Шпаргалка к экзамену
Шпаргалка к экзамену
|Понятие |Ист. типы |Генезис философии |
|мировоззрения и его|мировоззрения: миф,|Возникновение ф. |
|структура |религия, философия |относится к |
|Человек всегда |Мифология(“миф”-лег|глубокой древности.|
|задумывался над |енда)-продукт |Зачатки ф. знаний |
|тем, каково его |воображения, |отчетливо |
|места в мире, зачем|попытка людей |обнаруживаются в |
|он живет, что |объяснить мир, |6-5 в. до н. э. В |
|является смыслом |происхождение |Китае, индии и |
|его жизни, почему |земли, рек, озер, |наиболее развитых |
|существует жизнь и |тайны рождения и |странах |
|смерть.Каждая эпоха|смертии т. д. |Среднеземноморского|
|и общественная |Психика человека |бассейна. Генезису |
|группа имеют |требует мифа.Это |ф. послужила: в |
|какое-либо |основной способ |мифологии стихийная|
|представление о |понимания мира в |постановка основных|
|решении этих |первобытном |мировоззренч. |
|вопросов. Сумма |обществе(мироощущен|вопросов, а в |
|всех этих вопросов |ие. Миф игнорирует |начатках |
|и ответов образуют |различия между |наук-развитие |
|М.. Оно играет |субъектом и |мышления и самого |
|особую, очень |объектом, также |научного духа и |
|важную роль во всей|игнорирует различия|метода т. е. ф. |
|деятельности людей.|между человеком и |возникает как |
|М.-это такая |природой. |разрешение |
|совокупность |Религия-культ |противоречий между |
|образов и |богов. Осн. |мифологической |
|представлений или |элементы Р.: |картиной |
|система категорий и|мировоззрение(в |мира(построенной на|
|понятий, кот. |виде мифа), |воображении) и |
|подчинена основным |религиозные |новым знанием и |
|вопросам М-я, |чувства(в виде |мышлением. Важным|
|определяющем место |мистических |фактором |
|людей в природе и |настроений) и |содействовамшим |
|их ист. происхожд-е|культ-обрядов. Р.- |появлению ф. и |
|и назначение. |это вера в |зарождению нового |
|Существует два |сверхестественное, |мировоззрения было|
|способа освоения |базируется на вере.|возникновоние |
|мироздания: 1)путем|Философия-“любовь к|древнегреческой |
|психолог. |мудрости” или |демократии. Чтобы |
|ассоциаций, через |“мудрость в |добиться власти |
|образы и |идеале”. Ф. |нужно было |
|представления;2)пут|предстает (с |опровергнуть |
|ем логической |момента своего |противника, т.е. |
|системы понятий и |рождения) как |доказать правоту, |
|категорий.Сущ. 2 |единство: |так возникла особая|
|уровня |содержание, метода |форма обмена |
|М.:1)эмоционально-о|и цели. По |информацией-док-во.|
|бразный-связан с |содержанию Ф. | |
|миром |объясняет | |
|ощущений(искусство,|тотальность. Вопрос| |
|мифология и |первого философа: | |
|религия); |Что есть началом | |
|2)логико-рассудочны|всех вещей? С | |
|й ( философия и |точки зрения | |
|науки образующие |метода ф. стремится| |
|мировоззрение). |к рациональному | |
| |объяснению | |
| |всеобщего как | |
| |объкта. Цель Ф. | |
| |состоит в чистом | |
| |созерцании истины, | |
| |в желании достичь | |
| |ее. | |
|4. Особенности |5.Специфика |6. Античная |
|древнеиндийской |древнекитайской |философия:этапы |
|философии |философии |развития, их |
|Инд. Ф-я мысль |В Китае процесс |особенности |
|–древнейшая в |зарождения |начало 6 в до |
|мире.Осн.школы: |философии наз” |н.э.-6 век н. э. |
|джайнизм, буддизм, |эпохой борющихся |с милецкой школы: |
|адживика. ЕЕ |царств”. Первые |(Фалес, Гераклит, |
|история начинается |философы бродяги |Димоктрит) Главная |
|с |критиковали |идея-космоцентризм,|
|Вед(“ведение,знание|мифологию. |пытались объяснить |
|”), возникших, по |Знаменитые |мир, первопричину) |
|видемому, между 1-2|древнекитайские |рассвет (Платон, |
|тысячилетиями до |ф-фы : Конфуций и |Аристотель). |
|н.э. .Веды состоят |Лао-дзы.В этот |Создание |
|из 4 сборников |период сложилисось |классических |
|гимнов, песнопений,|6 школ: |философских систем |
|магич.заклинаний, |конфуцианство, |III.Упадок. |
|молитв и т. |моизм, легизм, |Эллинизм. Период |
|п(санхиты, |даосизм, инь янь, |Римской республики |
|брахманы, араняки и|имён. Для др.Китая |IV.Гибель(римской |
|упанишады).Собствен|характерна опора на|империи). |
|но полное влззрение|священные |См. вопрос 7. |
|Др.Индии наиболее |книги-“пятикнижие”.| |
|полное отражение |Уже в наиболее | |
|получили в |ранней из книг | |
|Упанишадах, но |упоминается два | |
|первые проблески |принципа ЯНЬ и ИНЬ | |
|фил.подхода |олицетворяют два | |
|прослеживаются уже |взаимодополняющие | |
|в сборниках |начала(муж. и | |
|ведических гимнов. |жен.). Лао-дзы | |
|По форме Упанишады |учил, что каждая | |
|обычно представляют|вещь, достигнув | |
|диалог |определенной | |
|мудреца-учителя с |степени развития, | |
|учеником, либо с |превращается в свою| |
|человеком ищущим |противоположность: | |
|истину. Среди |неполное-полным, | |
|многих вопросов о |кривое –прямым). | |
|природе, человеке и|Эта смена | |
|познании в |протиположностей | |
|Упанишадах |рассматривалась как| |
|доминирует проблема|всеобщая | |
|первопричины, |закономерность | |
|первоначала бытия, |движения вещей, как| |
|с помощью которого |единый поток, как | |
|объясняется |вечное | |
|происхождение всех |возникновение и | |
|явлений природы и |исчезновение. | |
|человека. | | |
|Центральный вопрос | | |
|в теории познания | | |
|Упанишад-разделение| | |
|знания нана 2 вида:| | |
|низшее и высшее. | | |
|Низшее зн-е- это | | |
|зн-е эмпирической | | |
|действительности, | | |
|которое считается | | |
|з-ем отрывочным, | | |
|фрагментарным=>неис| | |
|тинным. Высшее зн-е| | |
|–это зн-е духовного| | |
|абсолюта, | | |
|кот.рассматривается| | |
|как восприятие | | |
|бытия в его | | |
|целостности и | | |
|главным средством | | |
|приобретением | | |
|которого служит | | |
|мистическая | | |
|интуиция;Именно это| | |
|зн-е дает власть | | |
|над миром.Осн-м | | |
|источником | | |
|фил.мысли более | | |
|позднего | | |
|–эпического периода| | |
|явл. Обширная | | |
|эпическая поэма | | |
|“Махабхарат”, | | |
|кот.состоит из 18 | | |
|книг, повествующих | | |
|о борьбе за власть | | |
|между двумя родами.| | |
|Особо важную роль в| | |
|становлении ф. | | |
|сыграла | | |
|математика(в | | |
|несколько меньшей | | |
|степени | | |
|астрономия). Мат-ка| | |
|в др.Индии , | | |
|особенно такие ее | | |
|разделы, как | | |
|арифметика, | | |
|алгебра, достигла | | |
|очень больших | | |
|результатов(достато| | |
|чно указать на | | |
|появление здесь | | |
|позиционной системы| | |
|счиления и введения| | |
|нуля) | | |
|7. Становление |8. Учения об идеях |9. Антология |
|античной философии |Платона. |Аристотеля |
|Характерная |Был учеником |А. выявляет типы |
|особенность др-грч.|Сократа, впервые |бытия в |
|Ф. состоит прежде |организовал учебное|соответствии с |
|всего |заведение |типами |
|протипоставление |“академию”.Платон-и|суждений:»оно |
|фил. размышлений |деалист, |есть». Но бытие им |
|практической |характеризует бытие|понимается как |
|деятельности, в ее |как вечное, |всеобщий предикат, |
|свеобразном |неизменное, |котрый относится ко|
|отношении к |познаваемое лишь |всем категориям, но|
|мифологии. Духовное|разумом . Чтобы |не является родовым|
|развитие шло от |объяснить явление |понятием. Опираясь |
|мифологии и религии|нужно найти его |на проводимый им |
|к науке и |идею т. е. понятие:|принцип взаимосвязи|
|философии.Важным |то постоянное и |формы и материи, а.|
|звеном и условием |устойчивое что не |преодолевает |
|этого развития |дано чувственному |присущее прежней |
|оказалось усвоение |восприятию.Тело |философии |
|греками научных и |человека-временное |противопоставление |
|философских |вместилище души, |сфер бытия, |
|понятий, |кот. состоит из |поскольку форма для|
|выработанных в |огня, земли воды и |него есть |
|странах |воздуха. Душа |неотъемлемая хар-ка|
|Востока-Вавилоне, |сотворена богом: |бытия. Он признает |
|Иране, Египте. |делится на разумную|также |
|Многие гр. Ф-ы |(мышление) и |нематериальную |
|получили |неразумную |форму всех форм |
|образование именно |(чувства). Суть |т.е. бога. Для |
|там . Основные |теории |объяснения того, |
|школы: |познания:”зн-е-это |что существует, А. |
|миленская:главный |вспоминание” того, |принимал 4 причины:|
|которой был |что когда-то знала | |
|Фалес.,он |душа. Создал образ |-сущность и суть |
|предполагал началом|идеального гос-ва, |бытия, в силу |
|всего воду т.е. |в кот. 3 группы |которой всякая вещь|
|жидкость, |людей: |такова, какова она |
|текучесть. |правителей-фил-ф, |есть(формальная |
|Гераклит(«книга о |воинов, |причина) |
|природе») открывает|земледельцев и |-материя и |
|противоположности и|рамесленников) все |подлежащее |
|делает вывод, что |они должны |(субстрат)- то, из |
|только чередование |заниматься своим |чего что-либо |
|противоположностей |делом, не |возникает |
|дает специфический |вмешиваясь в дела |(материальная |
|смысл. Но также |других. |причина) |
|понимает, что | |-движущая причина, |
|противоположности | |начало движения; |
|гармоничны: «всё | |-целевая |
|есть одно, а из | |причина-то, ради |
|одного происходит | |чего что-либо |
|все». Считал что | |осуществляется |
|началом всего был | |Хотя А. признавал |
|огонь, а все | |материю одной из |
|остальное | |первых причин и |
|–транформация огня.| |считал ее некоторой|
|Пифогорейская | |сущностью, он видел|
|школа: для | |в ней только |
|пифагорейцев | |пассивное начало |
|началом всего было | |(возможность стать |
|число, которое | |чем-либо), всю же |
|понималось как | |активность |
|начало образующее | |приписывал |
|вещи. Филолай | |остальным трем |
|представитель | |причинам, причем |
|пифогор-в.он | |сути |
|соеденил 4 первых | |бытия-форме-приписа|
|элемента: | |л вечность и |
|земля-куб, | |неизменность, а |
|огонь-пирамида, | |источником всякого |
|вода-гексоэдр, | |движения считал |
|воздух-актаэдр. Они| |неподвижное, но |
|пытались с | |движущее |
|пом.чисел описать | |начало-бога. Бог |
|весь мир. Эллейская| |Аристотеля-«перводв|
|школа (Левкипп и | |игатель» мира, |
|его ученик | |высшая цель всех |
|Димокрит) началом | |развивающихся по |
|явл. атом т. е . | |собственным законам|
|неделимость. | |форм и образований.|
|Постепенно в Ф | | |
|возникает 2осн типа| | |
|фил. | | |
|мировоззрения-матер| | |
|иализм и идеализм. | | |
|Их борьба | | |
|составляет основное| | |
|содержание фил. | | |
|развития во все | | |
|последующие | | |
|времена. | | |
|Одновременно | | |
|возникает | | |
|противоположность | | |
|двух основных | | |
|методов мышления: | | |
|диалектики и | | |
|метафизики | | |
|10. Философия эпохи|11. Проблема |12. Формирование |
|Эллинизма (304-323)|человека в античной|христианской |
| |философии |философии |
|1)школа эпикурейцев|Протогор(рассм. Чел|Эта Ф получила |
|Эпикур-написал |через его ощущения)|название |
|большую работу о | |схоластика.Испытыва|
|природе(37 книг) |Сократ (душа |ла влияние |
|отстаивает и |разуму), Платон |священного писания |
|развивает |делит на разумную и|библии. Наиболее |
|материалистический |вожделеющую), |влиятельный из |
|сенсуализм. Все что|Аристотель-человек-|отцов церкви |
|мы ощущаем, |политическое |–Августин.Доказывал|
|истинно, ощущения |животное) |, что бог явл. |
|никогда нас не | |высшим бытием, бог |
|обманывают.Считал, | |сотворил мир из |
|что неободимо, | |ничего по своей |
|чтобы перевоначала | |доброй воле, а не |
|были субстанциями. | |по необходимости. |
|Атомы движутся | |Считалось, что |
|непрерывно, и это | |истина еже дана в |
|связано с внутр. | |библейских текстах |
|св-ми | |и необходимо |
|атома.Бесконечно | |правильно |
|лишь количество | |истолковать их. Так|
|атомов, количество | |как библ. тексты |
|же их форм | |отличались |
|ограничено, | |иносказательным |
|поскольку атомы не | |хар-м, то для их |
|могут обладать | |толкования |
|большой тяжестью, | |требовалась |
|приэтом атомы могут| |изощренная логика. |
|самопроизвольно | |Бог един, но |
|отклоняться. | |троичен в трех |
|Удовольствие это | |лицах: отец, сын и |
|отсутствие | |святой дух. Фома |
|телесного | |Аквинский:осн. цель|
|страдания. | |отработка основных |
|Школа | |догматов христ. |
|стоицизма.основопол| |вероучения в формах|
|ожник Зенон, | |здравого смысла. |
|главное с стоицизме| | |
|это этика, кот. | | |
|заключалась в | | |
|спокойствии, | | |
|невозмутимости, в | | |
Страницы: 1, 2, 3
|