рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

25. Антропологический материализм Феербаха. Критика религии и идеализма.

         Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

         Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во , выделяемое мозгом).

         Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

         Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

         Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

         “У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

         Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

         Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

         Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер.

         Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.

         Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест внушений теистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

         Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не осязаем...  Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств связи с вещами никогда нас не обманывают.

         Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность.

         Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Зад мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор выводов с чувственными данными.Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

26. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии. Специфика человеческого бытия.

Бытие мира  = П, Ч, О, идеи, продукт труда. Проблема бытия возникает тогда, когда разного рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий.

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

Формы бытия: 1) бытие вещей 2) бытие человека 3) бытие духовного (идеального) -> делится на индивидуализированное духовное и объективированное 4) бытие социальное

Особенность человеческого бытия определяется  1) возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом 2) человек - пересечение относительно разных бытийственных измерений - а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь) б) человек - существо разумное, находящееся на определенном витке развития в) человек - социально-историческое существо

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей. Человек-песчинка в невообразимом мире, но люди способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя.

27. Становление и развитие философской категории "материя". Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческий и методологический смысл.

Ленин: "Материя есть Ф категория для обозначения объективной реальности, которая дана Ч в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого в процессе практики, втом числе и О.

Ошибки в определениях понятий ведут к кризису (Ранее материю определяли как совокупность атомов). Симысл д-м определения материи в его общности.

28. Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.

Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.

Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества (развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения относят и мышление.

Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим.

29. Пространство и время, развитие этих категорий в философии.

Свойство материи - быть протяженной, занимать место среди других объектов => понятие протяженности. Это понятие возможно благодоря свойству материи делиться. Движение материи подразумевает, что одно событие может наступить раньше другого => длительность, скорость, ритм,... . Если эти характеристиеи абстрагировать от объектов => время. Существует проблема эталонного времени (атомные часы). Кроме часов существует интуитивное чувство времени у Ч, животных, ...., которое может изменяться в зависимоти от нужд конкретного организма (предсказания будущего). Пространственно - временные формы необходимо рассматривать относительно конкретных материальных объектов. Древние же философы выделяли их в отдельные субстанции.

Также существует социальное пространство (жилище) и время (эпохи).

Также существует пространство и время инивидуального Ч.

30. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся материи. Биологическое и социальное пространство и время. Пространство и время в психике человека.

см 29.

31. Философия и естествознание о материальном единстве мира.

Одна и та же таблица Менделеева, теже физическое законы...

32. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина - следствие", "единое - общее"(см. 36), "явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа. Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная диалектика - Гераклит, идиалестическая - Гегель, материалестическую.

33. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания.

???

34. Критика методологических основ софистики, эклектики, догматизма и релятивизма.

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др., пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы, одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке, так и в политике С играет реакционную роль.

Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный (классовый, групповой)  или личностный эгоизм, заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики, обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов.

Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины.

35. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени развития познания.

Для диалектики характерно формирование парных категорий , отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процеесов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость» «возможность - действительность» и других выражается в противоположных но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодейтвии. Категории диалектики формируются на определенных ступенях развития общества.С углублением и обогащением знаний об универсальных связях разрабатываются специальные философские понятия - например, качество, количество, мера, скачек. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон ...) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого осмысливается такая связь. Горизонтальный и вертикальный подходы к анализу универсальных связей. Горизонтальный: «единичное - общее», «качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное», «простое - сложное»... Вертикальный: «явление - сущность», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность».

36. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность как категории диалектики.

Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс, отличающийся по своим простр.- временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность  в некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых предметов (индивидуальность, неповторимость). Диалектика единого и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по себе. Оно неразрывно связано с единичным. Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Противположностью индивидуального неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств - стандартизация.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.

37. Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип системности.

Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм, элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира - появилась необходимости в системном подходе. Диалектика - следствие системного подхода.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого.

Принцим системности применяется к системным объектам (нет смысла применять его к груде камней). Основной принцип системного подхода - принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе (системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании ситем, обладающих собственными органами управления необходимо выделить цели их поведения.

38. Целое и часть. Принцип целостности. Форма и содержание.

В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками, не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма (деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).

Принцип целостности: ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющие предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.

Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко представлена в искусстве (тема любви в поэзии, кино - имеют разные соотношения) . в качестве упорядочевающего фактора форма более консервативна чем содержание (консервативность форм управления...). Переход на новый этап развития требует смены формы (формы устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных фрагментов знания на исскуственный символический или формульный язык).

39. Причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма.

Причина - явление, повлекшее за собой другое явление (следствие). Особая форма причинно-следственных связей - взаимодействие (наличие обратной связи). Существуют множественные причинно - следств. связи. Типичная связь - "домино". Отражение - также тип п-с связи. Выделяют катализаторы, поводы той или иной связи. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Связи могут носить также и случайный характер.

Необходимость - однозначная обусловленная связь явлений, при которой наступление события - причины обязательно влечет за собой вполне опрделенное явление-следствие. Случайность - полярно необходимости. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Вероятность -мера возможности наступления случайного события.

Принцип детерменизма - реальные природные и психические процессы детерминированны, те возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерменизм - основополаг. принцип материализма. Выделяют статистическую детерминированность (рез-т взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных), лапласовский детерменизм (если известны нач. условия и все параметры системы, а также их производные по времени => можно продсказать все что будет и что было).

40. Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и качественных изменений в процессе развития.

Качество - такая определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающих совокупносью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Количество - харр-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалект. единство качества и количества или такой интервал колич изменений, в пределах которого сохраняется качственная определенность предмета. Скачок - переход количественного изменения в качественное или одного качества в другое (при превышении меры).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.