рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

         Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

         Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

         Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам,  наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин).  Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

         Главные представители схол.  Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

10. Философия Ф. Аквинского (обоснование идеи бога, теория "двойственной" истины).

А (1225-1274)(ангельский доктор) (хорошо изучил Арестотеля) – разделяет божетвенную область от мирской. Он утверждает, что познать Б невозможно. Ф и наука должны служить теологии для борьбы с нападками против веры (христианским учением бороться нельзя поскольку оно недосягаемо для Ч разума). Истина – одна, христианская, а наука лишь пытается приблизиться к ней.

Пять доказательств существования Б:

1)      все движется => необходим перводвигатель; 2)           существуют причинно – следственные вязи => необходима первопричина; 3)         цепочка случайного и необходимого => первая необходимость – Б. 4)      Каждая вещь имеет степень качествы по отношению к другой => наивысшая степень качества – Б. 5)         Все происходит на пользу => существует кто-то кто направляет все к определенной цели.

11. Гуманизм - основная чертафилософии возрождения(Макиавелли, Мор, Кампанелла).

Маккиавелли - итал. общ деятель, политич мыслитель историк воен теоретик. Гос-во признается М высшим проявлением человеч духа, а служение гос-ву - целью, смыслом и счастьем человеч жизни. Разделяя традиц христ представление об изначальном зле человеч природы М отводит воспитат функции не церкви (что было нормой средневек философии) а гос-ву. Политич идеал М - Римская республика, в которой он видел воплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сохранять внутренний порядок и распространять внутр порядок и распространять влияние на другие народы. М описывал строй древне-римского гос-ва с т зр искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика - лучшая форма демократии т к каждого делает ответственным за судьбу гос-ва. Но респ форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты грражданские добродетели. Римская респ достигла могущества потому, что сумела воспитать респ дух в рим народе.

Томас Мор - англ гуманист, гос деятель и писатель. Католик, сторонник верховной власти ПАПЫ. Автор трактата «Утопия» - место, которого нет, слово в последствии стало нарицательным. В «Утопии» М впервые изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехрист общинах), но обобществлены производство и быт. Труд составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политич строй основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич быта. Она организована не столько на родтвенных, сколько на производственных началах.

Кампанелло Томмазо - итал философ поэт политич деятель создатель коммунистич утопии. Коммунистич утопия К представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город солнца», произв, построенное в форме расказа мореплавателя), дополняемую утопией всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистич общине у К упразднены собственность и семья, дети воспитываются гос-вом. Труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4 часов. Огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистич общиной находится в руках учено-жреч касты. Осуществление свой программы К возлагал на европ государей  и Рим папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

12. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).

Секуляризация – освобождение от религии и церк. инстит.Эпоха В – возврат к человеку. Ч (антропоцентризм) – “мерило всех вещей” (Сократ), но в В он не пасивен, а творец (не стесненный рамками П. – более того, господин П).Труд – не искупление за грехи, а способ создать свой мир.Галилей – попытка понять Б законы из сотворенных вещей и применить их на практике. Земля вертется.Пантеизм - спец. Черта натурфилософии В. В отличее от Ант. Б. не просто сливается с П. и остается недосягаемым, а П. становится одухотворенной и познаваемой.Кузанец – “единое есть все” принцип совпадения противоположностей (max и min). Парадокс – сининим точного знания. Геометрия результат рассудка, а не разума (поскольку имеет дело с точными понятиями). Т.к. все можно оценить только по отношению к бесконечности => мир не имеет начала и конца (как в Ант. Ф). => проблема бесконечно малых - предтеча диф. исчисления (Галилей и его ученики).

Галилей начал конструировать идеальные модели физических объектов (сблизил математику и физику).Коперник – гелиоцентрическая система.Бруно – бесконечный космос (обожествил), снял границу между творцом и творением => форма перестает быть душой вещи – “бог в вещах”. Бруно казнили.

13. Основные черты фил. Р. ДЕКАРТА. Проблема метода познания

         Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

         Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчек дал бог.

         Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума.

         Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о  не в практике, а в челов. сознании.

         Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность позания.

         Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.

         В познании главную роль играет разум - рационализм.  Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

          В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

         Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;  4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

14. Основные черты фил. Ф.Бэкона

         Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626).

         Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные”  - цель - принесение непоср. пользы человеку  2. “светоносные” -  цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

         Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной.  Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

         Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

         Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

         Рынка -  преп, возник вследствии общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета.

         Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т.  не врождены нашему уму? они возникают вследствии подчинения ума ошиб мнениям.

         Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

          Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

15. Английский материализм ХУ11 века (Т.Гоббс, Дж.Локк).

Гоббс: основа познания – чуства. Смысл познания в рациональном осмыслении этого опыта. истинность – свойство наших суждений, а не самих вещей. В отличии от Декарта, распространеность – свойство самих вещей, а не субстанция сама по себе (хотя и является основным – механическое движение основное). Отрицание врожденных идей Декарта – вещи обладают свойствами.

Локк (главный сенсуалист) - “В разуме нет ничего, чего не было бы ранее в чуствах”. Сильное влияние Бэкона. Критика Декарта. Душа лишена врожденных идей – но чистый лист, заполняемый посредством чуственного знания.

Опыт, Локк, делит на внутренний и внешний. Чтобы получить общие идеи (пространство, время,..) необходимо размышление, которое является свойством души, а не ее сущностью (Декарт). Декартова субстанция, таким образом, - сложная идея, полученная из опыта. Первичные качества – присущи вещам (масса, движение, протяжение). Вторичные – то, что получается в нашем сознании (звук (движение воздуха), запах, …). => невозможно познать реальные сущности вещей, только номинальные. Реально существует лишь индивидуальное => Обобщение – не свойство вещей, а потребность Ч к обобщению.

Знания: бесспорные (на основе размышления) и правдоподобные (на основе эмпирич. опыта).

16. Т.Гоббс и Дж.Локк о государстве и праве.

Гоббс: сторонник обществ. договора. “О гражданине”, “Левиафан”

Естетвенное состояние людей – война => О. Чтобы О. не развалилось – силиная власть => добровольное отречение владеть самим собой (результат - Левиафан). Старонник сильной абсолютистской власти, при которой правит образованный правитель (заботится о свох гражданах, их достатке, образовании, …). Идея в духе механистизма (разум и опыт).

Локк: сторонник конституционной монархии. Естетвенное состояние людей – равенство всех (ограничивает свободу лишь естественный закон – не разрушь, не убей => нет войн, нет абсолютной власти, т.к. она все равно ограничена естеств. законом). Власть возникает на основе уважения к естественным законам => подданые вправе сместить правителя если он нарушил этот закон. “Все его взгляды основаны на рассудке и на здоровых человеческих чуствах” - Маркс.

Неотчуждаемые права Ч на: жизнь, свободу, собственность.

17.Субъективный идеализм Беркли.

         Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом.

         Б.  отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

         По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. “мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

         Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

         Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.

         Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.

         Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

18. Агностицизм Юма.

АГНОСТИЦИЗМ - фил учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающего человека действительности. Наиболее последовательно в истории философии А проведен в скептицизме Юма, к-рый полагал, что все познание имеет дело лишь с опытным и принципиально не может выйти за его приделы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

         Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)

         Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.

         Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств  (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления.

         Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.

         Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки.  Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.

         Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

         В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к  идее совокупности отдельных качеств.

         В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.

19. Проблема человека и общества в философии Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.