рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему


Монады разделяются по степени активности:

1)      Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.

2)      Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя (животные). У них представления достигают ступени ощущений.

3)      Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е. обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.


Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.


О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга.

Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.



22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.


Дж. Локк (1632-1704). Мозговой центр английского пуританского революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме», работа о воспитании, как воспитать джентльмена. Два трактата о правлении. Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и демократии.


Локк дает детальную проработку эмпиризма, выявляет его противоречия. Он выступает как последовательный ньютонеанец. Человек – телесное существо, которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Локк спорит с концепцией Декарта о прирожденных идеях. Знание возникает на опыте. Он говорит, что в уме человека не может быть ничего, чего нет в чувствах (до чувственного опыта ум человека – чистая доска). Опыт бывает:

1)      Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;

2)      Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.


Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Процесс познания включает в себя 3 уровня познания:

1)      Чувственное познание – контакт с внешним миром. Это низший вид познания – знание факта.

2)      Интуитивное познание – выделение аксиоматики, простейших соотношений.

3)      Демонстративное познание – демонстрация логических умозаключений.


Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко - нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в сложную идею «яблоко»). Идеи соединятся со словом в сознании человека и материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно общими идеями – идеями материи и пространства.


Противоречия:

1)      Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри себя. Что же является реальностью?

2)      Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и пространства.

3)      Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает природы самого понимания.


Локк вводит первичные и вторичные идеи:

1)      Первичные: форма, движение, плотность (т.е. которые можно почувствовать осязанием и которые описаны механикой). Они принадлежат самому объекту, и мы можем лишь скопировать их (принцип отражения).

2)      Вторичные – все остальные (цвет, вкус, запах и т.п.), не опирающиеся на осязание, впечатления. Они принадлежат субъекту, то есть являются его переживанием. Это как бы смутное, затуманенное отображение первичных качеств.

Это ошибочно. Разницы тут нет.



23) Социально-философские взгляды Локка.


Локк – отец современного либерализма. Цель: освободить человека от всех форм зависимости от других людей. Социальная философия Локка стала основой английской политэкономии. Адам Смит – ученик Локка.


Границы собственности: выход за границы необходимой собственности не в том, что у человека много собственности, а в том, когда часть собственности лежит без движения, не принося ему никакой пользы. Локк против феодальной собственности. У феодала много собственности, но часть ее не приносит пользы ни ему, ни обществу (критерий – порча собственности). Лишнее надо продать, обменять и т. п.


Человек является собственником, в первую очередь над своей личностью, своими действиями и результатом своего труда. В основе собственности лежит труд в любой его форме. Земля – мать богатства, а отец – труд. Только труд дает право на собственность. У Локка любое деяние являются трудовым деянием (то, что провозглашает протестантизм – труд предпринимателя).


Гражданское общество - свободное рыночное общество, общество самодействующих индивидуумов. Государство строится на основе общественного договора. Государство не возвышается над обществом, а служит ему. Это принцип  первичности гражданского общества, частных отношений людей перед экономикой. Базисом такой государственной системы является верховенство прав личности. Государство должно обеспечить эти права человеку.

 

Главные права личности:

1)      Право на жизнь.

2)      Право на свободу.

3)      Право на собственность.


Государство должно быть правовым, т.е. оно должно быть ограничено и связано правом. Политическая власть должна быть разделенной на три института:

1)      Законодательная власть – Выбирается народом. Ее задача: связать законами действия людей и исполнительной власти. Это нужно, чтобы исполнительная власть не создавала законов под себя. Главная фигура – налогоплательщик. Он нанимает власть и содержит ее. Законодательная власть формирует бюджет как закон, а исполнительная – расходует эти деньги. Налоги должны быть щадящими.

2)      Исполнительная власть

3)      Федеральная власть – муниципалитеты, исполнительные советы и т.п.

Потом Монтескье добавил судебную власть.


Идеальным является общество, в котором правят не люди а законы, и все эти власти являются сдержками и противовесами друг к другу. Сувереном является народ. Если государство выступает против народа, то народ может выступить против государства в т.ч. насильственным путем.


Социально-философские взгляды Локка положили начало осмысленному реформированию Европы на основе либерализма и демократии. «Трактат о правлении Локка послужил основой Конституции США, Франции и др.



24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.


Джордж Беркли (1685-1753)

Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту Þ опустошил объект. Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть единственная реальность (плотность и форма – такие же переживания, как цвет и вкус). Он отказался от понятия материи. Наше восприятие каждой вещи полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть – значит быть воспринимаемым».


«Мир для нас является таким, каким мы его воспринимаем». Вопрос: Как отличить реальные переживания от галлюцинаций? Чем объяснить, что разные люди переживают одинаково? Ответ: Реальные переживания одновременно являются переживаниями сверхсубъекта (Бога), т.е. это интерсубъективная реальность. Если эту березу никто не видит, значит, ее нет? Нет, она есть, ее видит Бог.


Дэвид Юм (1711-1776)

Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из чувств и с Беркли, что существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция. Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо. Человек должен освободиться от туманного знания (метафизических предмета), которые мешают познанию. Их 3:

1)      Природа как механизм

2)      Душа как механизм

3)      Бог


Разуму доступны лишь 2 рода объектов:

1)      Факты идущие от впечатлений.

2)      Отношения между объектами ума (чисто мыслительными объектами). Это не реальные объекты, а лишь инструменты познания.


Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание – это знание арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет (т.к. это отношения между идеями). Пример. 2´2=4 – необходимая истина, потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.


3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:

1)      сходство во времени;

2)      сходство в пространстве;

3)      причинность.


Проблемы познания причинных связей

Вся наука занимается установлением связи причины и действия. Разумом эти отношения не открываются, а лишь опытом. Всё сводится к привычке наблюдать одно явление за другим. «Все заключения из опыта суть действия привычки, а не рассуждения»

Опыт Þ факты опыта Þ язык Þ привычка.

Процесс познания бесконечен. Он строится на уточнении или опровержении предыдущего опыта. В человеческих знаниях большое значение имеет вера. Мы верим, что должно быть так, как это было, как мы наблюдали ранее. На самом деле, из того, что одно явление следует за другим, не следует (нельзя доказать), что первое есть следствие второго.

 

У человека 2 инструмента познания мира:

1)      Наблюдения.

2)      Математика (наш внутренний порядок).


Критерий истинности знаний – полезность для развития техники и т. п. То же он говорит и обо всем духовном. Душа – вымысел или что-то, скрытое от нас. Абсолюты, выделенные философией XVII в. (Бог, душа, материя и т.п.) являются фетишами (они не нужны). Юм был последовательным атеистом. Он был отлучен от церкви, его запрещено было предавать земле (родственнике похоронили его, приковав гроб к своду пещеры – сейчас он является одной из достопримечательностей Шотландии).


«Исследование о человеческом познании». Заключение: возьмем любую книгу – содержит ли она рассуждение о фактах или количественных соотношениях? Содержит ли она абстрактное рассуждение? Если нет, то бросьте ее в огонь. В ней нет ничего кроме софистики и заблуждений. Юм был апологетом естественных наук. Для выживаемости человечества достаточно физики и математики.


Ограничение Юма:

1)      Он абсолютизировал знания, проигнорировав, что, кроме знаний, люди нуждаются в ценностях (любовь, дружба и т. п.). Юм считал, что знания нужны, чтобы упорядочивать жизнь людей. Он сводит жизнь человека к простой выживаемости.

2)      С помощью чувств человек не может познать Бога, природу, материю, душу и т.д. (соглашаясь с Юмом), но он должен сохранить их в своей вере (опровергая Юма).

3)      Юм отвергает интеллектуальную интуицию.



25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.


Кант (1724-1804) родился, учился и умер в г. Кенигсберге (Калининград). Свою должность (профессора) он занимал с высочайшего соизволения Елизаветы Петровны, следовательно, мы можем считать его русским философом (Восточная Пруссия была негласно под протекторатом России). В конце жизни Кант - ректор Кенигсбергского университета.


Творчество Канта - 2 периода:

1.      Докритический.

2.      Критический ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения").


Эволюционный подход в ранних работах Канта.

В докритический период Кант - последователь Лейбница-Вольфианской философии, которую он сам называл догматической: утверждение абсолютных предметов, отправляясь от интуиции (бог, душа).


Чем прославился Кант в докритический период:

1.      Первая космогоническая система Канта-Лапласа.

2.      Причины остановки вращения Луны.

3.      Причины замедления вращения Земли.

4.      Приливы и отливы


(б) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом.

Кант совершил коперниканский переворот: от внешнего мира - к человеку. Благодаря Канту предметами философии становятся общество, культура, история, человек. Если до Канта предметом философии был мир, то Кант смещает интерес на человека. Человек - первый и единственный предмет философии и философствования. "Философия - наука об отношении всякого разума к конечной цели человеческого разума".


Философию можно подвести под следующие вопросы:

1.      Что я могу знать? (разум)

2.      Что я должен делать? (этика)

3.      На что я смею надеяться? (религия)

4.      Что такое человек?

В сущности 3 первых вопроса можно свести к последнему.


Ответ: человек – строитель культуры. Каркас человека состоит из 3-х способностей:

1.      Познавательная способность, которую мы прилагаем к природе (рассудок, логика, наука, размышление, основанное на фактах).

2.      Практическая способность (способность желания, нравственная способность) имеет дело с тем, что должно быть.

3.      Эстетическая способность


Человек для себя – последняя цель. Цель человека – самоосуществление. Долженствование – атрибутивный признак человека. Человек - это существо, которое всегда должно. "Ты должен Þ ты можешь". Люди, зацикленные на первой способности, этого не понимают. Первая способность - это закономерность; Вторая - это конечная цель, идеал. Благодаря своему Я человек и есть личность.

 

Три максимы мыслящего человека:

1.      Думать самому. Любое принуждение минимизирует человеческое в человеке.

2.      Мыслить себя в общении с людьми на месте любого другого.

3.      Всегда мыслить в согласии с самим собой.


Загадками является мир, в котором живет человек и сам человек. "Две вещи вызывают восхищение: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".



26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.


Кант объясняет познание в полном соответствии с Юмом: познание начинается с опыта, чувственного восприятия. Человек – земное существо, и способен познавать только то, с чем он имеет вещественный контакт. В отличие от Юма, Кант считает, что в явлении есть скрытая часть (вещь в себе, вещь сама по себе). Эта часть вещи не находится в вещественном контакте с человеком. «Я критикую знания, чтобы очистить место вере».


Человек располагает некими инструментами (механизмами) познания. Они априорны, т. е. существуют до опыта. Эти механизмы познания человек запускает на основе опыта. Априорные формы чувственности: пространство и время, априорные формы рассудка (категории). Эти формы не прирожденные, они просто существуют до опыта. Человек так устроен, что все располагает в пространстве и времени. Априорное основание пространства – геометрия, а времени – арифметика. Благодаря априорным формам чувственности опыт организуется. Осмысление чувственного созерцания осуществляется рассудком. На основе категорий возникают понятия. Но сами они ещё не есть знания. Мысли без чувственного созерцания – пусты, созерцание без понятий – слепы. Только из их соединения может возникнуть знание. Позднее процесс осмысления ученые назовут интерпретацией. Нашему сознанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума.


Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше отношение к природе, а не знание природы (природа - "вещь в себе"). Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы располагаем. Кант постулирует примат практического разума над теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать.

В состоянии ли рассудок познать? В процессе познания неизбежно возникает состояние антиномии: рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта. Кант приходит к выводу, что Бог правомерен как некий внутренний идеал. Антиномии (в книге "Критика чистого разума").


Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис - попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики).

Антитезис - попытка ограничиться опытом (позиция физики).

1.      Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.
Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

2.      Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная единица.
Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В мире вообще нет простых вещей.

3.      Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).
Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам природы.

4.      Тезис: В мире есть бог.
Антитезис: В мире нет бога.



27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.


Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе, но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях: (1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как личности.


Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть из них – прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и категорические императивы. В их основе – нравственный закон. В основе нравственного закона – принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.