Шпоры по философии
Шпоры по философии
1. Возникновение Философии. Предметная область философии.
Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»
- философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен.
человеческого познания.
Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого
строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения
способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на
долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные
конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону
философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего
учения.
Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой
богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики
занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На
матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную
логику и схоластику.
( Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до
появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы
остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики:
познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия
приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей
природы.
. Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним.
сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и
постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии.
Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав
быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.
2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни
мировоззрения.
Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место
человека в этом мире.
О. мировозр. вопросами являются:
- как возник окружающий мир
- создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.
- изменчив ли мир
Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на
данный момент времени однозначно подтвержд. решен.
В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.
3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического
мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.
Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология
Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в
фантаст. образах и сюжетах.
Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.
В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.
уподобление ее человеку, человеческому способу существования.
Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств.
сил.
Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден.
знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.
Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с
тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв.
действит. мнения и оценки.
В недрах мифологии сформировалась религия.
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх
естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину
мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в
сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания
такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)
призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы
стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя
из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем
проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их
убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.
опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то
господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись
понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.
была главной формой понятийного теоретического мышления.
По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:
1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.
2) теоритический.
+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и
складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур.
крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого
уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов.,
интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур.
включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и
познанный опыт каждого конкретного индивида.
( не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки
преодолев. на 2-ом уровне теор.
2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое
обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а
так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер
деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.
предметом теоретического анализа.
Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в
этом случае
1 - ому уровню соответствует мифология и религия
2 - ому - философия.
4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы,
объективного и субъективного, психического и физического, материального и
идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
1) что первично, что вторично
2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому
этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким
он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и
идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично
(производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне,
независимо от человека: Платон, Гегель
2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает
индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс.
заключается в том, что они за основу принимают идею.
Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший
продукт развития материи» - материалист (иногда нет)
Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)
3) К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих
ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью,
ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль,
мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают
не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и
дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс
познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в
состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция
суб. идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции
субъект. идеализма.
5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.
В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-
ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие
функции:
1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки
зрения их соответствия законам логики)
2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и
выборе целесообразности путей и методов познания предмета)
3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности
научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен.
новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа
проблемы и путей ее решения)
4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным
содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр.
знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение
людей)
5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она
постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых
возм. подходов)
6. Философия и наука.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем
не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не
различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в.
до н.э. – 17 в. н.э.).
- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о
том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение
природы предоставить науке (17-19 в.)
- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших
достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой
проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых
проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае
проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они
остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили
название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления,
осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое
положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для
понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается
культурная функция ф-ии.
6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское
понятие материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,
что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было
названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;
Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное
начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из
чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический
характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они
имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1. логический – материя как философская категория;
2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство
объективной и субъективной реальности) – материя как объективная
реальность;
3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно
познать через копирование, фотографирование, отображение;
4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от
наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания
человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их
соотношение.
Существуют различные подходы к понятию движения.
Материализм: движение – это 1) изменение вообще;
2) способ существования
материи.
Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в
сознании.
Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,
возникновение, прохождение, гибель и т.д.”
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Основные свойства движения: 1) объективность,
2) абсолютность,
3) относительность,
4) противоречивость.
9. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе
классификации наук:
1. механическое – пространственное перемещение тел;
2. физическое – перемещение атомов, молекул;
3. химическое – различные химические реакции;
4. биологическое – обмен веществ;
5. социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности
взаимосвязи:
1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы
материи в другую;
2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные
явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы
не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в
том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные
и т.д.).
10. Проблемы пространства и времени в философии.
То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от
характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.
Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как
необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и
однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время
отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой
вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном
движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины
её движения.
Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих
материалистов Древней Греции.
Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто
вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.
Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного
пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число
движений и течет равномерно.
Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно
неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех
материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,
непрерывное, вечная и неизменная
длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через
настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего
не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для
Лейбница, Декарта и др.
Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал
бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время –
порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и
время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны,
обладают движением, наделены способностью самодвижения.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту
проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время
действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство
противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в
мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.
Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.
Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и
врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,
благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве
и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие
определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено
сознание человека.
Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.
Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы
существования материи.
Свойства пространства и времени.
1. Общие свойства:
1) объективность;
2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит
всеобщий характер;
3) относительность – содержанием пространства и времени является
движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в
различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности
бытия.
2. Специфические свойства:
5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением
пространства и время прерывно, поскольку в движении
осуществляется переход от одних пространственно-временных
структур к другим;
6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при
помощи трех пространственных отношений и одного временного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|