рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии

Материя – философская категория, служащая для обозначения объективнойт реальности, данной человеку в его ощущениях. Различают метафизическое и диалектическое понимание материи. С т. зрения метафизики материя – это непосредственная чувственная данность, вещественность, которая однозначно фиксируется органами чувств. Быть материальным – значит быть существенным. С т. зрения диалектики материя – это абстракция, при помощи которой отражаются свойства объективных вещей, соществующих в ней независимо от сознания. В этом случае под материей понимается значительно более широкий круг разнообразных явлений, который далеко не всегда могут чувстенно восприниматься.

15. Что такое движение ?

Другой важнейшей антологической категорией является движение. Движение это изменение вообще. Принято различать два понимания движения. Ст. зрения метафизики движение – это внешний атрибут всякого существования. Т.е то или иное тело может двигаться или не двигаться. В этом случае неизменность, устойчивость абсолютны. Движение,  изменение относительно. Такое движение сводит последнее к механическому перемещению. С точки зрения диалектики движение – это внутренний атрибут всякого существования. Существовать – значит двигаться, изменяться. В этом случае движение абсолютно, а всякая устойчивость относительна. Само движение предстает как внутренне взаимнае противоположность сторон, характерезующих содержание данного предмета.

16. Что такое пространство и время ?

Важной антологической категорией является пространство и время – всеобщие формы существования материи. Существование в прострвннстве означает существование одного рядом с другим, в существование во времени означает существование одного после другого. С т. зрения метафизики пространство и время существуют наряду с другими телами. Пространиство подобно ящику, в котором находятся все тла, а время подобно потоку, который увлекает своим течением все сущее. С т. зрения диалектики, пространство и время – это свойства движущихся тел. Их свойства определяются состоянием этих тел. Наиболее полное понимание пространства и времени нашло свое выражение в теории относительности Эйнштейна, в которой пространственные размеры зависят от скоротси движения соттветствующих тел. Т.о материалистическое понимание бытия приводит к принципу материального единства, согласно которому в мире нет ничего, кроме движушейся материи, котороая движется в пространстве и во времени. Иначе, любой материальный объект характеризуется пространственно-временной определенностью, тюе пространственной локализацией и временной длительностью.

17. Что такое сознание ?

Если отождествлять бытие с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание – духовная субстанция, определяющая мир вещей. Такое понимание бытия характерно для философского идеализма, для которого сознание становится определяющей антологической категорией, не выводимой из других категорий.

С точки зрения материализма сознание прежде всего предстает как сознание человека, а потому раскрыть духовность – это значит понять и исследовать внутренний мир человека. С точки зрения материализма, сознание – это специфическая форма отражения, взаимодействия, движения. В самом деле любое движение можно рассматривать как взаимное отражение действующих тел. В неживой природе такое отражение проявляется через механическое или физическое взаимодействие. Любая химическая реакция – это тоже процесс взаимного отражения. В живой природе отражение становится способом выживания индивидуального организма, и чем выше биологическая организация, тем более эффективно это отражение. Для высших животных отражение выступает в виде 1-й сигнальной системы, т.е совокупностей условных и безусловных рефлексов. Человеку присуща еще и 2-я сигнальная система – совокупность реакций. Именно эта система становится основой сознания, резко увеличивая жизнеспособность организма.

18. Что такое мышление и язык ?

Всеобщими формами существования сознания выступают мышление и язык. Мышление – процесс отражения внешних воздействий при помощи идеальных компонентов – понятий, суждений, умозаключений. Понятия – логические формы мыслей, при помощи которых предметы мыслятся в их существенных свойствах. Любое понятие всегда выражается словом или группой слов, поэтому любое мышление всегда словесно. Как нет мышления без языка, так нет и языка без мышления. Т.о мышление человека выступает как своеобразная форма отражения. На вопрос о происхождении языка дает ответ теория антропогинеза, согласно которой порядка миллиона лет назад жили существа, которые вели стадный образ жизни и отличались всеядностью, которые в своей биологической эволюции привели к появлению приматов, высших приматов, антропоидов и человека. Основными этапами становления человека были? Прямохожденин, употребление обработанной пищи и возникновение языка, как формы общения друг с другом. Благодаря этому биологическая эволюция уступила социальной.

19. Что такое процесс познания ?

Вопрос познания входит в раздел философского знания, называемого гноссиологией – раздел, в котором рассматриваются вопросы, связанные с природой знания, характера его получения, а также критериями истинного и ложного знания. Основным в гноссиологии является знание, которое представляет из себя единство субъективной и объективной реальности («знание – это объективная субъективность или субъективная объективность»). Знание получается в результате познавательного процесса, т.е взаимодействия субъекта и объекта познания. Под субъектом понимается человек, а под объектом – в зависимости от той или иной мировоззренческой позиции. С точки зрения материализма – внешний мир – объективная реальность – мир вещей, который отражается про помощи чувств. С точки зрения идеализма объектом познания выступает некая идеальная субстанция(понятия, идеи), которые находится в мире идей и о которых можно получить знания в процессе мышления.

=> процесс познания понимается по-разному – либо как чувственное отражение, либо как рациональное отражение.

20. Чувственное познание

Чувственное познание – это отражение фактов при помощи форм чувственного познания:

1.   Ощущения – это субъективный образ объективного мира, это процесс превращения энергии внешнего раздражения в мысли. Ощущения всегда субъективны и носят дифференцированный характер, обусловленный дифференцированием различных органов чувств.

2.   Восприятие – это комплекс ощущений. Человек имеет дело с восприятиями, благодаря которым становится возможным его взаимодействие с окружающим миром.

3.   Представление – это восприятия, закрепленные в памяти. Они существуют и тогда, когда нет воспринимаемых предметов. Представления лежат в основе фантазии и становятся предпосылкой для логического мышления

Т.о чувственное познание представляет из себя взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.

Сенсуализм – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей непосредственно про помощи органов чувств, а эмпиризм – это тоже чувственное восприятие, но не напрямую, а опосредованно, например при помощи всевозможных приборов (температура и термометр). Т.о эмпиризм несет больше информации, чем сенсуализм.

21. Рациональное познание

Рациональное познание – это опосредованное взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой предметы мыслятся в их существенных свойствах. Всякое понятие всегда выражается словом или группой слов.

Суждение – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой что-либо утверждается или отрицается  о чем либо. Во всяком суждении различают (S) – предмет мысли и (P) – предмет суждения – то, что говорится о субъекте. С точки зрения логики всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь.

Умозаключение – такая логическая форма мыслей, когда из нескольких суждений строится новое, которое несет новое знание (снег, низкая температура => зима). Последнее называется выведенным и как правело лишено чувственной достоверности. Принято выделять следующие виды умозаключений: дедуктивный – когда ход мыслей направлен от общих положений к частным, и индуктивный – когда ход мыслей направлен к частным положениям. То обстоятельство, что логическое познание связано с языком означает, что выводное знание – это знание, которое приобретается индивидуумом через взаимодействие с другими индивидуумами посредством языка. Это расширяет то знание, которое получено в личном опыте.

Рационализм – размышления, логическое построение, иррационализм – интуиция.

22. Что такое агностицизм ?

23. Что такое истинное знание ?

Обычно истину определяют как соответствия знания объекту. Истина – это адекватная информация о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Т.о истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

24. Критерии истинного знания

Важным вопросом гноссиологии является проблема различения истинного и ложного знания. Если процесс познания сводится лишь к чувственному отражению, то критерием истины выступает чувственная достоверность того, что воспринимается и того и что мыслится. Если познание сводится к логическому отражению, то истинным будет знание, которое логически непротиворечиво. Однако указанные критерии истинного знания ограничены.

В середине 19 века стало ясно, что критерием истинного знания может выступать практика, которая включает в себя и чувственное и логическое познание. Практика – это чувственно -предметная деятельность людей, их взаимодействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль: во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию материал, подлежащий теоретической обработке, во-вторых, практика является сферой приложения знаний, в-третьих, практика служит критерием истинности знания. Основными видами практической деятельности являются:

1.   Промышленное приоизводство – наиболее глубокий кретерий истинного знания, но он не   абсолютен.

2.   В социальных вопросах основным кретерием является исторический опыт.

3.   Форма научного эксперимента

25. Диалектика и метафизика

Метафизика и диалектика являются частями раздела философского знания, называемого методологией, в котором рассматриваются способы получения истинного знания. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего либо и неизменного существования. Диалектика – это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай. Важнейшими принципами диалектики являются:

1.   Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно. Он раскрывается тремя законами диалектики.

2.   Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

26. Что такое качество, количество, мера, скачок?

1-й закон диалектики: закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, который показывает, как происходит развитие и связан с категориями: качество, количество, мера, скачок.

Качество – внутренняя определенность любого объекта с изменением которого данный объект перестает быть тем, чем он был.

Количество – внешняя определенность любого объекта, которая может изменяться в определенных пределах, сохраняя старое качество.

С точки зрения диалектики указанные категории внутренне едины. Их единством выступает мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Указанный закон показывает, что процесс развития происходит путем непрерывных, вначале незаметных количественных изменений, которые накапливаясь приводят к скачку – качественному изменению. Старая мера исчезает, появляется новая. С точки зрения этого закона развитие происходит как единство эволюционного и революционного. 

27. Что такое тождество, различие, противоположность, противоречие ?

2-й закон диалектики: закон единства и борьбы противоположностей – этот закон показывает причину всякого развития и связан с тождеством, различием, противоречием.

Тождество – это отношение равенства, одинаковости, как предмета с самим собой.

Различие – это отношение неравенства, неодинаковости, с точки зрения диалектики указанные категории взаимосвязаны. Всякое тождество содержит различие, а различие предполагает тождество.

По мере изменения количества усиливается различие, которое переходит в противоположность. Противоположность – это единство взаимоисключающих моментов в некотором содержании. Противоположность определяет содержательность любого объекта, в частности в математике. Формой взаимодействия противоположностей выступает противодействие, разрешение которого ведет к уничтожению борющихся противоположностей. Такая форма различия характерна для общественных явлений и живой природы. Различие переходит в противоположность, затем в противоречивость, которая затем разрешается. При этом старое качество исчезает, появляется новое.

28. Что такое отрицание и отрицание отрицания ?

3-й закон диалектики: закон отрицания отрицания. – этот закон дает характеристики процесса развития и связан с отрицанием и двойным отрицанием.

Отрицанием называется любое взаимодействие противоположностей. С точки зрения метафизики результат такого взаимодействия – ничто, а точки зрения диалектики – нечто – некоторое содержание, в котором выражаются особенности борющихся противоположностей. Гегель выразил указанную особенность следующей триадой: тезис, антитезис, синтез (двойное отрицание, отрицание отрицания). Указанный закон показывает, что по ходу развития осуществляется преемственность – во всякой новой мере будут присутствовать элементы старой меры. Процесс развития принимает спиралеобразный характер.

29. Понятие философской категории

Важным вопросом методологии является понятие философской категории. Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории – наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, в том числе и философии. Каждая область знания имеет свои собственные категории. В данном аспекте мы рассматриваем философские категории, такие как единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление. Как мне кажется, исходной философской категорией является бытие, а все остальные категории с различных сторон характеризуют его содержание. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений ,можно назвать единичным. Общее - то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. С точки зрения диалектики всякое общее существует через единичное, единичное содержит в себе элемент общего. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего.

Метафизика рассматривает каждую категорию независимо друг от друга.

30. Категории причины и следствия

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

31. Категория необходимости и случайности

Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов,составляющих материальное образование.

Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних объстоятельств.

С точки зрения диалектики необходимость проявляется через цепочку случайностей, случайность – форма проявления необходимости.

32. Категория возможности и действительности

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета или явления та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью.

Различают абстрактную и реальную возможность, которая непосредственно переходит в действительность.

33. Категория содержания и формы

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. С т. зрения диалектики, всякое содержание оформлено, а всякая форма всегда содержательна. Даже безседержательность – это неадекватное содержание какой-либо формы.

34. Категория сущности и явления

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

С точки зрения диалектики, всякая сущность является: любое явление существенно. Если явление противоречит сущности, то имеет место видимость.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.