Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)
термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание
соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую
меру объективности, истинности своего содежания.
26. Общество и общественные отношения
Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно
взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие
друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых
потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения.
Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само
общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение
материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва.
Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные
(духовно-практические). Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-
й явл. произв. отн-я, которые позв. раскрыть разл. типы связей, что
фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. П.о.
охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства мат благ,
обмена ии их распределения. люди не могут производить, не соединяясь для
совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических
групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же
социальная защита, условия жизни людей, условия образования,
здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они
отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура
семьи и принятые отношения в соц группах.
Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги,
демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир,
выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы -
государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств
в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют
свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по
поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями
населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание,
религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении.
Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические,
религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения
не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.
Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем
темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и
переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с
технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме
устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки
специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги
не долговечны.
4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит
процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема
информации, причем различного характера.
Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки
непосредственного окружения, служат интеграционным средством.
5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети
27. Общество и природа, их взаимодействие
Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от
истории становления самого человека. Являясь частью прир человек
постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот
проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него
социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и
социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот
подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности
взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта.
Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ
деятельности.
Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная
мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой
жизни - общества.
Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество
явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки -
географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ
седа - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни
общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь
евозможна.
С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само
менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается
развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом
происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все
более отдаляющих ее от девственного состояния.
В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним
развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на
хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел
занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств
средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.
Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его
влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется
переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой
сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания
динам равновесия системы “общество-природа”.
Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл
ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-
прир.
Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше
ответственность”.
В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом.
28. Социальная структура общества
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а
также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними
существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,
которые и образуют социальную структуру общества.
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-
деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых
в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических
отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-
демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры,
национальные общности - нации, этнические группы.
почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и
группы собственными интересами.
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе
являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению к средствам производства, по их роли общественной организации
труда.
В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного
класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером
сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр.
общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы,
куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход
людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при
переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами,
интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным
политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую
связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая
от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе
частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в
соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в
условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на
это реагировать.
29. Духовная культура общества
Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.
30. Религия в системе духовной культуры
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх
естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину
мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в
сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания
такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)
призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы
стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя
из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем
проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их
убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.
опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то
господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись
понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.
была главной формой понятийного теоретического мышления.
31. Искусство в системе духовной культуры
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности
процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и
содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы
эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные
направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной
(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной
(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)
деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,
восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание
формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
1. художественная литература
2. архитектура
3. декоративное искусства
4. живопись
5. графика
6. музыка
7. хореография
8. театр
9. искусство фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
32. Мораль в системе духовной культуры
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали
относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,
идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение
людей.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к
постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего
существования.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то
одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей
способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-
исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире
социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,
запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая
6. мотивационная
7. коммуникативная
8. прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные
отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3
типа нравственности:
. первый тип связей – это естественные природные связи,
характерные для начального этапа развития человека
. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,
обусловленные характером общественного устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на
начальном этапе развития классового общества, где человек является
собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему
этапу развития классового общества, для которого характерны социальное
неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,
религиозных и нравственных механизмов.
. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает
личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
33. Цивилизационный подход к периодизации истории
Цивилизация - три трактовки:
1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии
употребляется также для обозначения материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной
культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством
А также понятия, разработанные философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и
регионов
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -
его "закат"
4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,
технологии, экономических и политических отношений и учреждений .
Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная
социально-культурная общность людей и народов.
Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы
исторического развития, выявить его пути и особенности.
С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-
культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:
1. по характеру связи личности и общества
2. по социально-психологическим установкам человека
3. по характеру развития социокультурной жизни
В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-
то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других
факторов, даже взятых вместе.
Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен
некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными
цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму
индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной
Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),
3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В
традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -
промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую
роль играет информация.
Пять "стадий" в развитии общества:
1) традиционное общество;
2) стадия создания предпосылок для подъема;
3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов
производства)
4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)
5) период высокого уровня массового потребления.
В основу периодизации положено развитие орудий труда.
34. Формационный подход к периодизации истории
Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно
обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование
геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о
формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования
марксизма "Немецкой идеологии".
В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.
Основные стадии исторического развития человеческого общества - это
последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1)
племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая
коммунистическая форма всеобщей собственности.
Структура общественно-экономической формации
Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные
отношения, главными, определяющими в которых являются отношения
собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее
элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы
ис- пользуем таблицу
Таблица 2. Структура общественно-экономической формации
|Произво|Произво|Надстройка |элемент|
|дительн|дственн| |ы |
|ые силы|ые | |формаци|
| |отношен| |и |
| |ия | | |
|Предмет|Социаль|Организация|Классов|
|труда. |но-экон|и |ая |
|Средств|ономиче|учреждения:|структу|
|а |ские |политически|ра. |
|труда. |отношен|е |Историч|
|Человек|ия по |(государств|еские |
|с его |поводу |о, партии),|формы |
|навыкам|собстве|культурно-п|общност|
|и к |нности |росветитель|и людей|
|труду -|на |ные, |(род, |
|произво|средств|религиозные|племя, |
|дитель |а |. |народно|
|материа|произво|Общественно|сть, |
|льных |дства, |е сознание |нация).|
|благ |распред|и его |Историч|
|(рабоча|еления,|формы. |еские |
|я |обмена |Идеологичес|формы |
|сила). |и |кие, |быта. |
| |потребл|политически|Естеств|
| |ения |е, правовые|енные и|
| |материа|и |техниче|
| |льных |религиозные|ские |
| |благ. |отношения. |знания.|
формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и
коммунизм).
Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях,
принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения
и формационность как основной способ развертывания прогресса;
формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|