Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)
p>Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,
приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие
противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и
особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и
классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой
соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые
носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,
различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.
выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в
производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с
позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне
общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,
религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые
экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой
конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов
–эмпирическая социология.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся
До 72 Питання - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные
критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.
74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,
політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии,
политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему
общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.
Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и
содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются.
Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического
регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление,
общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом
старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру-
шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом
экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и,
следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни,
связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром
которой стало государство. Изучение политической системы представляет
особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее
элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-
личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация
общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны
материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу
политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные
факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое
политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?
Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения
государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В
переводе с греческого политика означает искусство управле- ния
государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри
и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля,
подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее
прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье,
М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой
особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между
классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"
соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности
существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до
появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность
осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать
воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-
кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-
общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми
членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько
видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или
отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие
как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства,
руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому
ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о
"власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное
свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая
власть представляет собой способность личности, класса или социальной
группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими
экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует
сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим
господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое
руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она
обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер
выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой.
Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому
бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-
тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из
важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни
внешней и внутренней политики государства определяются экономическими
интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо
подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается
в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические
реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики
проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды
революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается
главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью.
Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в
виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе.
Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь
существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют
свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения
представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие
политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения
возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может
регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и
общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе
норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право
- это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых
в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права
существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и
право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В
отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались
стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право
устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические
идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в
различных политических организациях и институтах. К ним относятся:
государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации,
средства массовой информации. Не все общественные организации являются
политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации,
стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо
обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через
общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в
определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя
До 74 питання
непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации
общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-
тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и
объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и
языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к
политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне
политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из
политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно
принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет
собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют
три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов,
эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система
политических отношений между обществом и государством, различными классами
и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3)
подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию
общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные
организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-
вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре-
ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го-
сударство, партии формируют определенное политическое сознание.
Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом
от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например,
для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно
первой политической системой. Важней- шие институты жизни, такие как
собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус
элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с
государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все
более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и
продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем
говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР,
которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского
аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает
возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в
политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в
полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА
ления экономической и политической власти используются и другие
организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в
конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных
направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были
формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава
полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-
ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии
прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от
многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций,
демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в
политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют
существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и
социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими
социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет,
устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают
идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и
перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот
политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти
своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической
системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило
они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объ-
единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых
коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации,
являться ей противовесом. Конечно, количество организаций, принадлежащих к
политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается
общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические
институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го- сударством.
75. Держава її походження і сутність.
Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система, найбільш
яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних
партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична
система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує
економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна
форма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після
появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два
погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має
класовий характер і є органом насильства, та загальнолюдський, за яким
держава — це орган управління і досягнення злагоди в суспільстві. Тип
держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласницька, феодальна,
капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична. Предметом особых
дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в
лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как
проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование
сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих
потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому
политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство.
Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения
государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они
полагали, что государство возникло в результате общественного договора,
сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и
богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности
граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем,
объясняла появление государства в результате войн и политического насилия,
которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и
эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,
напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как
результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у
других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в
результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно
эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к
выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов
другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые
противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает
не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже
играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В
настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму
узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,
господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия,
давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций
государства как органа, управляющего делами всего общества, а также
выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого
конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство
есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и
управления на определенной территории.
Основные исторические типы государства: 1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной собственности. 2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики переходящая в монархию. 3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод. 4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.
Основные признаки государства: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и судебную. 2) суверенитет; 3) наличие своей территория; 4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,
социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление
общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:
внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-
идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных
отношениях.
76. Історичні типи держави, форми правління і державного устрою.
Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола
общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую
особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том,
что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат
насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия
объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу
внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою
роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее
время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход
к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,
противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при
этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,
управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной
степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно
дать следующее его определение: государство есть социальный институт,
осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной
территории.
Основные исторические типы государства:
рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих
никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной
собственности.
феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля
находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а
хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии
характерна государственная раздробленность (множество почти независимых
княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики
переходящая в монархию.
буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти,
принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением
угнетенным классам юридических прав и свобод.
социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,
прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры
пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а
также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.
Основные признаки государства:
наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и
т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с
помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и
судебную.
суверенитет;
наличие своей территория;
взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и
обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,
социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление
общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:
внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-
идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных
отношениях. Государства различаются по форме, которая включает в себя:
1) тип государственного устройства:, a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы (законы). b) федеративное государство - объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей, законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово- денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой данного государственного образования, особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную. c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в федерацию
2) форму политического правления: a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может быть i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия); ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт)) b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; ii) президентской - президент - глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной, так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,