рефераты скачать

МЕНЮ


Украинская философия

Итак проанализировав литературное наследие и философскую деятельность мыслителей XIV – XVI вв., мы приходим к выводу, что в этот период нашла подтверждение одна из характерных особенностей украинской философии, а именно ее онтологичность. В то же время просветительская деятельность мыслителей братских школ заострила вечную дуалистическую проблему философии. Работа братских школ эпохи украинского Ренессанса, пронизанная живым пантеистическим духом, стала залогом формирования длительной традиции, которая продолжила себя в творческой мысли Киево-Могилянской академии и нашла свое полное воплощение в творчестве Григория Сковороды.


5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ


Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.

Фактически это был университет (период обучения – 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.

Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией.

Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания – природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность

Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами: А) возникновение государства; Б) роль человека в нем; В) общественный гуманизм; Г) счастье. И пришли к таким выводам: а) государство существовало не всегда, был период без государственного регулирования общественных отношений, однако в отличии от Гоббса «академики» полагали, что истоки его возникновения лежат не в личном эгоизме каждого индивидуума, т. к. изначально человек ориентирован на позитивные социальные поступки; б) человек – субъект свободного социального и правового действия, а не только объект действия правовых норм; в) Киево-Могилянские мыслители предполагали достаточно высокий уровень нравственности, моральности и социальной адекватности современного человека как результат развития правового государства; г) счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей.

Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения.

Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, И. Козачинский, И. Кононович-Горбатский, П. Могила, Г. Кониский а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода, С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями.

Ознакомимся с биографией и творчеством некоторых из них.

Феофан Прокопович – центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Образование получил в академии; по окончании курса уехал в Рим, где принял католицизм, чтобы поступить в престижную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия. Закончив обучение и приобретя колоссальную начитанность в богословских, философских, древнеклассических сочинениях, в 1704 году вернулся в Киев и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. С 1711 – ректор Академии. Автор ряда популярных литературно-богословских произведений, написанных живым и остроумным языком, в которых присутствует стремление к критическому анализу.

Философские и политические взгляды Феофана Прокопоича: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека («Человек более знаменит, чем небо») и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики.

Иннокентий Гизель – архимандрит Киево-Печерской лавры – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году Петром Могилой. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, показывая таким образом движение с качественной, а не механистической стороны.

Дисциплина, которую он преподавал, называлась «Полный курс философии». В ней преобладают идеи гуманизма, понимание и оправдание оступившихся людей. Гизель убежден, что «нужда освобождает от греха в делах смертных сил…».

И. Козачинский полагал философию «нравоучительным знанием», которое должно воспитать в человеке доброту и самосознание. По его мнению, никто не является с рождения добродетельным или порочным, а приобретает эти качества под влиянием окружающей среды и воспитания. Следовательно, порядок в социальной среде приводит к душевному порядку и гармонии.

И. Кононович-Горбатский был приверженцем сенсуализма - направления в теории познания, согласно которому основной и главной формой достоверного познания являются ощущения и восприятия. Разрабатывал идею двух истин - религиозной и философской.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)украинский и русский философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».

Учился в Киевской духовной академии, потом в Санкт-Петербурге (придворную певческую капелла). В 1744 году вернулся в Киев продолжать образование. Через некоторое время покинул страну и начал путешествовать (Польша, Венгрия, Австрия, Италия, Германия), изучая языки (латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий) и философию. В начале 1750-х был учителем поэтики в Переяславской семинарии, занимался частным преподаванием. В 1759 - 1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли был отстранён от работы. После чего начал вести странствующий образ жизни, поучая людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни.

В своей просветительской деятельности Г. Сковорода делал акцент на этическом учении: проблема человека, его внутренний мир и поступки. Главной целью философии считал познание человека.

В свете пантеистического мировоззрения (присутствие Бога в окружающих нас вещах и природе), Сковорода считал, что мироздание состоит из трех видов мира: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, который связывает оба мира и отражает их (например, Библия). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной). В взглядах Сковороды присутствуют идеи античности (платонизма и стоицизма), а не только христианской традиции. Его часто называют «русским Сократом» за его необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме.

Сковорода разработал идею «сродного» труда, то есть труд, к которому стремится душа. Согласно этой теории человек должен заниматься только «сродным» трудом, потому что именно так он сможет достичь счастья. В его учении присутствовало стремление создать новую религию, которая была бы воплощением добродетели и любви. В этой религии главным «инструментом» познания стало бы сердце. Сковорода был уверен, что только познавая самого себя модно познать Бога.

Сковорода по праву считается самым ярким представителем Киево-Могилянской школы, который имей довольно много последователей и единомышленников: деятели Кирилло-Мефодиевского братства (Т. Шевченко) и деятели украинской культуры ХIХ века - И Франко, Леся Украинка, П. Мирный.

Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки и начала формировать собственную концептуальность как способ познания человека и природы.

Кроме того, что академия стала катализатором развития отечественной просветительской концепции, Киево-Могилянская философская мысль дала украинскому обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории.


6. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОE БРАТСТВО


Кирилло-Мефодиевское братство (декабрь 1845 – март 1847) – тайная политическая организация, назвавшая себя в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Имела ярко выраженную антикрепостническую направленность. Общество состояло из двух групп, которые имели разные политические взгляды: левой, революционно–демократической (Т. Шевченко, Н. Гулак, Н. Савич, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.) и правой, буржуазно-либеральной (Н. Костомаров, П. Кулиш, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков). Идейные разногласия в братстве не помешали членам Кирилло-мефодиевского общества оставить огромное историко-культурное и философское наследие, которое заслуживает отдельного внимания.

Философия братства больше других связана с историей и культурой народа. Кирилло-Мефодиевцами были созданы два уставных проекта – «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» (Н. Костомаров) и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» (В. М. Белозерский).

Первый документ основан на таких идеологических концепциях: познание украинской души, миссия Украины, поиск исторического смысла страны.

На формирование мировоззрения П. Кулиша заметно повлиял Григорий Сковорода. Это заметно по таким его взглядам: – в человеке происходит борьба двух начал (духовного и телесного); – основа познания – сердце; – украиноцентричность. Однако философская концепция П. Кулиша намного шире, чем у Г. Сковороды. Кулиш пытается осмыслить культуру и историю Украины в контексте взаимодействия прошлого и будущего, исконноукраинского и привнесенного и делает выбор в пользу Украины, защищая ее национальные ценности (культуру, язык, менталитет), что имеет оттенок националистического консерватизма и культурного изоляционизма.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) – известный украинский и русский поэт и прозаик, художник. Литературное наследие Шевченко считается основой украинской литературы и во многом современного литературного украинского языка. Знаковой фигура национального самосознания, влияние которой ощущается и по сей день.

Взгляды Шевченко характеризуются материалистичной и атеистической направленностью, что отличает его от других философов Кирилло-Мефодиевского братства. Концепцию его поэтического слова можно описать как «философию трагедии» (В.С. Горский), что означает осознание человеком драматичности жизни. Как и соратники по Кирилло-мефодиевскому братству, Шевченко полагает причиной трагичности украинской истории конфликт («проклятие»), что неразрывно связан с историческим развитием. Однако спасением может стать политическое преображение страны путем революции.

Философская позиция Т. Шевченко крайне патриотична, нравственна и «кардиоцентрична», что объясняется характерными свойствами украинской ментальности. Отличительной чертой его жизни и творчества является осознание себя и мира посредством постоянной «работы» сердца и эмоций. Отсюда и образ сердца в его поэзии как живой самостоятельной единицы в человеке:

Минають днi, минають ночi,

Минає лiто. Шелестить

Пожовкле листя, гаснуть очi,

Заснули думи, серце спить,

І все заснуло…

Отголоски философских мыслей Кирилло-Мефодиевских «братьев» мы находим в творчестве мыслителей ХIХ - ХХ веков.


7. ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ХIХ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА


Философия ХIХ - ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей.

К философам ХIХ - ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников.

Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни.

Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса.

Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами.

Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность.

М. Драгоманов (1841 - 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса.

А. Потебня (1835 - 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка.

А. Козлов (1831 - 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром.

И так, украинские литераторы ХIХ - начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества.

Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.


8. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМФИЛА ЮРКЕВИЧА


Философия Памфила Юркевича (1826 - 1874), которая получила название «философии сердца» или «кардиоцентризма», занимает достойное место среди других украинских философских концепций.

Будучи дипломированным философом (профессор философии Киевской духовной академии, глава кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета) Юркевич обладал широкой интеллектуальной эрудицией, полными сведениями об уровне развития академической философской мысли. Его работы по сей день актуальны, так как в них он поднимал вопросы поиска «…истины не преходящей, а стоящей над временем».

Юркевич опровергает учение о том, что «разум сам по себе, из собственных сил и средств дает или полагает законы для всей душевной деятельности. С этой точки зрения было бы необходимо согласиться, что все достоинство человека, или весь духовный человек, заключается в мышлении». Напротив, он считает, что «сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума…». Такая позиция есть суть «кардиоцентрической» философии, которая стала отражением этнического своеобразия украинской ментальности.

Философ провозглашает сердце «…средоточием душевной и духовной жизни человека». Эту идею он развивает в своих публицистических работах: «Идея», «Материализм и задачи философии», «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия», «Доказательства бытия Божия», «Из науки о человеческом духе», «Язык физиологов и психологов», которые печатались в «Журнале Министерства народного просвещения» и в «Трудах Киевской Духовной Академии».

Наиболее совершенным философским произведением Юркевича стала речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г. «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». Мыслитель провел доскональный анализ двух родственных по направлению философов.

Юркевич наделяет философию индуктивными свойствами и поручает ей функцию сведения идеальных моментов в познанных явлениях к единому общему – идее.

В его философии прослеживается влияние идей Платона, однако Юркевич не приемлет идеализм в классической форме, Гегеля, но неоднозначно он относится и к материализму.

Вечный философский вопрос о взаимосвязи духовного и физического, идеального и материального Юркевич решает посредством рассмотрения проблемы человека. Философия, «как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов».

Следуя из вышесказанного, заметим, что «философии сердца» Памфила Юркевича развилась из философских идей Г. Сковороды, Н. Гоголя и киевской религиозно-философской школы (И. Скворцов, П. Авсенев, О. Новицкий, С. Гогоцкий). Пусть даже некоторые аспекты «кардиоцентризма» остались нераскрытыми, вклад Юркевича в эволюцию украинской философской мысли невозможно недооценить. Философская концепция Юркевича является яркой иллюстрацией отличительных особенностей украинской культуры.


9. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ–НАЧАЛА XXI ВЕКОВ И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ


История философской мысли на Украине после Октябрьской (1917) революции в России чрезвычайно сложна и во многом драматична. Украина вошла в состав Советского Союза, где официальной государственной идеологией стал марксизм-ленинизм. В этот период философия развивалась теми, кто не хотел подчиняться политике партии, а обращался к чисто философским проблемам.

В первую треть ХХ века появились такие новые философские концепции:

-        философия политика и государственного деятеля М.С. Грушевского: в своих сочинениях Грушевский разработал теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа;

-        работы идеолога украинизации Н.А. Скрипника: в его произведениях мы находим обоснование философии национальной идеи;

-        творчество историка философии и философии культуры В.А Юринца: в своих работах он рассматривал философские проблемы естествознания;

-        размышления теоретика социальной философии Я. Билыка: его интересовали вопросы общества и роль человека в нем.

В середине 20-х годов в СССР намечаются два философских движения: «механисты» (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К.А. Тимирязев и др.), которые подменяли диалектическую концепцию развития теорией равновесия, и на диалектиков (А.М. Деборин, С.Ю. Семковский, В.О. Оринец) считали необходимым сближение философии и естествознания.

В 40–е годы особое внимания уделяется учебной и научной философии: в 1944 году создается факультет философии в Киевском университете, в 1946 – институт философии при НАНУ. Студенты начинают изучать диалектический и исторический материализм, методы философских исследований, вопросы единства диалектики, логики и теории познания.

В 30–50-е годы эти темы получили дальнейшее развитие в работах украинских философов. В 60-е годы разрабатываются проблемы логики научного исследования. С этим вопросом связано имя известного ученого П. В. Копнина. Кроме теории познания Копнин занимался гносеологическими проблемами диалектико-материалистической философии, делая акцент на гуманистической ее направленности.

В 70-е годы происходит осмысление НТР и ее влияния на человека и общество. Главными исследователями этого вопроса стали В.И. Шинкарук, Ю.А. Богданов, С.Б. Крымский, М.Ф. Тарасенко, В.П. Иванов, М.А. Парнюк. В их работах разбираются такие понятия, как «практика», «деятельность», «труд».

Опираясь на опыт и накопленный материал «родственных» наук (психология, языкознание, история техники и науки) философия делает попытку развить общую теорию способов категоризации действительности, захватывающую сферу не только научного, но и массового сознания. Главной в философском знании становится мысль об органическом единстве мировоззренческой и методологической функции философии, о повышении значимости философских исследований в области общественной жизни и социальной практики.

Украинские философы активно обращаются к западной философии: экзестенциолизм, неофрейдизм, феноменология.

Согласно статистике около 10 млн. украинцев живет за пределами Украины. Отсюда следует, что мы не можем пренебречь историей и культурой такого количества соотечественников.

Перечислим самых ярких представителей украинской диаспоры.

Д. Донцов (Канада)приверженец радикального «интегрального национализма» в духе волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше. Его труды наполнены иррационализмом и романтическим пониманием всего национального.

В.К. Липинский (Чехословакия, Австрия) интерпретирует феномен нации и народа в религиозно-волюнтаристском аспекте.

В.К. Винниченко (Франция) создает «философию счастья», или «конкордизм», которая понимает под счастьем состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным. В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н.В. Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко. «Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует.

Д.И. Чижевский определил черты украинского характера: эмоциональность, индивидуализм, плюрализм в этике, право на собственное мировоззрение. В его работах философии уделялась роль представителя национальной культуры и истории

Все вышеперечисленные мыслители занимались разработкой философии национальной идеи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие философской мысли человечества приводит к совершенствованию знаний о мире и человеке, о месте человека в этом мире, о его познавательном, практическом, этическом и вообще оценочном отношении к миру. Основные философские идеи сменяли друг друга, однако всегда оставались актуальными вопросы основ и законов бытия, проблемы гносеологии, логики, социальные и морально-этические темы.

Украина в этом отношении также не стала исключением.

Но история украинской философии имеет свою специфику. Во-первых, вышеперечисленные вопросы решались в контексте этнического развития, поэтому не удивительно, что лейтмотивом философской мысли стала национальная идея и судьба Украины. Во-вторых, особое доверие в познании окружающей нас действительности украинские философы оказывали чувствам и сердцу, что вылилось в создание целой теории «кардиоцентризма». В-третьих, романтической душе украинца ближе всего оказался способ выражения глубоких философских идей в литературных и публицистических произведениях.

Итак, в заключение реферата можно подвести итог и сказать, что украинская философия стала уникальным явлением в истории мировой культуры и философии благодаря оригинальности и своеобразию собственной философской традиции, неповторимому сочетанию разных философских позиций, концепций и школ, которые отражают динамичную историю государства. Пропитавшись духом патриотизма, свободы и любви к родине, отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, не потеряв при этом своей высокой нравственности, на которой формировалась украинская философская культура в контексте мировой философской мысли

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Горський В.С. Історія української філософії. Курс лекцій. К., 1996.

2.       Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. - К., 1972.

3.       Украинские революционные демократы. - М., 1954.

4.       Философская мысль в Киеве. - К., 1982.

5.       Юркевич П. Философские произведения - М., 1990.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.