рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии

Шпаргалки по философии

1.  Предмет философии

Термин «философия» - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.

В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.

Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям, к самому себе.

Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.

Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных форм духовности: философия, мифология, религия.

2.        Основные разделы философского знания

Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания:

Антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15 в до н. Э

Гноссиологии – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17 вв.

Методология -  раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

Т.о философия определяется тремя разделами.

3.              Основной вопрос философии

То обстоятельство, что философия связана с мышлением, делает его своеобразным «царством мысли», и для которого весьма важным оказывается соотношение субъективного и объективного, идеального и материального, духовного и природного содержания, иначе соотнесимость мышления и бытия. Указанная соотнесимость получила название «основного вопроса философии». Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности мышления и вторичности бытия, то имеет место философский идеализм. Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности бытия и вторичности материи, то имеет место философский материализм.

Т.о в развитии философского знания имеют место 2 направления: материализм и идеализм.

4. Древнегреческая философия

Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг  с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

1.   Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое).

2.   Элейская (Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета («Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же»). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес).

3.   Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы


Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – «познай самого себя». По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения.

Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром (космосом), поэтому она и названа философией космоцентризма.

5. Философия эпохи средневековья

Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, «Иисуса Христа». Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог ? Принято выделять две точки зрения:

1.   Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

2.   Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).

Но несмотря на религиозную мистику, «время мракобесия», философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

6. Философия эпохи Возрождения

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1.   Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2.   Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

7. Французский гуманизм 18 в.

18 в. вошел в историю как век Просвещения. Считалось, что знания – это подлинная духовная ценность, которая способна помочь человеку решить его жизненные проблемы. Вера в безграничные возможности разума стала основным мотивом этой эпохи. Наиболее ярко эта идея нашла выражение в творчестве французских просветителей: Вольтера, Гельвеций, Д`Аламбера, Ж.Ж. Руссо, Р. Дидро и др. В своих философских воззрениях они опирались на Ньютоновское понимание мира, поэтому их нередко называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе, он представляет собой разнообразные вещественные тела – материю, которая полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Механика абсолютировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Вольтеру принадлежит фраза «Религия – опиум для народа».

Обращаясь к социальной действительности, развивая идеи рационального антропоцентризма, французские мыслители сделали шаг вперед в понимании сущности человека.

Французские мыслители замечают, что духовное содержание человека не столь автономно, как это утверждали предыдущие мыслители. Оно зависит от воспитания, образования, т.е от той социальной среды, в которой живет индивид. Чтобы улучшить духовную жизнь людей, нужно изменить условия их жизни, что можно сделать, если во главе государства станет просвещенный монарх. Они считали, что любое социальное явление зависит от воли, желаний и намерений человека власти. Что касается философии, то развивая идеи рационального антропоцентризма, они вплотную подошли к проблеме социальной детерминации личности, а в связи с этим и к проблеме осмысления общества как целого.

8. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия занимает небольшой исторический период, однако ее влияние на развитие философии немаловажно. Центральной задачей в творчестве ее представителей стала задача философского осмысления социальной действительности, общества как целого. Наиболее полно эта проблема была решена в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Родоначальником немецкой классической фил-ии был Э. Кант. Развивая идею французского просвещения о безграничных возможностях человеческого разума, Кант решает обосновать эту идею. В своих работах Кант открывает диалектическую природу человеческого разума. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис – мир сущ. сам по себе, антитезис – мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать, что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название агностицизма.

Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики этого субъекта.

Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором стремится обосновать диалектику, проявлением которой

однако ему это не удалось. 

Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой «застывший интеллект» , который стремится осознать самого себя и использует для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития. Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является марионеткой в руках мирового духа.

Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению философия Гегеля  -рациональная идеология. Гегель неправомерно абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел, что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.

9. Становление марксистской философии

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией, человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия существования человека создаются вследствие совместной трудовой деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

1.   40 - 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса

2.   90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг

3.   30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.

10. Позитивистская и неопозитивистская философия

Философия второй половины 19 и  начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1.   Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2.   Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был бранцузский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивисское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивисские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивисская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследывается опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

    Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивисской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум+научное знание.

12. Философия экзистенцизма

3.   Также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Нитше и А. Шопенгауера. В отличае от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая что он и должен быть предметом философии. В часности Шопенгауер подчеркивал определяющую роль воли, а Нитше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзитенционизма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Яснерс. Они уделяли большое внимание экстримальным условиям, «пограничной ситуации», в рамках которой наиболее полно раскрывается экзитенция индивда. Философи экзитеционизми оказала большое влияние на искусство.

    Т.о в экзитенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

13. Философия неотомизма

4. Эта философия стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фому Аквинского становятся обязательным во всех католических унимерситетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

Т.о философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

14. Что такое материя ?

Важнейшим понятием антологии является понятие бытия. Этим понятием фиксируется фикт существования мыслей о предметах. Понятие бытия включает в себя объетивную и субъективнуб реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материолизма, для которого материя становится имходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеолистическому пониманию мира.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.