рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

19. Философское понимание материи

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного

ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно

объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего

превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-

чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и

ядерных сил тоже внесли свою лепту.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы

взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но

затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой

представл о материи как о веществе.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью,

существовать вне нашего сознания.

20. Философское понимание движения

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития -

это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование

новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им

систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных

превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го

уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В

неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить

эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,

физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие

одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого.

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и

идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние

объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е.

возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

21. Пространство и время

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не

обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м

б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение);3) время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее.

Есть две теории относительности:

1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и

время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени

сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие –

пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при

переходе от одной системы отсчета к другой.

2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная

бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается

или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад

наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У

вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет

возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами

сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все

исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые

пространством и временем.

22. Происхождение и сущность сознания

1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные

времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние

люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,

переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов,

имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать

другие тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая

особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,

не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали

прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели

разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая

надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он

считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два

различных начала: основным свойством материи является протяженность, а

основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет

протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих

предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить

материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм.

- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое

отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга

человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался

отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные

предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы

нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей

он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает

совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и

форм отражения действительности.

23. Проблема познания в философии

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное

Ч познание явл начальным этапом познания.

Для познания объектов необход функционирование органов чувств,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат

объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств

познаниемЕсть три формы чувственного отражения : ощущение, восприятие и

представление.

Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте

стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие.Благодаря восприятию предмет дается сознанию

именно в своей целостно-предметной форме. Восприятие- целостный образ мат

предмета, данного посредством наблюдения.

Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем

сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда,

когда предмет непосредственно не дан нам.

Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение

связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый

или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека,

воспринимаем его действия и поступки.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только

человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств

глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот

почерпнуты из описаний( результаты опыта ряда его предшественников).

РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Чувственное восприятие чел

конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в

какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие воплощенные в

словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют

общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе

истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении

вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт , явление.

Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими

людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных

преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается

или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений

и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац

познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление.

Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их

взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение

многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь

с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и

поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет

собой единый процесс, тесно связанный с волей и

чувствами.Чувственная форма познания

вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и

чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью.

24. Методы научного познания

Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического

освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели.

Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их

эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято

подразделять по широте применимости в процессе научного исследования:

1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический,

еще их называют общефилософскими методами.

2. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые

используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий

спектр междисциплинарного применения.

3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в

рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного

явления.

Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. На

эмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На

теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод

моделирования можно использовать на обоих уровнях.

Элементы структуры научного знания:

1. Фактический материал или твердо установленный факт.

2. Научные предположения (гипотезы).

Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.

Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем

современной науки.

С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и

сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического

естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как

динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые

качества. Для изучения такой системы выработан системный подход. Основная

задача общей теории систем состоит в том, чтобы найти совокупность законов,

объясняющих поведение функционирование и развитие всего класса объектов как

целого.

Особенности системного подхода:

1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы

рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в

структуре целого.

2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних

условий их существования.

Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало

возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика -

это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой

различной природы. Другое определение синергетики - кооперация,

сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.

Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с

НТР.

Положения из синергетического подхода:

1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития.

Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным

тенденциям развития.

2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития.

Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые

могли бы устроит человека и не наносить вреда природе.

3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.

4. Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых,

нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных

преобразований системы.

Два философских направления:

1. Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности

природных, социальных и психических явлений.

2. Индетерминизм - учение, отрицающее какую-либо объективную причинную

обусловленность явлений.

Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную

закономерность в форме однозначной связи неких физических величин

выраженных количественно. Исторически первой и простой явилась динамическая

механика Ньютона. Лапласу принадлежит абсолютизация динамических

закономерностей. Согласно его принципу все явления в мире детерминированы,

т.е. предопределены необходимостью.

Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы,

которые получили название статистических. Это значит, что предсказать

событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности.

25. Проблема научной истины

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго

чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство

знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого.

Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ

действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести

кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и

сознательное сокрытие того, что было.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,

убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в

ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств

и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания

ограничена уровнем развития общества, науки... Истина поэтому относительна,

ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная

истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его

развития. Истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные)

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать

истиность, т.е. действительность своего мышления. Этот принцип выраж в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.