
ВВЕДЕНИЕ
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
На пороге нового тысячелетия проблемы философской антропологии
становятся наиболее актуальными. В переломные периоды развития истории
наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только
отдельного индивида, но всего общества.
Актуальность разработки проблем свободы личности также обусловлена
набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки
ценностей», задачей которого является создание целостной концепции
человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-
практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена
общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности
человека и содержащей общечеловеческие ценности.
Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно
справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда
традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными
путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования
человека. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными –
чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» уйти от старых
шаблонов, настоять на своем и искать новые пути для лучшей
самоактуализации.
В первой главе данной работы будет рассмотрено само понятие личности,
прослежены подходы различных философов к этому понятию, история его
становления. Будут затронуты также вопросы взаимоотношений общества и
личности, а также взгляды современной психологии на структуру и природу
личности.
Вторая часть работы будет посвящена вопросам свободы личности: что
это такое, где ее границы, что значит выбор в жизни человека. Так ли все
предопределено в нашей жизни или человек – кузнец своего счастья и судьбы?
Свобода – это благо или зло для современного человека?
В третьей части будут рассмотрены различные подходы к определению
смысла жизни – проблемы, которая занимала человека во все времена. Для чего
нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К чему стремиться? Чему
посвятить жизнь: борьбе за идею, накоплению богатства,
самосовершенствованию, служению Богу?
Тематика данной работы была выбрана не только в связи с ее
актуальностью для общества в целом, но важностью данных вопросов для автора
лично. Автор признает, что в ходе исследования ему вряд ли удастся
однозначно правильно ответить на эти вопросы – для этого нужны годы и опыт,
не только знания. И тем не менее эта попытка будет сделана, поскольку
только через первоначальное познание себя можно познать мир. В наше
непростое кризисное время как никогда необходимы ориентиры, маяки в виде
ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также необходимы ответы на вопросы
о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без четкого понимания
этих проблем невозможно строить будущее – свое и своей страны.
Часть 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРИРОДА
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении,
месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской
мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в
философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и
необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и
таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека - это
жить в согласии с этим миром.
Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как
умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были
заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает
человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип
мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той
эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь
как одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к
нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в
Бога.
Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание
на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки
для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного
противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила
человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался
антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,
осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.
Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия
человека.
Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила
человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и
безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени
подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат
собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно
противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма
как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,
тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением
природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это
его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с
помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к
пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,
творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).
История общества рассматривалась как история становления свободы
человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории -
гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения
свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял
кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его
духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,
создал человеческую религию.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей
совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные
идеи марксизма - идея социальности человека, социальной сущности человека,
понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека -
совокупность общественных отношений).
Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,
она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл
истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная
проблема для нее - усовершенствование человека. Русская религиозная
философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к
самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в
совести.
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать
этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные
и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно
ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества
человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии
человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении
гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме
человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной
ситуацией в мире.
В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как
«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии
стала тема существования человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а
творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход
оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных
знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.
Человек не только материально-социальная система, которую можно изучить и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, “микрокосм” управляемый
ценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными
причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о
сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного
познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий
достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе
человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек -
понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,
социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и
общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и
взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными
качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована
лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся
динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва
определить само понятие “личность” в его социологическом аспекте и
проанализировать современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся
между собой личность и общество.
Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств,
свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре,
более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто
человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто
биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку,
не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в
тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид,
соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.
Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости,
присущей данной личности.
Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,
исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и
сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может
быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных
относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах:
а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена
социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом
соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и
могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются
исключительно собственной логике развития.
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность
так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду
социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в
конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый
социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с
тем, приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает
собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных
связей между людьми.
Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.
Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории
человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на
поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций
и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения,
социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки
зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах
социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том
числе самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких
исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика
приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека.
Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и
практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав
человека, в жизни развитых демократий и т.д.
На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные
процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется
независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего
бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво
функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать,
изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической
протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще
большую) часть человеческого общества.
б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность
взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна
проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные
связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию,
жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство,
что не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и
неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным
моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских
знаний.
Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при
описании личности, связаны не только и не столько с тем, что
социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы
автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит
гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией,
проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные,
несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во
многом решающие моменты.
Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как
совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее
напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность
личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления
производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д.
Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания.
Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды,
социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных
структурах человека определенные типологические свойства.
Сейчас же взаимодействие личности и социальной среды в самом общем
виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности,
преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях
индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих
потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего
лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего
существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних
условий, обстоятельств своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по
формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из
предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности
проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий,
требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-
своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном,
благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной
личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,
прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-
это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и
идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в
целом.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В
значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он - автор
Страницы: 1, 2, 3
|