рефераты скачать

МЕНЮ


Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и

эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих,

исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала

она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она

проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие,

догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболе

вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще

недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидеии новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она

принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы

определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из

мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,

определяющие характер функционирования и развития опред области

реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и

фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое

в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории.

Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории

выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные

эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику

теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в;

совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы

наук, а также предвидение.

Различают описательные терии, математизированные,

интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев

в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов,

понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы.

Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном

сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие

характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения

опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и

законов, образ логически непротиворечивую теорию.

43. ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ ФИЛ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель

А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны

организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией

или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех,

обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал

организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе

соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая

концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц

явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ,

биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц

науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть

теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти,

всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо

виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится

до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко

включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста

и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе

Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое

добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка

как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких

атомов, замкнутых исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную

субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество

призается, но в кач цементирующего начала берется или польза

(просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в

натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество

индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать

свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не

вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге

“Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая

дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает

следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц

объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевая активность

человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором -

обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел

и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой

активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без

нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно

нравственным может быть тоько своб человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не

нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно

нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот

мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая

компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела,

теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует

над бытием (будь это образ светлогшо будущего или всемогущей

техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость -

рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть

общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем,

выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения

основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей

зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,

прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,

религией...” А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1.

производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу

всякого общ строя. 2. истор процесс, общ бытие носят объект характер

3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные

массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в

наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел

свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд

специф черт: 1.Общ отношения приним форму общ интересов,

потребностей, целей. А это значит что соц законы - зак не только мат,

он и духовной деятельноси. 2.Поскольку общество одновр является и

объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел

деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси.

История - это деятельность преследующего свои цели человека. 3.Соц

законы по хар своей деят - статистические. 4. Спецификой соц законов

явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле

быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры

более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его

зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает

малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв

сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют

в опред сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба

действия соц законы отражают наличие соц необходимости и объект хода

общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц

материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц

отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание. Свобода и

необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ

производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц

преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной

основы, кот ему досталась. “Люди е меют своб в выборе своих

производительных сиол, кот образуют основу всей их истории, так как

всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств

деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она

выражается, если сущ соц законы, выражающие объективный, необходимый

ход истории? В природе необходимости противостоит случайность. В

обществе с ей соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а

беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени

объективны, хотя их функц нагрузка и различна. Необходимость отражает

нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах сохранения.

Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей,

но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а свобода

схватывает будущее, каким мир должен или может быть.

Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в

каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но

сущность едина - наличие разнообразных возможностей.

44. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле

являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество

не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории

становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно,

в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц

имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него

социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с

естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те

сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям:

сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось

естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в

челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный,

целенаправленный общ способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в

кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та

главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно

человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным

без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ

трудового процесса.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли

и история человечества - это две главы одного романа”-Герцен.

Общество явл частью более обширного целого- природы. Чел живет на

земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона

обитания чел и сфера прилож его сил. Географ седа - это та часть пр,

котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной

в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само

менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается

развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При

этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых

свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если

лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих

поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно

не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества.

Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда

оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так,

если в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках -

разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление

историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем

больше его зав0ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни обществалишь географ средой? Нет.

качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого -

биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая,

внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается

вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем

его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества

осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере,

представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая

особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними

формами преобраз воздействия общества на природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия

живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам

равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия

системы общ-прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За

каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед меет правда в

первую очередь те последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в

третью очередь совсем другие, непредвиденые последствия, кот очень

часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо

мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего

обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что

должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее

воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем

полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел

иного способа мышлеия, новой формы самосознания - Экологического

сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя

как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе

потреблеия решение эколог проблем невозможно...

45.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот

обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность

различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая

функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в

феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами

произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую

создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств

понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но

частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в

каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое

проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что

вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная

сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та

превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая -

онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов

самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в

обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного

только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот

есомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет

качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм

как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование

общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в

действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не

только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и

природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории

явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого

человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от

субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В

чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст

ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула -

пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально

зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое

условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от

свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы

объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть

идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь

предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если

налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух

смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы

опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел

тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает

себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.