рефераты скачать

МЕНЮ


Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От

человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к

мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот

понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,

направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы

чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.

Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до

моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить

о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила,

подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие.,

навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек,

преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в

нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не

истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый

умирает в одиночку.

22. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.

Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал

теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни

и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл

текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор

обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования

и издания классических текстов и развивается далее в рамках

толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв

свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У

Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный

обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений

исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в

естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением

общего, закона. В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных

методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма,

затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает функции

онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,

социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и

“критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу

языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках

Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна

раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”,

служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г.

выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж

философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках,

имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов

деятельности.

Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками.

23 - 28 отсутствуют.

29. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”.

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или

иного ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От

лат materia - вещество Это веществ значение удерживалось до 20в.,

когда произошла револ в физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих

материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств

разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач

разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно.

Поэтому сначала все кач разнообр миравыводилось из какого-либо одного

тоже качеств определенного, эмпир воспринимаемого эл-та. (огонь,

вода...) Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва

невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит

принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к

атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень

плодотворной для фил и науки в целом. С этой теорией связаны многие

открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...).

Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл и событий мира

на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.

картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось

еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.

Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие

электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -

принципиально отличное от в-ва состояние материи.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки кот можно определить величину и

направл силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле -

атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут

объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи, основным

свойством кот. является непрерывность.

Все это привело к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис

связан с утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы

электр при измен условий поля или скорости, ядерные реакции -

превращение в-ва в энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира

заставила обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом

материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм

традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился

Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало

все как раньше\

Диалектико-материалист понятие материи. Необходимо было

освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с

понятием в-ва. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафиз

представление о ней. Единственное свойство материи - “быть

объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче

“материя есть фил категория для обозначения объективной реальности,

кот дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и

опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего

познания к миру - это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения

центр категории теории познания как тоько через ее соотнесение с др,

столь же шир категорией - сознанием и определением того, что из них

берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсол

значение только в пределах очень огранич области: исключительно в

пределах основного гносеолог вопроса о том, что признать превичным.

За этими пределами относительность данного противоположения

несомненна”.

30. ФИЛ КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРИРОДЕ И

ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все

пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению,

а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут

материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и

неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в

самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид

не берется ниокуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости,

беспокойства и покоя. В потоке не прекращ движения всегда

присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в

сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде

равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е.

относительного покоя. Покой, т.о., сущ как характеристика движ в

какой-либо устойчивой форме. Каак бы не изменялся предмет, но пока он

сущ, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движ материи:

механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное

разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием

другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл

чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности,

свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж

в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако

высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Прослеживание связей между различными формами движ материи

позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных

этапах возникают все новые уровни организации материи и соотв им

формы движения, причем появление каждой новой формы связано с

сосотоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни

атомов ни соотв им форм движения. Хим и физ формы движения возникли

на опред уровне развития Вселенной. Также на опр этапе косм эволюции

сформировались планетные системы, возникли условия для возникнов

жизни,т.е биол формы движения. В этом смысле жизнь надо расматривать

как космическое явление. В свою очередь только пройдя длшит этап

эволюции, жив природа смогла породить социально организованную

материю., и тогда возникла социальная форма движ.

Совр наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир,

в кот мы живем, по-видимому, явл только одним из возможных миров.

Причем уже в особенностях взаимод. элементарных частиц заложены опр

предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм

движения. (мировые константы)

В соврем космологии указанные идеи входят в содержание так

называемого антропного принципа, согласнокот наш мир устроен таким

образом, что допускает возможность появл человека как закономерного

итога эволюции материи. Но возможны и др миры, с другими мир

константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие

формы движ материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и

чел общество предстают как такая форма организации материи, кот

обусловлена свойствами целого нашей Вселенной, фундаментальными

характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой заклномерный поступательный

процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу

общ прогресса.Всемирная история постоянно выдвигала пробл

противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о

катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый

процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к

другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в кот

выделяются два ее основных вида: производственная и социально-

преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил

как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах - это

человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и

достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние

общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до

мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства.

Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего

развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром

общ прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий,

выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный

словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и

оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то,

что способствует возвышению гуманизма.

31. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности.

Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что

представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С

тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание

тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя

независимы друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически.

Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от

материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга

и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при

помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная

с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в

рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами

противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная

субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно

связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому,

что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое

свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей

сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по

форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как

свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно

не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по

содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том,

что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они

возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека

к миру, отношения, опосредованного формами, созданными

предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в

матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности

в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в

целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В

этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей

формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении

соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное

есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и

преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение.

Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого

взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения -

отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие

свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач

форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и

обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них

сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики.

Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и

бессознательные процессы.

32. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКЕ.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл

вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его

или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им

противоречиях, что выр в законе единства и борьбы противоположностей.

кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел

деятельности осущ через раздвоение единого на противопол

составляющие, и взаимод этих противопол характеризует опред систему

как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний импульс ее

изменения, развития.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной

системы или между системами, процесс столконовения противопол

стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как

внутри себя так и между собой. Различие есть отношение

нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др.

Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный

случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью противоп

может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько

угодно)

Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств

стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках

единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой.

Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель.

Диал принцип против отражает двойственные отношения внутри

целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в

них.

Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их

нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое,

бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не

содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение

лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент

также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство, выраж

устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность

проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться

пары суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть

истины. Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как

необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним

из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил

рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой

посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей,

в частности в док от противного в математике.

Однако реальный процесс разви таучного знания связан с этапами

преодол возник противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не м.б.

интереснее, чем такой факт, кот вступает в противор с общепринятой

теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.

Специф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.