рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е.

добавляются другие характеристики: t, p.

7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено

характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает

протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е.

взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений,

имеющих одно измерение.

11. Проблема сознания в философии.

1. Развитие представления о сознании в истории.

2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.

3. Сознание человека и психика животных.

4. Единство языка и мышления.

5. Основные категории:

o Отражение

o Пантеизм

o Психофизический параллелизм

o Сознание

o Раздражимость

o Ощущение

o Восприятие

o Представление

1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные

времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние

люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,

переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих

круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие

тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая

особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,

не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали

прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели

разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая

надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он

считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два

различных начала: основным свойством материи является протяженность, а

основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет

протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих

предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить

материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм.

- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое

отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга

человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался

отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные

предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы

нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей

он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает

совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и

форм отражения действительности.

12. Теория отражения. Развитие форм отражения.

Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях

особенности взаимодействующих тел.

Особенности отражения:

1. Зависимость отражения от отображаемого объекта.

2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту.

3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом.

4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.

Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие

приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются

внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний

механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные

формы отражения.

Различают несколько уровней отражения действительности:

1. Механический.

2. Физический.

3. Химический

4. Биологический

5. Социальный.

Биологический – растительный и животный мир.

У животного мира формы отражения действительности носят психический

характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной

системой.

13. Сознание как форма отражения действительности. Сознание человека и

психика животных.

Раздражимость, ощущение (чувствительность ) , восприятие и представление.

Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизме

человека.

С появлением жизни формируется избирательное отношение к некоторым

веществам, и у организмов происходит формирование органов чувств.

Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального уровня

характерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие.

3.Человека отличает от животного:

1) Наличие абстрактного мышления в понятиях.

2) Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания.

Для животных характерно наличие безусловных и условных рефлексов, которые

составляет первую сигнальную систему, а человеку свойственна и вторая

сигнальная система.

Первая сигнальная система связана с наличием органов чувств, сигналами для

животных являются воздействие внешнего мира на органы чувств.

Вторая сигнальная система присуща только человеку, поскольку сигналами

этой системы являются слова, видимые, слышимые, произносимые.

Слово заменяет непосредственный сигнал, и те самым заменяет определенные

действительности, системы. Поэтому слово является сигналом сигналов.

Слово может быть материальной оболочкой чьей-то мысли.

14. Познание: сущность, уровни.

Процесс познания

15. Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная

истины.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью

(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс

отражения действительности в сознание человека.

ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею,

существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.

МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое

адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно,

отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания

человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория

обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а

относительную истину.

Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о

предмете. Познание есть развитие истины. Истина есть процесс бесконечного

накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше

преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты

абсолютного знания.

Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое

знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере

формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной

и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.

16. Роль практики в процессе познания.

Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления,

реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная

деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная

деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по

идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя

цели, действуя, направляя волю.

Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем

человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это

психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией.

Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт,

сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт

учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.

17. Соотношение чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и

рационализм.

19. Диалектика как учение о связях.

Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг

от друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг от

друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются

различными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. между

наследственностью и изменчивостью ; физика – скоростью и временем ;

философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи,

выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.

20. Понятие закона. Классификация законов.

Закон- общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная,

повторяющаяся связь явлений.

Законы подразделяются на общие и специфические.

Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (в

природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.

Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее

ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения , распростр.

только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).

Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон

перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон

отрицания отрицания ) - законы изменения и развития . Они носят всеобщий,

необходимый характер.

21. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и

противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным

образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без

друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (+,-),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,

содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг

другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг

друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления

противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние,

новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в

самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и

деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные

предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами,

группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим.

Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр.

между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между

обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр.

производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно

проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а

также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон.

Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они

определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия

оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в

процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок

к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий,

т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный

закон показывает источник движения, источник развития.

22. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Понятия: качество, количество, мера, скачок.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество –

1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые

характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура

предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным

пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом

состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество

(металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как

количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в

том, что количественные изменения не приводят к качественным до

определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство

количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения

приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое

состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного

состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления,

тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех

причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и

революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими

несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его

основные св-ва, закономерности, структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его

структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон

показывает механизм развития предмета.

23. Закон отрицания отрицания. Роль отрицания в развитии.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и

результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт

дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так

происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в

прошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом и

результатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранее

существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых и

новых явлений имеет место в любом изменении, развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не

просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы

предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное

содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в

процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием

свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом

сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие

старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого

новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое

не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается

другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является

отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов

(пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной

культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви).

Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.

Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и

гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в

которых возникает данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и

нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый

характер, показывает направленность развития предмета (явления).

24. Категории единичного и общего, их взаимосвязь.

Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и

индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,

которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и

отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим

предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией

особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,

которые отличают его от некоторых других предметов.

25. Явление и сущность, их взаимосвязь.

Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном

отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также

раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с

другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.