Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему
Культура – последняя цель природы, воплотить
которую призван человек. Право – это императив, в рамках которого произвол
одного человека совместим с произволом другого. Законодатель, исполнитель и
судья координированы между собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот,
где власть принадлежит не людям, а закону.
Кант опровергает все доказательства бытия
Бога. Он говорит, что понятие бога - это некий идеал, который существует в
душе. Протестантская этика: путь к богу через трудовую деятельность. Кант
считает, что протестант - выродившийся христианин, так как у него по сути нет
веры (а Бог - это только некоторая нравственная ценность).
28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель
о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и
необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он усилил
коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель: сажает дерево
свободы во время Французской революции; приветствует шествие Наполеона по
Европе; превращается в официального философа Прусской монархии.
Три загадки. Что есть и откуда:
1.
Природа
2.
Жизнь
3.
Культура
Началом всего сущего является некоторая абсолютная
идея, обезличенная наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся
рациональность, не имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и
самосознание. Гегелевская абсолютная идея отличается от платоновской тем, что
она находится в самодвижении, двигаясь от абстрактного к конкретному.
Абсолютная идея реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь
постольку, поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п.
Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских
идей.
Основной итог гегелевской философии: нужно
подходить ко всему с точки зрения развития, диалектики. Диалектический
подход Гегеля - это рационализм, доведенный до высшей степени
совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим
фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого
бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым
бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект
существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного
предела. Количество плюс качество есть мера.
Абсолютная идея - деятельное начало,
давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи
заключается в мышлении. Цель – в самопознании. В процессе самопознания
абсолютная идея проходит 3 этапа:
Этапы самопознания абсолютной идеи:
1.
Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).
2.
Воплощение замысла в природном материале -
натурфилософия.
3.
Духовное и природное соединение вместе в истории
общества - философия духа.
Этапы реализации абсолютной идеи (?):
1.
Вначале абсолютная идея формулирует себя как
некоторый замысел - тезис.
2.
Затем она формирует из некоторого материала воплощение
замысла - антитезис.
3.
Недовольство замысла реализацией приводит к
появлению синтезиса. Сам синтезис становится тезисом и т.д.
тезис ® антитезис ® синтезис
"в себе" ® "для себя" ® "в себе и для
себя"
Гегелевская философская система выделяет триады:
1.
Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове)
® Понятие
2.
Качество ® Количество ® Мера
3.
Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в
объектах
4.
Субъективный дух (индивида) ® Объективный дух ® Абсолютный дух (
это стадии развития абсолюта)
5.
Искусство ® Религия ® Философия
Гегель вводит свой язык. Он, например,
считает, что метафизика - это учение, отрицающее развитие и движение
(«Феноменология духа»). Мы освоили этот термин через Маркса.
Три закона диалектики:
1.
Перехода количества в качество.
2.
Отрицание отрицания. Развитие происходит по
спирали.
3.
Единства и борьбы противоположностей.
Гегель об
истории. Свобода и необходимость.
Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел
глубоко осмыслить историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько
односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения обществом своих
потенций. Процесс строительства общества осуществляется людьми из окружающей их
природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового
духа. В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух.
Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного
народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.
4 этапа в истории с точки зрения прогресса
в сознании свободы:
1.
Восточный мир – свободен один деспот
2.
Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип
«прекрасной индивидуальности»
3.
Римский мир – свобода для некоторых. Принцип
«абстрактной всеобщности»
4.
Германский мир – полная гражданская и политическая
свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное
государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического
прогресса.
В рамках идеального государства Гегелем
снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода
объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек
признает это необходимое как закон и следует ему.
С чем нельзя согласиться в гегелевской
концепции:
1.
Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического разума. Он действует, но действие его
ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон
- это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное
разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой
разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек -
лишь инструмент развертывания этой тотальности.
2.
Европоцентризм -
общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному
цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на
этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает
историю только Европой.
3.
Славянские и иные
народы - вне истории. Они не привносят ничего нового, а только заимствуют.
4.
Природа - лишь материал,
из которого мировой разум создает необходимые ему предметы, которые живут не
своей природной жизнью, а жизнью духа. Гегель не говорит о бережном отношении к
природе, он не корректирует высказывание Бэкона "Знание-сила"
(звериное отношение к природе). Маркс: за счет природы решаются все проблемы
человека (но возникает проблема экологии).
29) Антропологический материализм
Фейербаха.
Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля.
Работы: "Сущность христианства" (историко-философская работа),
"Необходимость реформы философии" (1842), "Основные положения
философии будущего".
Откуда взялось христианство?
1.
Народ породил Христа
2.
Появилась особая личность, наделенная харизмой.
Фейербах подошел к этому с неожиданной
стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии
Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же). Они
пытаются каждый на своем языке (христианство - богословский; Гегель -
философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в
отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно
гегелевская) - это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение
определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы
они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде
философии Гегеля - с другой. Свои идеальные представления о своем
предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.
Будущая философия должна решить проблему
отношений:
от Я«Бог«Ты перейти к Я«Ты.
Фейербах отстаивает антропологический принцип
в философии. Антропологизм: проблема существования человека –
единственный, универсальный и высший предмет философии. Он считает, что
философия должна стать антропологией. "Истина не материализм, не
идеализм, не физиология, не психология, а только антропология. Главным
понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать
человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.
Человек обладает:
1.
Способностью мыслить;
2.
Способностью любить и ненавидеть;
3.
Способностью действовать.
Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный
человек. Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке
физическое и духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух
и тело. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.
Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления
является человек".
30) Философия Маркса.
Диалектико-материалистическое понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались
соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля
диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от
некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть
развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство
мира в его материальности. Существует только материя и ее
проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает
абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования
материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит
диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а
через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и
говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В
хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это
совокупность всех общественных отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в
себя:
1.
Производительные силы -
люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая
деятельность) и орудия труда.
2.
Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения
(собственность) и производственно-технологические отношения.
Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом.
Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой
базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1.
первобытнообщинный строй,
2.
рабовладельческий,
3.
феодальный,
4.
капиталистический,
5.
социалистический. (это финалистский подход).
Движущие силы и закономерности социально-исторического
процесса
Два периода в жизни Маркса:
1.
Период гуманизма (до 1846). История есть история
самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.
2.
Период сайентизма. История есть результат
диалектики производительных сил и производственных отношений, борьба классов.
Три закона развития общества
(интерпретация законов диалектики).
1.
Классовая борьба движет историю.
2.
Развитие производительных сил происходит
эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения
сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).
3.
Развитие происходит по спирали. Отрицание
отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.
О происхождении человека и сознания
Труд создал человека.
Недостатки
1.
Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.
2.
Европоцентризм
31) Философский пессимизм Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр - последователь Канта,
противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из
практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма.
Основная работа «Мир как воля и представление».
Шопенгауэр исходит из мысли о том, что
идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется
на основе других вещей.
Составляющие мира:
1.
Представление -
исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ
движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с
появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта
также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит
на уровне живой природы (для нас).
2.
Воля - некая
иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке. Она
простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно
проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого
начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой
характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс
объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему.
Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все
к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия
глобального пессимизма.
Созидательная деятельность человека – мыльные
пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме
(минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии.
Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои
потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика
общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь
развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.
32-33) Философские взгляды Ницше. Личности
в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение
им традиционной системы ценностей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по
образованию и призванию - филолог (человек совершенно другого склада ума, чем
его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не
использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует
афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла»,
«Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.
У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля
к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить
всё задуманное. Политическая власть, в науке - власть над природой, власть
Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля
к свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых
сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой
воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных
на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не
познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для
практической потребности.
У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у
Ницше человек – проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся
животное, и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него
можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в
жизни человека.
Философствование определило интерес Ницше к античности.
Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности.
Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г).
Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация )
на самом деле двойственна:
1.
1-ое начало, доминирующее – аполлоновское
(созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное
начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что
находится в единстве со вторым.
2.
2-ое начало - дионисийское, вакхическое
(жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).
Вера (2)
сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа.
Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются.
(Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта
рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и
бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше
выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив
свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически
упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека творчество различных
типов (научное, художественное и т.п.).
Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия обесчеловеченных людей.
Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает
традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой,
властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый
зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При
жизни Христа христианство было другим.
Ницше предложил выйти за пределы этой
реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от
христианской морали. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия».
Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как
хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший
потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и
жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Ницше
восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация
на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю.
Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.
Этапы (ипостаси) духовного развития
человека (Заратустра).
1.
Верблюд - животное покладистое.
Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.
2.
В пустыне трансформируется во льва - я хочу,
я имею право, я могу. Разрушительный характер.
3.
Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка.
Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух -
рабской зависимости и злого начала.
Ницше не
призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы
«суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека - свободу.
34-35) Социокультурные предпосылки и
характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Философия зарождается в древней Греции и,
пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия —
диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия
развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней.
Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь
скалькировала греческий философский язык).
Особенности исторической судьбы России.
1.
Россия получила христианство из Византии и,
следовательно, это не латинский источник, а греческий. При этом Россия
быстро перешла на свой язык (кириллица). Россия не получила античного
наследства напрямую, а только через мистику. Русская философия развивалась
как богословские рассуждения и была глубоко мистична.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|