рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание

соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую

меру объективности, истинности своего содежания.

26. Общество и общественные отношения

Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно

взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие

друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых

потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения.

Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само

общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение

материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва.

Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные

(духовно-практические). Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-

й явл. произв. отн-я, которые позв. раскрыть разл. типы связей, что

фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. П.о.

охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства мат благ,

обмена ии их распределения. люди не могут производить, не соединяясь для

совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических

групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же

социальная защита, условия жизни людей, условия образования,

здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они

отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура

семьи и принятые отношения в соц группах.

Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги,

демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир,

выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы -

государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств

в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют

свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по

поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями

населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание,

религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении.

Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические,

религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения

не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.

Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем

темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и

переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.

Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с

технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме

устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки

специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги

не долговечны.

4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит

процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема

информации, причем различного характера.

Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки

непосредственного окружения, служат интеграционным средством.

5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети

27. Общество и природа, их взаимодействие

Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от

истории становления самого человека. Являясь частью прир человек

постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот

проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него

социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и

социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот

подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности

взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта.

Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ

деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная

мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой

жизни - общества.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество

явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки -

географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ

седа - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни

общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь

евозможна.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само

менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается

развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом

происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все

более отдаляющих ее от девственного состояния.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним

развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на

хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел

занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств

средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности

взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания

динам равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше

ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом.

28. Социальная структура общества

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а

также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними

существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,

которые и образуют социальную структуру общества.

К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-

деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых

в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических

отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-

демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры,

национальные общности - нации, этнические группы.

почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и

группы собственными интересами.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли общественной организации

труда.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного

класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером

сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр.

общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы,

куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход

людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при

переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами,

интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным

политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую

связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая

от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе

частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в

соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в

условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на

это реагировать.

29. Духовная культура общества

Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.

30. Религия в системе духовной культуры

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх

естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину

мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в

сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания

такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)

призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы

стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя

из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем

проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их

убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

31. Искусство в системе духовной культуры

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности

процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и

содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы

эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные

направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной

(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной

(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)

деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,

восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание

формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1. художественная литература

2. архитектура

3. декоративное искусства

4. живопись

5. графика

6. музыка

7. хореография

8. театр

9. искусство фотографии

10. кино

11. телевидение

12. эстрада

13. цирк.

Функции искусства:

1. Гносеологическая

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

32. Мораль в системе духовной культуры

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали

относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,

идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение

людей.

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к

постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего

существования.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то

одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей

способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-

исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире

социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,

запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

1. регулятивная

2. воспитательная

3. познавательная

4. оценочно-императивная

5. ориентирующая

6. мотивационная

7. коммуникативная

8. прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные

отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3

типа нравственности:

. первый тип связей – это естественные природные связи,

характерные для начального этапа развития человека

. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,

обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на

начальном этапе развития классового общества, где человек является

собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему

этапу развития классового общества, для которого характерны социальное

неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,

религиозных и нравственных механизмов.

. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает

личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

33. Цивилизационный подход к периодизации истории

Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат"

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная

социально-культурная общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы

исторического развития, выявить его пути и особенности.

С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-

культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по характеру связи личности и общества

2. по социально-психологическим установкам человека

3. по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-

то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других

факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен

некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными

цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму

индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной

Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В

традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -

промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую

роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов

производства)

4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)

5) период высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда.

34. Формационный подход к периодизации истории

Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно

обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование

геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о

формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования

марксизма "Немецкой идеологии".

В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это

последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1)

племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая

коммунистическая форма всеобщей собственности.

Структура общественно-экономической формации

Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные

отношения, главными, определяющими в которых являются отношения

собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее

элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы

ис- пользуем таблицу

Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

|Произво|Произво|Надстройка |элемент|

|дительн|дственн| |ы |

|ые силы|ые | |формаци|

| |отношен| |и |

| |ия | | |

|Предмет|Социаль|Организация|Классов|

|труда. |но-экон|и |ая |

|Средств|ономиче|учреждения:|структу|

|а |ские |политически|ра. |

|труда. |отношен|е |Историч|

|Человек|ия по |(государств|еские |

|с его |поводу |о, партии),|формы |

|навыкам|собстве|культурно-п|общност|

|и к |нности |росветитель|и людей|

|труду -|на |ные, |(род, |

|произво|средств|религиозные|племя, |

|дитель |а |. |народно|

|материа|произво|Общественно|сть, |

|льных |дства, |е сознание |нация).|

|благ |распред|и его |Историч|

|(рабоча|еления,|формы. |еские |

|я |обмена |Идеологичес|формы |

|сила). |и |кие, |быта. |

| |потребл|политически|Естеств|

| |ения |е, правовые|енные и|

| |материа|и |техниче|

| |льных |религиозные|ские |

| |благ. |отношения. |знания.|

формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и

коммунизм).

Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях,

принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения

и формационность как основной способ развертывания прогресса;

формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.