Шпаргалка к экзамену
|единствопсихических|формы: |познание-это |
|процессов, |-ощущение-чувств. |сущьное познание, |
|участвующих в |образ, в котором |осуществляемое на |
|осмыслении |воспроизводится |уровне абстракций |
|человеком |одно свойств |высоких порядков. |
|объективного мира и|(кислый); |Оба эти уровни |
|своего собственного|-Восприятие- |связаны, |
|бытия. С самого |чувстр. образ, в |предполагают друг |
|рождения человек |котором |друга, хотя |
|попадает в мир |воспроизводится |исторически |
|предметов, |несколько свойств |эмпирическое |
|созданный |(кислый и круглый) |предшествовало |
|предыдущим |; |теоретическому. |
|покалением. Любое |-Представление-восп|Наюлюдение и |
|ощущение или |роятие при |эксперимент |
|чувство является |отсутствии |важнейшие методы |
|частью сознания так|контакта. |эмпирического |
|как обладает |Рациональное |познания. |
|значением и |познание (при |Наблюдение-преднаме|
|смыслом. Однако |помощи понятий, |ренное, |
|сознание не есть |суждений, |целенаправленное |
|только знание или |умозаключений): |восприятие, имеющее|
|языковое мышление. |- понятие-это |целью выявления |
|С другой стороны |мысль, в которой |существенных |
|нельзя |содержится наиболее|свойств и отношений|
|оттождествлять |существенные |объектов познания. |
|сознание и психику,|признаки , хар-ки |Исследование |
|т.к. не все |чего-либо (напр, |требует также и |
|психические |“капитализм”- |эксперимента, |
|процессы включаются|частная |ставящего лбъкт в |
|в данный момент в |собственность, |определенные |
|сознание. Оно |принцып выгоды и |заданные условия, |
|возникло в |пользы) |отвечающие целям |
|общественно-произво|суждение-это |исследования. В |
|дственной |высказывание, в |процессе научного |
|деятельности |ктором содержится |познания |
|человека и |утверждение или |применяется так |
|непрерывно связано |отрицание чего-либо|называемый |
|с языком. Сознание |(Киев-столица |мысленный |
|существует в 2-х |Украины S-P |эксперимент, когда |
|формах-общественном|(субъект-предикат))|ученые в уме |
|и индивидуальном. | |оперируют |
|Сознание |Умозаключение-это |определенными |
|формируется |система суждений, в|образами и |
|деятельностью, |которой на основе |понятиями, мысленно|
|чтобы потом влиять |суждений (посылок) |создает нужные |
|на эту |выводится новое |условия. |
|деятельность, |знание.(бывает |Эксперимент |
|определяя и |индуктивные и |позволяет проверить|
|регулируя ее. |дедуктивные) |и подтвердить |
| |В рельном процессе |гипотезу и дает |
| |познания |данные для новых |
| |чувственные и |гипотез. Теория-это|
| |рациональные формы |высшая , |
| |взаимопереплетены. |обоснованная, |
| | |логическая, |
| | |непротиворечимая |
| | |система научного |
| | |знания, дающая |
| | |целостный взгляд на|
| | |существенные |
| | |свойства, |
| | |закономерности и |
| | |т.д. В серцевину |
| | |научной теории |
| | |составляют входящие|
| | |в нее законы. |
| | |Многообразию форм |
| | |современного |
| | |теоретического |
| | |знания |
| | |соответствует и |
| | |многообразие типов |
| | |теорий, а также |
| | |многобразие их |
| | |классификаций. |
| | |Различают |
| | |описательные, |
| | |математизированные,|
| | |интерпритационные и|
| | |дедуктивные. |
|28. Основные |29. Методы научного|30. Философские |
|характеристики |познания |понятия |
|научного познания |1)метод восхождение|пространства и |
|В научном познании |от абстрактного к |времени |
|главная роль |конкретному. |Важнейшими формами |
|принадлежит |2)метод |бытия являются |
|рациональному |моделирования и |время и |
|мышлению, которое |принцип системности|пространство.Сущ. 2|
|взаимодействует с |состоит в тогм, что|основные точки |
|чувственным |объект недоступный |зрения на время и |
|познанием. В |непосредственному |пространство: |
|научном познании |исследованию |1)субстанциональная|
|выделяют такие |заменяют его |концепция. Время и |
|формы: |моделью. |пространство есть |
|Идея-отображает |3)Наблюдение-целена|самостоятельные |
|связи, |правленное |сущности, |
|закономерности |восприятие |существующие наряду|
|действительности и |предметов |с материей и |
|направлена на ее |действительности |независимо от ее. |
|превращение , а |для получения |Отношение между |
|также соеденяет |непосредственных |ними как между |
|истинное знание про|чувственных данных |самостоятельными |
|действительность и |об объекте познания|субстанциями.Незави|
|субъективную цель | |симость свойств |
|ее превращения |4)Эксперимент-это |пространства и |
|(идея про |способ |времени от |
|материальность |чувственно-действит|протекающих в них |
|мира) |ельной |мат процессов. |
|Проблема-отображает|действительности, |2)реляционная. |
|противоположность |когда явления |Пространство и |
|между знанием и |изучают с помощью |время не сами |
|действительностью |специальных |сущности, а суть |
|или противоречия в |условий, которые |системы отношений, |
|самом познании. |обеспечивают |которые образуют |
|Развитие |переход в чистом |между собой |
|познания-это |виде тех процессов.|материальные |
|переходот | |объекты. Вне |
|постановки одних |5)Анализ-расчленени|системы |
|проблем до их |е предмета на его |взаимодействий |
|решения, а потом |составные части с |пространство и |
|постановки других |целью их |время не |
|проблем и их |всестороннего |существуют. |
|дальнейшего |изучения |Демокрит (античн): |
|решения. |6)синтез-противопол|пространство |
|Гипотеза-форма |ожный анализу |оттождествляется с |
|научного познания |7)индукция-метод, |пустотой, считается|
|истинность которой |когда на основании |абсолютным и |
|еще не доказана, с |об отдельном |вечным, его св-во |
|помощью Г. |делается вывод об |изотопно, |
|формируется |общем |однородно. Галилей |
|возможные варианты |8)дедукция-противоп|: время однородно и|
|решения проблемы, |оложный индукции |необратимо.Гегель |
|после доказания | |пространство |
|гипотезы она | |рассматривал как |
|превращается в | |форму |
|научную теорию. На | |индивидуального |
|основе этих трех | |сознания, как |
|форм формируется | |априорные формы |
|научная концепция, | |чувственного |
|которая | |созерцания. |
|обосновывает | | |
|основную идею | | |
|теории. | | |
|Теория- основа | | |
|достоверных знаний | | |
|, дает целостное | | |
|представление о | | |
|закономерностях и | | |
|существенных | | |
|хар-ках объкта. | | |
|Имеет 2 функции: | | |
|обьяснение и | | |
|предусмотрение. | | |
|31. Философское |32. Основные |33. |
|понятие движения |концепции развития |Экзистенциональная |
|Д-е – в узком |Развитие, также |философия |
|смысле-всякое |эволюция, |Экзистенциолизм-фил|
|изменение, в узком |генезис-закономерно|ософия |
|смысле- изменение |е изменение материи|существования. |
|положения тела в |и сознания, их |Иррационалистическа|
|пространстве. Об |универсальное |я философия. |
|абсолютном движении|свойство; выявление|Наиболее крупным |
|можно говорить |, обнаружение |представителем был |
|только в |вещей, частей, |Альберт Камю |
|соотнесении с |состояний, свойств,|(1913-1960 |
|какой-либо точкой, |которые имелись и |Франция). |
|которая мыслится |прежде, уже были |Экзистенциолисты |
|находящейся в |подготовлены, но не|поставили вопрос о |
|мировом |были доступны |смысле жизни, о |
|пространстве в |восприятию. |судьбе чел, о |
|состоянии покоя. |Развитие бывает |выборе личной |
|Дейтвительное |экстенсивным, т.е. |ответственности. |
|движение всегда |проявлением и |Исходный пункт экз |
|относительно, оно |увеличением уже |Ф-изолированный, |
|есть движение в |имевшегося, или |одинокий индивид, |
|соотнесении с |интенсивным |все интересы |
|какой-либо точкой |(эпигенез), т.е. |которого |
|пространства, |возникновением |сосредоточены на |
|находящейся в |качественно новых |нем же самом, на |
|(относительном) |форм. Также |его собственном |
|движении или в |развитие бывает или|ненадежном и |
|(относ-м) покое. В |экзогенным, т.е. |бренном |
|мире все находится |ненастоящим, |существовании. Экз |
|в движении, от |неподлинным |проблемы- это такие|
|атомов до |развитием, |проблемы, которые |
|вселенной. Все |определяемым только|возникают из самого|
|пребывает в вечном |извне, или |факта существования|
|стремлении к иному |эндогенным, т.е. |человека. Имеет |
|состоянию, и не по |настоящим |значение только его|
|принуждению, а по |развитием, источник|собственное |
|собственной |которого находится |существование и |
|природе. Движение |внутри самого |движение к небытию.|
|заключено в самой |развивающегося. |Предмет экз |
|природе материи. |Кант развитие |Ф-бытие. Среди |
|Одни формы движутся|употребляет для |всех способов бытия|
|превращаясь в |объяснения космоса,|существования ищут |
|другие и ни один |Гердер-для |такой, в котором |
|вид не берется ни |объяснения истории |существование |
|от куда. |культуры, Ламарк |раскрылось бы |
| |–специально для |наиболее полно-это |
| |объяснения истории |страх. Страх-это |
| |живых существ. В |исходное |
| |философии нем. |переживание, |
| |идеализма развитие |лежащее в основе |
| |означало |всего |
| |саморазвертывание |существования. Это |
| |божественного в |страх перед |
| |мире, |смертью. |
| |саморазвертывание | |
| |живого в | |
| |божественное. | |
|34. Философия |35. Философия |36.Философские идеи|
|всеединства |свободы Бердяева |Фихте (1762-1814) |
|Соловьева. |Русский религиозный| |
|Один из выдающихся |философ(1874-1948) |Исходный пункт |
|русских |Теоретической |философской системы|
|философоф(1853-1900|основой стал |представляет собой |
|). Из добра он |апреоризм Канта. |«Я»-это непростой |
|выводит понятие |Разрешение любой |субъект, так как |
|бога. Любовь-это |мировоззренческой |субъект может |
|самопожертвование. |проблемы следует |существовать только|
|Высшая форма |выявить через |в соотношении с |
|любви-божественная.|противоположность |объектом, это «я» |
|Человек ставший на |духа и природы. |носит абсолютнюй |
|этот путь |Дух-субъкт, |характер, оно ничем|
|–богочеловек. Через|воплощающий в себе |не ограничено. |
|божественную любовь|свободу, |Более того, «я» это|
|осуществляется |творчество. |не факт, не нечто, |
|соединение с |Природа-объект, |которое действует, |
|богом-всеединство. |вещь, |а само это |
|Центральная идея |необходимость, |действие-это не |
|учения-идея |пассивная |бытие, а действие. |
|положительного |деятельность. Бог |Первый акт |
|всеединства. Это |есть дух.Также он |«абсолютного Я», |
|всеединство являет |рассматривает |полагание самого |
|собой совершенный |свободу как идею. |себя. Его второй |
|синтез истины добра|Выделяет три вида |акт заключается в |
|и красоты. “Полное |свободы: |полагании «Не-Я». |
|определение истины |иррациональную |Но «не-я» как |
|выражается в трех |(неразумную), |объект положен в |
|предметах: сущее, |рациональную |«Я», так как «Я» |
|единое, все” Истина|(исполнение |абсолютное |
|для него есть |морального долга), |представляет собой |
|абсолютная |свобода проникнутая|всю реальность. |
|ценность, |любовью к богу. |Внутри |
|принадлежащая |Человеческая иррац.|«Я»абсолютного |
|самому всеединству,|свобода коренится в|противопоставлены |
|а не нашим |ничто, из которого |«Я»-эмпирическое/т.|
|суждениям или |бог сотворил мир. |е. человек/и |
|выводам. |Главную идею он |«Не-Я»/реальность, |
|Человечество |заимствовал у Якова|то есть субъект и |
|посредник между |Бене. Из |объект. |
|природой и |божественного ничто|Человеческому «Я» |
|божеством. |рождается Святая |противостоят |
| |Тройца-бог творец=>|реальные вещи, |
| |сотворение мира |«не-я». Процесс |
| |богом творцом есть |построения системы |
| |вторичный акт. Т.о.|категорий и теории |
| |приходит в выводу, |научного знания |
| |что и бог и свобода|происходит |
| |выступают из |диалектическим |
| |“ингрун” |путем, именно |
| |(первичного |полагания-тезиса, |
| |хаоса)Коль свобода |противополагания-ан|
| |богом не создается,|титезисом и их |
| |а рождается из |синтеза. |
| |хаоса, то бог не | |
| |несет | |
| |ответственность за | |
| |то, что он не | |
| |создавал=> если | |
| |человек выберет | |
| |зло, то бог –отец | |
| |не отвечает. | |
| |Свобода первична по| |
| |отношению к добру и| |
| |злу. Зло появляется| |
| |тогда, когда | |
| |иррациональная | |
| |свобода приводит к | |
| |нарушению | |
| |божественной | |
| |иерархии бытия. Это| |
| |возникает из-за | |
| |гордыни духа, из-за| |
| |желания, что | |
| |приводит к распаду | |
| |в сфере бытия и к | |
| |рабству вместо | |
| |свободы. | |
|37. Герменевтика: |38. Сущность и |39. Проблема бытия |
|проблема метода. |этапы развития |в философии |
|Наука о понимании, |философии |Платон под истинным|
|истолковании |позитивизма |бытием имел в виду |
|текстов, особый |1)позитивизм.30-40 |«царчство чистых |
|классический метод |гг 19в, во Франции |мыслей и красоты» |
|науки о языке, |образовалась школа,|как нечто |
|позволяющий |основоположником |умопостигаемое в |
|осмысленно |позитивизма был |отличии от мира |
|толковать памятники|Конт. Высказывал |чувственных вещей. |
|древней литературы.|убеждения в |По Аристотелю, |
|Франс Гадамер-нем |способности науки к|бытие-это живая |
|ф-ф, один из |бесконечному |субстанция, хар-ся |
|главных |развитию и в |следующими |
|представителей |неограниченности |принципами:каждая |
|философии |предметной области.|вещь есть |
|герменевтики 220 |Ф нужна для |самостоятельный |
|в., создал теорию |объединения всех |факт, на который мы|
|понимания.В 19 в |знаний. |обращаем свое |
|начинается развитие|2)эмпириокритицизм.|внимание(принцип |
|т.н. свободной |Пред-ми были |материальности); |
|герменевтики, не |Авенариус, мах. |каждый объект |
|ограниченной |Сводили всю |обладает |
|предметом, |философию к |структурой, части |
|границами смысла |субъектно-идеалисти|которой соотнесены |
|текста. |ческому познанию. |друг с другом |
|Превращается в |Основа знания: |(концепция активной|
|специфический метод|чувства и ощущения.|формы); она |
|общих наук, |Материя-это то, что|указывает на свое |
|призванных |мы чувствуем. |происхождение |
|обеспечить |3)неопозитивизм 20 |(принцип |
|понимание общих |гг ХХв (надо найти|причинности); она |
|событий, исходя из |логический |имеет свое |
|субъективных |атом-научный язык, |определенное |
|намерений |проблема, значение,|назначение (принцип|
|исторических |метода, |цели)В средние века|
|деятелей. При этом |верификация). |называемое |
|противопоставляется|Самая влиятельная |онтологическое |
|объяснению в |из этих |доказательство |
|естествознании, |направлений-философ|бытия Бога, |
|связываемому с |ия лингвистического|состоящее в выводе |
|абстрагированием и |анализа (все |Абсолютного Бытия |
|установления |проблемы связаны с |из понятия бытия, а|
|общего, закона. В |засорением нашего |именно: то, больше |
|20 в г постепенно |языка) Хотели |чего нельзя |
|оформляется в одну |включить науку в |помыслить, не может|
|из основных |философскую |существовать только|
|методологических |истину-то, что |в уме. В эпоху |
|процедур философии,|наблюдаем…опыт->осм|Возражденияи |
|сначала в рамках |ысление-> истина. |,особенно, в Новое |
|экзистенциализма, |4)постпозитивизм |время происходит |
|затем собственно в |Наука как целая |разделение |
|философии |динамическая, |философии и |
|герменевтики.Г-связ|развивающаяся |естественной науки.|
|ующее звено между |система. Научный |В связи с этим |
|философскими и |метод-предположител|хар-на |
|историческими |ьная догадка или |«объективизация» |
|науками. |опровержение. |понятия бытия и |
| |Отвергают |одновременно |
| |чувсвенность, |развитие |
| |переживания. |субъективистских |
| | |концепций. Бытие |
| | |осмысливается как |
| | |нечо телесное, |
| | |вещественное, как |
| | |объктивная |
| | |реальность |
| | |противостоящая |
| | |человеку и его |
| | |разуму. Декарт: «я |
| | |мыслю следовательно|
| | |существую» это |
| | |значит, что бытие |
| | |субъекта постигаемо|
| | |только в акте |
| | |самосознания. |
|39. Познание как |40. Природа |41. Сущности и |
|предмет |человеческого бытия|контуры социальной |
|философского | |сферы общества |
|анализа |В Ф. ХХв , в |сферный подход: |
|Сознание всегда |отличии от |контурами соц сферы|
|есть осознанное |традиционной |общества являются |
|бытие, выражение |онтологии, не мир, |контуры и границы |
|отношения человека |не природа, а |между |
|к бытию. |человек становится |материально-произво|
|Знание-объективная |проблемной точкой |дственной сферой и |
|реальность, данная |отчета. В |духовной сферой. |
|в сознании |противовес |Сущность |
|человека, которая в|классическому |заключается в |
|своей деятельности |онтологизму |процессе |
|отражает идеально |игносеологизму |материального |
|воспроизводит |представители |производства. |
|объективные |анализируемых | |
|закономерные связи |направлений считали| |
|реального мира. |необходимым сделать| |
|Познание |человека центром | |
|обусловленно прежде|философии. Ведь сам| |
|всего |человек есть, | |
|общеисторической |является бытием, | |
|практикой , процесс|при том бытием | |
|приобретения и |особым. Ценром | |
|развития знания, |новой онтологии | |
|его постоянное |становится не | |
|углубление, |изолированное | |
|расширение и |сознание человека, | |
|совершенствование. |а сознание, точнее,| |
| |духовное , взятое в| |
| |неразрывном | |
| |единстве с | |
| |человеческим | |
| |бытием. В концепции| |
| |нем | |
| |экзистенциалиста | |
| |Хайдеггера | |
| |критикуется | |
| |традиционный подход| |
| |к бытию, основанный| |
| |на рассмотрении | |
| |бытия как сущего, | |
| |субстанции. Для | |
| |него проблема бытия| |
| |имеет смысл лишь | |
| |как проблема | |
| |человеческого | |
| |бытия, проблема | |
| |предельных | |
| |оснований | |
| |человеческого | |
| |существования. | |
| |Самым важным | |
| |выражением | |
| |общечеловеческого | |
| |способа бытия | |
| |является страх | |
| |перед ничто.Основу | |
| |человеческого | |
| |существования | |
| |составляет его | |
| |конечность, | |
| |временность. | |
| |Поэтому время | |
| |должно быть | |
| |рассмотрено как | |
| |самая существенная | |
| |хар-ка бытия. | |
| |Французский | |
| |экзистенциалист ЖП | |
| |Сартр, | |
| |противопоставляя | |
| |бытие в себе, | |
| |разграничивает | |
| |материальное бытие | |
| |и чеолвеческое | |
| |бытие. | |
|42. социальные |43. Понятие истины |44. Философские |
|общности и их |Истина есть знание,|взгляды Прокоповича|
|характеристики. |мысль, | |
|Народ, нация, |высказывание, |Его мировоззрение |
|классы, слои. |соответсвующее |носит теософский |
|Народ-вся та часть |действительности |х-р (божественная |
|которая участвует в|или предмету. |мудрость) теизм и |
|процессе |Истина-образ. |пантеизм-(бог во |
|производства. В нем|Предмет-корреспонде|всем). Ф как |
|сущность и |нт.Существует 4 |самостоят наука |
|существование не |момента истины: |должна иметь дело с|
|совпадают=> |объективность, |естественной |
|эмпирически |абсолютность, |истиной,т.е. |
|существуют.Под |относительность, |подчеркнутой из |
|этносом понимается |конкретность. |природы, а не из |
|общность територии,| |божественных книг. |
|языка, культуры, эк| |Влияние Аквинского.|
|отношений, | |"«атерия есть |
|особенности | |незавершенная |
|психологии. | |субстанция"»1)под |
|Этический | |субстанцией |
|вопрос-большой, | |понимается тело, |
|трудоемкий вопрос. | |2)материя не |
|Для нации хар-но: | |сводится к |
|общность языка, | |чувственно |
|тер-рии, эк жизни, | |понимаемым |
|образ жизни. Классы| |качествам, 3) видит|
|возникли в связи с| |основное св-во |
|общественным | |материи в |
|разделлем | |геометрически |
|общественного | |измеряемой |
|труда., это группы | |протяженности, |
|людей, которые | |постигаемой по |
|различаются по | |средствам рассудка |
|месту в системе | |и разума.Выделяет 3|
|общественного | |вида движения: |
|пр-во, по их | |количественное, |
|отношению к | |качественное(измене|
|средствам пр-ва, по| |ние), движение как |
|их роли общ труда и| |перемещение. |
|той доли общ | |Отрицает сущ вне |
|багатства, кот они | |тела.В теории |
|получают. | |познания его |
| | |позиция между |
| | |сенсуализмом и |
| | |рационализмом. |
| | |Истиность-согласие |
| | |суждения со своим |
| | |предметом, а |
| | |ложность не |
| | |согласие. Критерием|
| | |естеств. истины |
| | |понимает |
| | |человеческий разум.|
Страницы: 1, 2, 3
|