рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры для магистранта БГУ

Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:

– экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к

природе с губительными последствиями для человека;

– информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы

(«инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний.

По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой

«первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории».

Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности

позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся

транформациям в техносфере, экономике и культуре.

№55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и

культуре ХХ в.

Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско-

исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через

критику классического историзма, представляющего исторический процесс как

прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе.

Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние

века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ.

Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на

европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение,

расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу

великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую,

вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой

культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных

категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность

фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший

смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью,

подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее

«душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура

мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны

иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате

Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу,

его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет

фундаментальное значение для современного западного самосознания.

Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное

«Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной

философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации –

общности, боьшие в пространстве, чем нации, и меньшие, чем все

человечество. При этом историческая концепция Тойнби антропоцентрична:

личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии

людей между собой. Понимая человека как существо сознательное и способное

осуществлять выбор, разрабатывает «драматическое» понимание истории.

Элементарной «клеточкой» истории является Вызов, ставящий под угрозу

существование общества, и творческий Ответ, даваемый людьми. Вызов =

Божественное испытаниечеловека – завоевания, ухудшение природных условий;

Ответ = человеческий выбор между добром и злом. История образована

челночным движением Вызова-и-Ответа; удачный Ответ порождает «локальную

цивилизацию», обладающую неповторимым своеобразием. Автор Ответа – не

общество в целом, а творческое меньшинство, котрое посредством мимесиса

(подражания) приобщает инертную массу к новым ценностям. Сопоставление

локальных цивилизаций дает алгоритм:

– генезис (зарождение) цивилизации;

– фаза роста поступательного движения как череда успешных Вызовов и

Ответов – критериями роста являются процессы самоопределения и

дифференциации (вызов внутрь общества и усиление внутреннего разнообразия);

– фаза надлома – вызвана деградацией элиты (творческое меньшинство

озабочено отлько собственным выживанием и сохранением власти, основанной на

силе).

Если Шпенглер: старение и смерть цивилизаций фатальны (неизбежны), то

Тойнби: цивилизация жизнеспособна, пока элита сохраняет духовный потенциал.

Наряду с первичными цивилизациями (возникли из первобытных обществ),

выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенность перехода от

втрой к третьей – воспроизводство цивилизации посредством церкви –

«куколки». Возникновение «высших религий» – христианства, ислама, индуизма

и буддизма – важнейший этап духовного прогресса человечества.

Тойнби: «цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается».

Цивилизация – это синоним свободы и творч возможностей человека,

бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.

№57. Концепция постиндустриального общества

Белл, Даниел (р. 1919) – американский философ и социолог, один из

представителей сциентистско(научно-)-технократического направления

социальной философии.

В 1960 стал одним из авторов концепции деидеологизации, ставшей истоком

индустриального общества. Центральные переменные динамики его – труд и

капитал, а противоречия между ними являются основным источником развития.

Основной инструмент оптимизации такого общества – машинная технология. Само

же развитие технологии происходит рывками, что образует соответственно

целые эпохи.

Белл вводит в концепию так называемый «осевой принцип». Различные общества

развиваются в контексте определенной стержневой линии. Исторический процесс

можно рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им

общественных формаций («феодализм», «капитализм», «социализм»). Если же за

«ось» принять статус и роль человеческих знаний, то социальная эволюция

такова: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество.

Символ постиндустриального общества – компьютер.

В постиндустриальную эпоху знание выступает источником богатства и власти,

поэтому решающим средством упоравления выступают уже не машинные, а

интеллектуальные технологии. В ХХI веке определяющее значение будет иметь

становление системы коммуникаций. Для понимания «телекоммуникационной

революции» важны три аспекта:

1) переход от индустриального к «сервисному» обществу (Фурастье: развитие

«цивилизации услуг»);

2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для

осуществления технологических нововведений;

3) превращение новой интелектуальной технологии в инструмент системного

анализа и теории принятия решений.

«Информационное общество» в силу нарастающих культурных протитворечий

может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между

культурной и социальной жизнью. Для искоренения экономической

нестабильности – рыночная система.

Базовая концепция Белла вызвала возникновение двух течений:

1) радикальное; ориентир - европейская модель постиндустриализма

(Фурастье, Турен); 2) либеральное; ориентир - американская модель

(Гелбрейт, Тоффлер).

Ж.Фурастье – представитель радикального напраления развития концепции

постиндустриального общества, ориентированное на европейский вариант

постиндустриализма как образчик. Трактует постиндустриальное общество,

исходя из идеи о техническом детерминизме, как общество выравнивания и

стабилизации экономики. Характерный тип мышления – свободный, то есть

неограниченный ни со стороны до-рациональной аффективности (эмоциональном

способе) до-индустриального общества, ни со стороны преувеличенного

конструктивизма, присущего индустриальному обществу.

Технократизм

Гэлбрейт: по мере нарастания могущества индустирализма и повышения роли

специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в

индустриальном обществе пролисходит отделение собственности от процесса

управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической

социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и

техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в

области отношений с общественностью.

№4. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово

"культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все

созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных

ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к

человеку. Культура представляет собой меру человеческого в человеке,

характеристику развития человека как общественного существа. Идея культуры

выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического

развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума. Немецкая

классическая философия рассматривала культуру как процесс морального

(Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. B XIX в.

завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели

человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое существо,

развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры. Неклассическая (модернистская)

модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Для нее характерны

пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед

общественным в жизни человека. Постмодернистская модель – скептическое

отстранение от установки преобразования мира, мир не только не поддается

человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях. Существует

множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека. Единство мира культуры определяется

целостностью последнего, действующего, как целостное существо. Культура не

существует вне своего живого носителя – человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания. Нечто типа сознания

в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив, соц группа, общество

в целом. Компьютеры или приборы могут входить как часть суб , а могут быть

предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен сознанием, ощущениями,

восприятием, способностью оперировать образами, действует в процессе

практики как реальная сила, изменяющая мат системы. общество есть

универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена предметно-

практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть системы,

пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз. Суб поз

может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать и

духовное, например, сознание есть об для психолога. В новой науке субъект

вторгается в объект, грань между ними сливается. Принцип неопределенности

Гейзенберга, невозможность познать об без его изменения. Важную роль играют

условия познания, они опосредуют отношения об и суб. В идеалист трактовке

есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается все творческое начало.

У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию, которое понимается как

чистая деятельность. Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе

его фиксации в некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится

принадлежащим всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная,

направленная на об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка

выступ предмета об поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего

мира суб. Например, камень воспринимается чел и геологом по-разному.

восприятие снега жителями севера и юга. На предмет накладывается пред

опыт.

Наука, как специализиров форма познавате деятельности. Особенности научного

познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое познание никогда не может быть

сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических

знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение

чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений

не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных

наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как

результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений. В

теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и

рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления. Таким образом теория всегда содержит чувственно-

наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях

эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне –

рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.