Шпоры для магистранта БГУ
объединяемых чувством, верой и действием». Специфическими чертами толпы
называл иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями,
снижение интеллектуальности, подавление и уничтожение индивидуальности.
Формирование толпы связывал с действием механизма подражания – взаимного
подражания и подражания образцам.
Тард отличал толпу от «публики», которая является не физическим, а
духовным объединением; в публике не утрачивается личностное начало,
предполагается определенный уровень индивидуального развития.
Характерно, что толпа и семья оценивались как формообрахующие элементы
общества; причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а
толпа – с городскими.
Изучал массовое общество, механизмы межличностного общения и др.
Лебон, Гюстав (1841–1931) – французский социолог, антрополог.
В своих работах раскрывал проблемы массовой психики и психологии народов.
«Душа народа» едина для всех его представителей, что связано и со
спецификой общественно-исторического процесса. Лебон поддерживал идеи
иерархии рас, влияние расовой принадлежности на психологию индивидов.
Анализируя проблемы «психики толп», отмечал ее особенности: эмоциональный
характер, зараженность общей идеей, сознание непобедимости, внушаемость,
готовность следовать за лидером. В толпе действует «закон духовного
единства толпы», подавляется индивидуальное рациональное начало.
История цивилизации: достижения культуры связаны с деятельностью элиты,
которой толпа подражает. Развитие промышленности, средств массовой
информации, рост городов приведут к тому, что общество вступит в век масс,
где будет доминировать «бессознательная деятельность толпы». Понятия массы
и толпы отождествлял. Лебон выступал противником идей демократии и
равенства; резко критиковал социализм – с властью толпы эволюционирует к
анархии и диктатуре, экономическому краху.
Канетти, Элиас – австрийский писатель.
Творчески развил традицию Ницше–Лебона–Фрейда–Ортеги-и-Гассета. По
Канетти, смерть – идеология и главный инструмент власти. Именно страх
смерти, стремление к выживанию придают динамику системе «масса – власть».
Полинная власть не может не основывваться на массовых убийствах. Не история
губит массы, а антигуманная власть. В трактате «Масса и власть» показал
значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых
религий. Пришел к выводам о связи феноменов власти и массы; паранойа и
власть – два аналогичных способа реализации единой тенденции личности.
Результат исследования – политическая антропология власти», из которой
следует, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев
деспотизма. Однако существует положительная альтернатива: угроза гибели
человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации
властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и
массы.
№35. Философская антропология.
Шелер, Макс – нем философ и социолог, один из основателей филос
антропологии, аксиологии. Критически проанализировал основные подходы к
познанию человека в европейской культуре и поставил перед филос
антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия. Филос
антропология призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное
изучение различных сфер человеческого бытия с целостным филос пониманием
сущности человека и критическим переосмыслением филос традиций. Шелер
утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному, высшему
воплощению своего единства. Для выражения человеческой сущности ключевыми
выступают понятия могущественного, но слепого жизненного «порыва» и
всепосигающего, но лишенного самостоятельной энергии «духа». Только жизнь
способна привести в действие и осуществить «дух» – принцип, выражающий
надвитальное (vita – жизнь) предназначение человека. Дух предстает как
нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных,
абсолютных ценностей. Самобытность человека выражает соотнесенность порыва
и духа. При этом, хотя челловека может свободно отвергнуть жизнь, он
призван испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую
жизнь. Шелер стремился построить иерарахию объективных ценностей и
обосновать идею Бога в качестве высшей ценности. Переживание человеком
ценностей (любви к Богу, жизни, другому человеку) Шелер трактует не как
психический, а космический акт. Ученый рассматривал многообразие историч
условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных
«жизненных», «духовных»и религиозных ценностей. Проблема соотношения мира
ценностей и наличного реального бытия у Шелера решается с позиций дуализма.
В стремлении человека к созерцанию и постижению абсолютных ценностей –
проявление акта божественной любви. Бог – гарант единства мира и
коммуникативности личностных человеческих миров. Посредством самореализации
личность обеспечивает реализацию духа и своего надвитального
предназначения, трансцендируя (выходя за пределы, перешагивая) за пределы
исходных витальных влечений (голод, инстинкты секса и власти, задающие
социальные структуры хозяйства, семьи, государства). Однако, именно
укоренение духа в витальной сфере, питаемой мощным импульсом жизни,
обеспечивает возможность преодоления им «немощи», энергетической
недостаточности: снятие в духе витальных влечений и обретение им «мощи»
является изоморфным становлению «божественного в человеческом».
Плесснер, Хельмут – немецкий философ, один из родоначальников философской
антропологии. Задачу филос анропологии видел в выявлении базисной структуры
человеческого бытия, объясняющей все специфические свойства и
характеристики человека. Хотел понять человека в единстве биофизической и
духовной сторон, выразившихся в достижениях культуры. Общей базисной
структурой любого живого тела является позициональность=способность
организма во взаимодействии с окружающей средой («позициональным полем»)
поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно
пребывать в становлении и развитии. Согласно Плеснеру, позициональность
реализуется: у растений – вчленением в среду, у животных – проявлением
самостоятельности и способностью отличать себя от чужого, у человека –
«эксцентричностью». Но животное не обладает самосознанием. Человек же
способен осознать себя как «тело», «я в теле» и как «я». «Я» не дано само
по себе как предмет, на ходится вне центра позициональности, что и
выражается понятием экс-центричности. Эксцентричность имеет универсальное
значение определяющей черты человека, что проецирует структуру
человеческого мира – внешний мир, внутренний мир, мир других людей. С этим
связано и обращение к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котром
человек может обрести опору существованию. Онако в сил своей
эксцентричности человек постоянно стремится к самоизменению, познанию (Рене
Декарт:«Я мыслю значит существую»). Философия призвана постоянно указывать
человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания
кардинальные вопросы бытия, котрые он постоянно должен решать.
№36. Биологич пдоход в философской антропологии
Гелен, Арнольд – немецкий философ, один из основателей философской
антропологии.
Главное антропологическое исследование – «Человек. Его природа и его
положение в мире» (1940) – издавалось тоько при жизни 12 раз. Гелен стасит
задачу в своей антропологической концепции: в противовес метафизической
спекуляции (размышлению о сущности) дать интегративно-научное описание
человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две
субстанции – «тело» и «душу». Средствами такого описания должны служить
«психически нейтральные» понятия, среди них ключевые – «действие»,
«сообщество», «культура». Гелен определяет человека в морфологическом
аспекте человека как неспециализированное, незавершенное и «биологически
недостаточное существо». В отличие от животных, человек живет не в
окружающем мире, а в культурной среде, которая для него предстает как «поле
неожиданностей». будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать
условия своего существования у мира и при этом постигать себя. Человек как
таковой раскрывает себя в этом, а также – в создании ценностной ориентации
в мире. Тем самым природа предопределяет открытось челолвека миру и его
творческую способность к созданию культуры. Гелен относит культуру к
коренным условиям существования человека.
Важнейшим культурным средством самосознания человека и регуляции отношений
в сообществе Гелен считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием
дисциплины понятие морали. Истоиря, общество, социальные институты и нормы
предстают в концепции Гелена как формы, восполняющие биологическую
недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные
устремления.
№53. Структурно-функциональная модель общества
Парсонс, Толкотт - американский социолог. Основная научно-
исследовательская задача - построение системной социологической теории.
В ссоей первой книге «Структура социального действия» (1937) утверждает,
что основным объектом анализа в социологической теории систем действия
является единичный акт, состоящий из - актера; целей деятельности; и
социальной ситуации. Система действия является структурированным набором
единичных актов. Парсонс описывает социальное действие как состояние
напряжения между элементами двух порядков - «нормы» и элементами «условий».
Так, процесс социального действия описывается как «последовательное
отрицание элементов условий в направлении конформности (согласованности) с
элементами норм».
В свою очередь социальная система преполагает наличие трех подсистем: 1)
личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые
ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и
предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на котрое
общество должно ориентироваться.
В каждой системе существует внутренняя проблема достижения социального
порядка или интеграции. Парсонс в связи с этим формирует концепцию систем и
подсистем, каждая из котрых отвечает внутренним и внешним функциональным
требованиям:
- адаптация (к физическому окружению; экономика);
- достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и
получения удовлетворения; политика);
- интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее
соотнесения с существующими отличиями; социум);
- поддержание образцов, латентность (средства достижения отностельной
стабильности; социоализация).
Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация-цель-
интеграция-латентность).
Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена» - деньги (A),
власть (G), влияние (I), обязательства (L).
Все существующие живые системы, включая системы действия и общества,
определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и
отношения типа «система - окружение»; для анализа обоих типов отношений
ключевой является концепция функции.
Согласно теории «социокультурной эволюции общества» Парсонса, человеческое
общество развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления
и дифференциации с последующей повтроной интеграцией. Фактором,
направляющим эволюцию, является способность к адаптации.
Основными характеристиками современного обществаа являются:
1) полная дифференцифция систем в соответствие со схемой AGIL;
2) доминирование в экономике массовго производства, наличие
бюрократической организации, - рынок, деньги являются общепризнанным
средством обмена;
3) система права - основа социального контроля и координации;
4) наличие социальной стратификации (разных слоев общества), в основе
которой лежит критерий успеха;
5) дифференцированная, сложная система взаимосвязей.
№54. Модель общества в концеции коммуникативного разума
Хабермас, Юрген (р. 1929)
В 80-е 20 века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии,
вбирающей в себя идеи гуманизации и фиксирующей статус интеллигенции в
системе общества («новый класс», группа высокообразованных специалистов). В
центре концепции уже не технический специалист и не менеджер, но эксперт
специалист-ученый.
Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия,
рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса.
Центральная проблема современного европейского общества - преодоление
неадекватного статуса интеллектуально активной общественности. Причина
кроется в позднекапиталистическом проявлении общего кризиса европейской
культурной установки на вертикальную (сверху вниз) структуру субъект-
объектного отношения. Соответственно и отношение к миру - субъект=объектное
(«извне деформирующее»). Стратегическое поведение, ориентированное на
достижение цели, означает прагматическое (корыстное, с пользой)
использование другого в качестве объекта = средства. Хабермас полагает
необходимой переориентацию на субъект-субъектную структуру, моделируемую
межличностным общением, - «интеракцию» (не просто как у Мида социальное
взаимодействие), глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимом
плане («коммуникативное поведение»). То есть человек стремится к
освобождению от любого насилия, и такой его интерес может быть реализован
посредством подлинной «интеракции». «Интеракционное» взаимодействие должно
доминировать над «технологическим» (выражающим себя наиболее полно в
процедуре овладения внешней природой).
Структуры социальных институтов современного общества центрированы вокруг
технических интересов, в результате чего сфера подлинности реального
жизненного мира и система общества оказываются разорванными. Радикальный
поворот к свободе - это прежде всего преориентация субъект=объектных
отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных,
предполагающих понимание. Важнейший момоент - необходимая смена субъект-
объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую
«коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная
структура.
В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не
только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического
дискурса (фр. - речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения
участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной
речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию
(толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это
многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность,
не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания.
Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная
рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного
гражданского общества.
№52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации.
Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-
экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного
развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных
обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта
трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней
быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это
быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и
динамику общества.
Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми
индивидами) господства с точки зрения типологии социального действия:
1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно
выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех);
2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой
ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);
3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией);
4) традиционное (определяемое привычкой).
Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в
священность существующих властных порядков является привычка к
определенному действию, укладу жизни.
В основе легального типа господства (к которому относятся современные
западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания
власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально-
правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех-
четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его
основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые
отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального
начала отличает современное общество от всех существовавших ранее
(«традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные
«перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества
мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают
место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению
гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.
№58. Концепция информационного общества
О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из
вариантов концепции постиндустриального общества.
В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо-
и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных
изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой
нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости
от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации.
1. Первая технологическая революция – аграрная – дала волну с/х
цивилизации (основа экономики, культуры – земля; авторитарная власть;
сословность).
2. На смену ей приходит индустриальная цивилизация (символ – заводская
труба; работники промышленного производства становятся придатками машин;
единообразие = массовидность во всех сферах жизни; экологические проблемы,
конечность природных ресурсов).
3. В пределах индустриальной цивилизации во втрой половине ХХ века
возникла Третья волна технологических и социальных транформаций
(рапространение компьтеров, генной инженерии, теле- и видеокоммуникации).
Главными становятся – информация, творчество и интеллектуальная технология.
На смену пролетариату-придатку машин приходит «когнитариат» =
интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что
позволяет ему работать со все более сложной информацией. Инвестиции – в
обучение, переквалификацию, социальную и культурную адаптацию. Самое важное
– трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к
пониманию первичной роли культуры. Одновременно происходит революция в
инфосфере: для восприятия мира необходимо непрерывное образование,
широкомасштабное мышление, постоянное развитие способностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|