Украинская философия
Украинская философия
Министерство образования и
науки Украины
Национальный аэрокосмический
университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Реферат по дисциплине «Философия»
на тему:
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила:
студентка 353 м группы
Сидоренко Е.В.
Харьков 2010
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой философской культуры особое
место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в
мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с
одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что
отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, -
влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской
культуры.
Отсутствие систематизированных и стройных
теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно
представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко,
Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский,
З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в
политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских
философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре
европейским философским произведениям.
Также, каждый изучающий философию Украины
сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее
многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию
необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру
и социальные традиции.
В данном реферате я рассматриваю характерные
особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского
сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как
отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной
культуры.
1.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Философия каждой нации отображает тип и
сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается
цельность жизни духа в характере понимания самой философии.
Украинские философы ХХ столетия (Д.
Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения
украинцев:
1) Онтологизм;
2) Персонализм, индивидуализм, склонность
к духовному уединению;
3) Эмоционализм;
4) Религиозная направленность.
Рассмотрим подробнее каждую из этих
особенностей.
Онтологизм
Онтологизм подразумевает под собой практическую
направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной
интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское
философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями
народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине
состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г.
Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко
философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной
рационалистической стороны философского сознания.
Персонализм, индивидуализм, склонность
к духовному уединению
Мудрость как отражение онтологичности
украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней
борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа.
Очевидно, что только знание и понимание
биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н.
Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их
работ.
Эмоционализм
Эта черта связана с обращением к чувствам,
эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в
философии сердца, основанной П. Юркевичем.
Религиозная направленность украинской
философии
Осознание Бога незримо присутствует в
жизни каждого славянского человека, поэтому будет верным утверждение, что
религиозность «красной нитью» проходит и через философские произведения
украинских деятелей: в одних больше, в других меньше. Однако эта религиозность
отнюдь не означает бесконечную тему Бога в тематике проблем. Скорее имеется
ввиду идея христианского подвига через утверждение и раскрытие всех творческих и
существенных сторон личности.
Украинский историк А.К. Бычко полагает,
что философская мысль в Украине, равно как и в остальных славянских
государствах, неразрывно связана с менталитетом народа и отображает главные
черты украинской ментальности, которые перечислены ниже:
1) Антеизм (сродненность с родной землей,
термин происходит от бога Антея. Антеизм - служит основой экофильности
украинской натуры).
2) Индивидуализм.
3) Кордоцентризм, эмоционализм (философия
сердца - Юркевич)
4) Экзестенциальность (обращение к
философии существования)
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
В истории украинской философии нет четко
определенной устоявшейся периодизации. Одна группа ученых выделяет семь
значительных философских образований. Другая же говорит лишь о трех периодах,
которые отражают эволюцию трех типов
культур: христианской традиции (главный философский вопрос – "человек и
Бог"), переход от Возрождения к эпохе Просвещения ("человек и
мир") и культура времени модерна (человек как сущность нации). Такая
система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение
философских акцентов, но не учитывает едва ли не основной фактор развития
философской мысли – становления этнического типа сознания
Поэтому я придерживаюсь хронологического
описания украинской философии, которое состоит и семи периодов:
·
становление философской культуры в
Киевской Руси (Х-Х111 вв.);
·
философия украинского возрождения
(Х1У-ХУ1 вв.);
·
период Просвещения, связанный с
философской культурой Киево-могилянской академии;
·
период украинского
предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец
ХУ111- начало Х1Х вв);
·
отдельно украинский романтизм
Юркевича и Гоголя;
·
школа академической философии -
блок позитивизма и рационализма;
·
период формирования философских
идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские
позиции украинской диаспоры.
Далее в реферате дан более подробный
анализ каждой исторической эпохи.
3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ
РУСИ
Формирование философской мысли Киевской
Руси происходит под влиянием многих культур: византийской,
античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока.
Катализатором в развитии древнерусской философии стало крещение Киевской Руси в
Х веке князем Владимиром, что способствовало проникновению
философско-социологических представлений через освоение достояний античной,
средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на
славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при
Ярославе Мудром (1019 - 1054). В это время происходит консолидация государства, что дает импульс к развитию
искусства, письменности и собственной христианской морали.
Особое влияние на киевско-русское
философствование оказали произведения таких мыслителей:
-
Иоанн Дамаскин (византийский философ сирийского происхождения),
который разделял взгляды Аристотеля,
Гераклита, Парменида.
-
Ди́он Хрисо́стом (Хризостом) или «Златоуст», которого относят как к стоикам, так и к киникам. Он связывает
истинную красоту с моральным совершенством; сторонник единовластия, противник
тирании и рабства.
-
Кирилл и
Мефо́дий братья из города Солуни (Салоники) -
просветители славян, создатели славянской азбуки,
проповедники христианства.
Любомудрие в Киевской Руси – это знание
вещей божественных и людских, благодаря которым человек может приблизится к Богу
через спасение человеческой души.
К наиболее выдающимся древнерусским любомудрам
относят:
•
Илларион Киевский (митрополит Киевский во время Ярослава Мудрого),
наиболее выдающимся произведением которого является “Слово пор закон и благодать”,
где он пытается решить определенные историко-философские проблемы посредством
сравнения старого и нового заветов. Также в его работе получают свое развитие
идеи равенства народов и демократии, которые призывают укреплять и сохранять
единую общность славян как часть единого мира. Илларион разделяет мировую
историю на такие фазы:
1) Идолопоклонничество;
2) Иудаизм (утверждение единобожия);
3) Торжество Христианства.
Философия Иллариона имеет вид
исторического оптимизма, где особое место принадлежит Руси, которая может
воплотить в себе славу Божью.
•
Даниил Заточник (Затворник) (XII или XIII век) - уроженец Переяславля,
писатель, чьму перу принадлежат два произведения - «Слово Даниила
Заточника» и «Моление
Даниила Заточника». В «Молении» представлены идеи
морально-философского характера: независимость ценности личности от сословия,
дух и физическая сила неразрывно связаны с сердцем (моралью), опора сердца – в
мудрости (воплощение знания в личном опыте) и красоте. У него впервые видим идею
мудрого правителя.
•
Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/58
гг.) - диакон и доместик
Антониева монастыря в Новгороде, автор
«Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания
Кирикова» (не ранее 1147 г.), выдающийся средневековый математик, церковный
писатель, летописец и музыкант.
•
Кирилл Туровский (1130-1182) - церковный деятель и писатель, став епископом Турова,
прославился как писатель и проповедник. В
своих полемических произведениях философского характера («Слова», поучения, молитвы, каноны) он
рассматривает такие вопросы: а) человек должен иметь силы оставаться
высокоморальным в мире, а не бежать в монашество; б) разум опирается на
чувства, но разум несовершенен и можно впадать в заблуждение; в) отождествление
веры и разума; г) единство души и тела; д) человек общается с богом через
природу.
•
Владимир Мономах (1053-19 мая 1125) - великий князь
смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель,
военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла
набольшего единства и расцвета. В «Поучении» изложено идеальное представление о
князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость.
Он считает, что есть три самых важных вещи
на пути к Богу – покаяние, слезы и милостыня. Владимир Мономах отрицает
необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая
молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом.
Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри
людей, то они сами будут поступать по закону Божьему.
•
Летописец Нестор - древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского
монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены идея
богоизбранности славянского народа и понимание истории как борьбы добра и зла (для
победы добра необходимо прекратить междоусобные войны).
•
Никифор был приверженцем принципа единства души и тела. Он
разделял силы души на три основные составляющие: - словесная (логос); - лютая
(страсти, эмоции); - желающая (воля).
Никифор размышлял над идеей борьбы божественного
логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания.
•
Лука Жидолта - епископ, который проповедовал любвь и смирение как
основу благосостояния общества.
Становление философствования в Киевской
Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными
темами которого становятся проблемы
человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.
Собственно философия в европейском
понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а
значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла
бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности.
Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в
XVI – XVII вв.
4. УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIV
– XVI ВВ.
В ХІІІ веке наступает сложное время для
украинской земли: народ страдает от татаро-монгольского ига, Польско-Литовского
гнета, набегов татар. Однако именно это давление со стороны внешних агрессоров
помогло сформировать такую особенность украинского народа, как любовь к
свободе, что вылилась в возникновение казачества – демократического рыцарства,
опирающегося на принцип общинности.
В это время окончательно формируются
характерные черты украинского менталитета. Типичный украинец представляется нам
таким: это человек основательный, вдумчивый, иногда, недостаточно энергичный и
подвижный, консервативный, можно даже сказать «инертный» и при этом очень религиозный
и набожный.
В XIII в. на
украинской территории появляются философские произведения светского характера,
развивающие свободомыслие и альтернативные философские течения,
распространяются апокрифические (неканонические) произведения, развивается идея
противоположности Бога и Сатаны (Бог - духовен, Сатана - материальный мир),
критикуется слепая вера в Библию (она становится предметом критического исследования),
возникают сомнения в необходимости церкви и слишком дорогой церковной иерархии.
В ХIV веке
происходит дифференциация славянской народности ее и формирование трех братских
этносов – русского, украинского и белорусского. Впервые появляется слово «Украина»
как обозначение сначала окраинных территорий древнерусского государства, а в
дальнейшем как имя самостоятельного этнического формирования.
В условиях Польско-Литовского
гнета стали появляться организации
православных горожан - братства, наделенные некоторыми функциями политического
представительства и самоуправления (братства имели свой суд, казну и т.д.). Они
возглавили борьбу за права и интересы восточнославянского населения, выступили
в защиту веры и культуры украинского народа, против окатоличивания и
полонизации. Свою деятельность братства начали с организации школ и типографий
с целью формирования мировоззрения подрастающего поколения посредством
приобщения его к истории и вере своего народа.
В рамках украинского Ренессанса братские
школы стали так называемыми «теплицами» для взращивания идей реформации,
которая стала необходимой из-за обострения национальных,
социально-экономических и межконфессиональных противоречий.
Такие известные философы XIV –
XVI вв. как Иов Борецкий, Иван Вишенский, Исаия
Копинский, Захария Копыстенский, Герасим и Мелетий Смотрицкие и другие были
выходцами Киевского, Львовского, Луцкого, Острожского братств. Их творческая
деятельность характеризуется такими общими идеями: проблема единства славянских
народов, взаимоотношение человека, Бога и мира, тема самопознания и самосовершенствования,
проблема культурно-исторического развития формирующегося этноса, осмысление активного
и творческого начала в человеке, концепция негативного социального влияния
католической церкви.
Рассмотрим подробнее деятельность каждого
из выше перечисленных мыслителей.
Иов Борецкий – православный митрополит
в Киеве с титулом «Экзарх Константинопольского
трона» родом из Галиции, воспитанник
заграничных училищ, знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и
преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной
церковно-приходской школе.
Славился благочестием, благотворительностью и учёностью, а также православия против унии.
Сочинения имеют православное
содержание: «Анфологион»,
или избранная Минея на весь год, в которой описываются
последования на праздники Господни, Богородичны
и Святых, особенно чтимых Православной
церковью, «Диалог о православной вере», «Лимонарь, сиречь Цветник», «Аполлия
(уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого»,
«Сетование о благочестии» (наставления православным, как держать себя во время
гонений за православие).
Иван Вишенский – философ, писатель, критик, сатирик, автор
произведений «Книжка», «Обличение Дьявола-миродержца», «Краткословный ответ
Петру Скарге» и других, в которых основным лейтмотивом выступает тема «Бог –
мир – человек». Он разработал теорию «внутренней философии», смысл которой
состоит в практическом достижении идеала правды, добра и справедливости и воплощение
его в смысл собственной духовной сущности. Человека Иван Вишенский представляет
в концепции дуализма – сочетание телесного и духовного, вечного и временного, божественного
и дьявольского.
Исаия
Копинский -
православный митрополит киевский с титулом «Экзарх Константинопольского
трона». Исаия был "муж Богомудрый", подвижник, всю свою
жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной,
гонимой паствы. Составил «Духовную лестницу» (сборник нравственных изречений) и
несколько посланий к православному духовенству и частным лицам («Наказ
священникам», «Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому»)
Захария Копыстенский – писатель, архимандрит Киево-Печерской Лавры,
руководитель ее ученого сообщества и типографии – продолжает тематику
философской мысли Ивана Вишенского. В своих произведениях («Часослов», «Книга о
вере единой и святой соборной апостольской церкви», «Книга о правдивом единстве
православных христиан», «Палинодия, или Книга обороны») он анализирует
историческое прошлое украинского народа с целью объяснения сущности и смысла
национального самосознания.
М. Смотрицкий – православный архиепископ Полоцка; писатель,
деятель просвещения. Активно выступал за присоединение православной церкви,
находящейся на украинских землях к Унии; предложения
получили отпор со стороны кругов, объединявшихся вокруг епископа Перемышльского Исайи (Копинского).
Разработал собственную модель государства, в которой структура государства представлена
в виде человеческого организма: голова – духовная власть, туловище
– аристократия, руки, ноги – простые люди.
Страницы: 1, 2
|