рефераты скачать

МЕНЮ


Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности

Однако, автор Карпинская Р. С. в своем труде «Человек и его жизнедеятельность» утверждает, что значение предметной деятельности, безусловно, признавалось, но при чрезмерном акценте на «личность». В стороне оказались важнейшие моменты жизнепроживания и жизнеощущения индивида. Целостный подход к человеку непременно предполагает внимание к его жизнедеятельности во всех его проявлениях. Соответственно возникает потребность в использовании методологически значимых понятий, способных выражать двойственную детерминацию, но и её асимметричность в сторону социального.

Одним из таких понятий как раз и может быть понятие предметной жизнедеятельности человека. Корректное использование разработанных биологией понятий жизнедеятельности и активности возможно и необходимо именно на основе методологических установок о предметности человеческой жизнедеятельности. При этом «предметность» следует относить не только к общественно значимой деятельности человека, к процессам познания и преобразования окружающего мира, но и к любому проявлению жизни, повседневного бытия. Все реальные обстоятельства человеческой жизни наполнены ориентацией на предметный мир и отражение этого мира в идеальном. Именно поэтому в человеке нет ничего «чисто» биологического, целиком и без остатка копирующего свойства «биоса», то есть внечеловеческого органического мира. Но в равной мере в человеке нет ничего «чисто» социального, поскольку человек проживает, а не только осмысливает все обстоятельства своей жизнедеятельности5.  

__________

5 См. Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988. С. 32-33.

Тем не менее, структурные характеристики элементарного акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд «в простых и абстрактных его моментах», К. Маркс выделял следующие стороны (элементы) процесса труда: человека с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда (прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда. Труд как преобразование человеком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов.

Марксову схему можно распространить на структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и «объектной» (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

В рамках практической деятельности людей по созданию различных объектов (вещей) для использования их в процессе жизнедеятельности людей используется понятие «качество», которым обозначается совокупность свойств вещи, что определяют её способность удовлетворять нужды людей. Качество вещи в данном случае определяет человек по отношению к его собственным нуждам. При этом определение свойств возникает на основе свойств человека как действующего объекта. Качество имеет чувственную природу, но из-за неодинакового восприятия разных людей не может быть четко очерченной, поскольку изменяются потребности, условия и представления людей.

Раздел IV. Формы практической деятельности.


Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования .

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны – отношения людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений – социальная, классовая борьба и т. д., - выступает как особая форма практики.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-коструктивной функцией, то есть дает даёт знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.

 

Раздел V. Игровая деятельность.


Если проанализировать любую человеческую деятельность до самих пределов нашего познания, она окажется не более, чем игрой. Нечто Сущее помимо игры в чистом виде как искусственно сконструированной модели реальной жизни создало большое количество игровых элементов, которые вкраплены в эту жизнь, переплелись с нею порой до такой степени, что трудно провести грань между игрой и борьбой за существование, используя для реализации своего Бытия врожденные стремления человека стремиться ввысь, переживать чувство удовольствия от борьбы, напряжения и победы, разгадывания тайн, создания вокруг себя красоты и гармонии. Элементы игры пронизывают труд, бизнес, войны, художественное и научное творчество. Между реальной жизнью и игрой нет непроходимой границы. Более того, эта граница не просто проходима, часто она совершенно размыта, и отделить игру от работы довольно сложно, а порою и невозможно6. По моему мнению, в жизни профессионального теннисиста граница практически незаметна, поскольку теннис диктует свои правила не только на корте, но и в жизни. Для достижения высоких результатов современный спортсмен полностью посвящает себя и свою жизнь избранному виду спорта. Стремится работать как можно больше, постоянно совершенствуясь. Игра становится его шансом проявить себя, свои возможности, умения, показать то, чему он научился и на сколько хорошо может владеть своим умом, эмоциями, телом. Кроме того для профессиональных теннисистов игра и работа – это синонимы. 

Й. Хейзинга поднимает вопрос о том, как расходовать человеку свободное время. «…сама природа требует чтобы мы могли не только хорошо трудиться, но и прекрасно пользоваться досугом. Ибо досуг есть началом всего. Досуг предпочтительнее труда и есть цель последнего»7. К теннису, как и к любому другому современному виду спорта, это имеет самое прямое отношение, так как без полноценного отдыха и восстановления, невозможно достичь максимального результата и полностью раскрыть свой потенциал. Тренируясь на недовосстановлении можно развивать выносливость и некоторые другие физические качества, но при этом растет риск травматизма, а  также  накапливается  психологическая усталость, что  

__________________

6 См. Козырева Н. А. Бытие игры или игра бытия: сравнительный анализ произведений Й. Хейзинга «Homo ludens: человек играющий» и Х.-Г. Гадамер «Истина и метод», с. 5.

7 См. Хейзинге Й. Homo ludens. –М.: Прогресс, 1992, с. 182.

явно не способствует росту спортивного результата. Таким образом, профессиональный теннисист, играя турниры и тренируясь ежедневно стремиться отдыхать и восстанавливаться своевременно и полноценно.

Следует отметить, что игра старше культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое общество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он их научил играть. Но необходимо сразу же выделить один весьма важный пункт. Даже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое. Что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим «смыслом» игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры.

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т. п.) заметно меняются. Поведенческие изменения зачастую сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний Я.

Психологи и физиологи, наблюдая, описывая и объясняя игры животных, детей и взрослых пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Однако во всех толкованиях общим является то, что они исходят из посылки, что игра совершается для чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности.

Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Слово «представлять» по своему происхождению значит «ставить что-то перед глазами». Это представление есть «как будто» воплощение, мнимое осуществление, есть плод «во-ображения», то есть выражения или представления в образе.

Для раннего человека что-то мочь или сметь означало власть, а что-то знать – магическую власть. Ибо для него всякое знание находилось в прямой связи с самим миропорядком. Поэтому во время священных празднеств люди состязались в подобном знании, ибо в произнесенном слове, по их мнению, оживает влияние на упомянутый мировой порядок. Мудрость культивируется как священное упражнение искусности ума. В этих культовых состязаниях, в священной игре родилась философия. «Философия здесь рождается в игровой форме. Наука, включая и философию, полемична по своей природе, а полемическое неотделимо от агонального»8. Агональный момент ранней философии проявляется еще и в том, что люди были склонны рассматривать мировой процесс как извечную борьбу первозданных противоположностей, борьбу, лежащую в сути всех вещей.

____________

8 См. Хейзинга Й. Homo ludens. –М.: Прогресс, 1992. С. 178.

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы – свой второй измышленный мир.

Поэзия намеренно культивирует способность языка творить образ. Все, что в поэзии постепенно признается как осознанное качество: красота, священное, магическая сила – первоначально вплетено в примат игры. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так, что каждый образ играя, отвечает на какую-либо загадку. Элементы и средства поэзии следует понимать как игровые функции. Зачем человек подчиняет слово размеру, метру, ритму? Бытие поэзии протекает большей частью в форме коллективных игр, и Хейзинга полагает, что человек сочиняет стихи, потому, что он должен играть в коллективе.

Большое внимание уделяется формообразующему значению исторически складывающихся идеалов социальной жизни, в которых содержится много игрового, и более всего они связаны с областью мечты, фантазии, утопических иллюзий. Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную историю культуры. Если провести некую параллель с теннисом, то могу сказать из собственного опыта, что мечта помогает играть и стремиться к лучшему. Она помогает переживать неудачи, работать и продолжать двигаться вперед, достигая новые цели.

Игра – это такое действие, которое сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку. Настроение игры есть отрешенность и восторг – священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или просто забавой. Это – свободное действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилами вне сферы материальной пользы или необходимости. Но следует отметить, что за последнее время профессиональный спорт приобретает все более выраженную материальную заинтересованность. Тем не менее вы не найдете ни одного спортсмена который бы занимался спортом лишь ради денег и который не любил бы свой избранный вид спорта. Ведь изнурять себя ежедневной физической нагрузкой, постоянно ездить по всему миру и при этом чувствовать удовольствие и радость очень сложно, если по-настоящему не любить то, чем вы занимаетесь.

Игра имеет склонность быть красивой. Слова, с помощью которых мы можем именовать элементы игры, принадлежат в большей частью сфере эстетического. Это те же термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение. Когда игра порождает красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас становиться очевидной. Однако безусловно необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры могут возвести физические, интеллектуальные, моральные или духовные ценности. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре.

Раскрывая взаимосвязь архаической культуры и игры, Й. Хейзинга находит, что по всей Земле на территории обитания раннего человеческого общества господствует комплекс абсолютно однотипных представлений и обычаев агонистического характера. Готовое объяснение этой однотипности, этого подобия, он видит в самой человеческой натуре, которая постоянно стремится ввысь, неважно, будет ли эта высь земной славой или превосходством или победой над всем земным. Игра и есть та самая врожденная функция, благодаря которой человек осуществляет это свое стремление. Играющий, коль скоро он одержим желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного. Рассматривая различные виды состязаний – загадки, средневековые турниры, войны, правосудие, культовые обряды и празднества, научные споры и конкурсы на лучшее знание, прослеживается священный ритуал и праздничное состязание – вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. В постоянно возобновляемых, освященных ритуалами боевых игрищах прорастают сами формы культуры, развивается структура общественной жизни. Аристократический быт принял форму возвышающей игры, игры чести и доблести. Идея благородного соперничества, таким образом, является одним из самых мощных импульсов культуры.

В спорте, существует такое понятие как спортивная порядочность, но довольно сложно определить, что она представляет собой. Известная теннисистка Крис Эверт объясняет спортивную порядочность как достойную спортивную борьбу. Известный баскетболист Девид Робинсон считает, что это – игра в которую вы вкладываете всю душу, с уважением относитесь к соперникам. Как видим, двое людей дают абсолютно разное определение. Американский психолог Мартенс пришел к выводу, что не существует единственного определения понятия «спортивная порядочность». Поведение соответственно к спортивной порядочности должно «привязываться» к конкретному виду спорта, возрасту спортсмена, уровню игры. В спортивной психологии существуют понятия «моральное убеждение», «моральное поведение». Моральное убеждение определятся как процесс принятия решения, во время которого оценивается правильность или не правильность действия. И моральное поведение представляет собой осуществление действия, которое считается правильным или неправильным. Таким образом, моральное убеждение является результатом индивидуального опыта, а также психического развития и, как считают, определяет моральное поведение. Кроме этого моральное убеждение рассматривают как совокупность общих этических принципов, которые лежат в основе выявления спортивной порядочности9 .(300-3001)

Вернемся теперь к философии. Среди общих признаков игры отмечается напряжение или непредсказуемость. Элемент напряжения составляет в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. Чтобы нечто «удалось» требуются усилия. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, вполне определенное этическое содержание. Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? В ситуации неизвестности появляется ощущение тревоги. Состояние тревоги представляет собой временный, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринятыми ощущениями тревоги и напряжения, связанных с активизацией автономной нервной системы.

Кроме всего выше сказанного об игре необходимо заметить следующее. Гадамер увидел всю действительность как замкнутый смысловой круг, в котором выполняется все. «В тех случаях, когда действительность понимается как игра, на первый план выступает действительность игры, которую мы обозначаем как игру искусства»10. Мир произведения искусства, в котором игра, таким образом, полностью  выражается в единстве своего

_________________

9 См. Вейнберг Р. С., Гоулд Д. Психологія спорту. – К. Олімпійська література, 2001, с. 300-301.

10 См. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. –Прогресс, 1988, с. 159


процесса, на деле представляет целиком и полностью преображенный мир, по отношению к которому всякий может узнать, «как на самом деле».

Это преображение, в ходе которого человеческая игра достигает своего завершения и становится искусством, называют преобразованием в структуру. Важным следствием из этого положения является то, что только в этом случае выказывается отдельность игры из изобразительной деятельности играющих, и игра состоит в чистом явлении того, что они играют. Игра как таковая, в том числе и непредсказуемость импровизации, принципиально повторима и в этой мере постоянна. Ей присущ характер произведения, «эргона». В этом смысле её называют структурой.

Заключение.

Таким образом, мы определили что представляет собой структура человеческой деятельности, её основные законы и категории. Но также весьма интересно было рассматривать игровую деятельность. Ведь она имеет самое непосредственное отношение к спорту. Для профессионального спортсмена спорт является частью жизни, а для некоторых, наверное, всей жизнью. Для меня было весьма интересным связать спорт и философию, проникнуть глубже и тем самым понять суть спорта и жизни. Благодаря трудам многих философов, мы понимаем, как игра превращается в серьезное, а серьезное в игру. Поскольку всё есть игра, надо жить играючи!

Список использованной литературы:


1.     Берн Эрик, Люди которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. –Санкт-Петербург –Москва «Университетская книга» АСТ, 1998.-396с.

2.      Боллетьери Н. Теннисная академия. –М.: Изд. Эксмо, 2003.-448 с.

3.      Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е –М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

4.     Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; 2003.-288с.

5.      Вейнберг Р. С., Гоулд Д. Психологія спорту. – К. Олімпійська література, 2001.- 335 с.

6.      Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. –К. Олимпийская литература. 2002.-289 с.

7.      Гадамер Х.-Г. Истина и метод. –М.: Прогресс, 1988.

8.      ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Введ. 26. 01. 79.

9.      Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.

10. Джонс Дж. Методы проектирования. –М.: Мир, 1986.

11. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун.- М.: Мысль, 1980.-159с.

12. Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988.- 64 с.

13.  Козырева Н. А. Бытие игры или игра бытия.

14. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. –М.: Экономика, 1975.-270с.

15.  Креспо М., Милей Д. Учебник передового тренера. – Изд. ITF, 1998.-327с.

16.  Ницше Ф. Сочинения. В 2 т., Т. 1. – М., 1990.

17. Онищенко А. Т., Основи раціональної діяльності. –Дніпропетровськ. Видавництво “Навчальна книга”.-1997.-114с.

18.  Платонов В. Н. Подготовка квалифицированых спортсменов. –М.: Физкультура и спорт., 1986.-284 с.

19.  Семенов Л. П. Советы тренерам. –М.: Физкультура и спорт, 1980.-174 с.

20.  Скородумова А. П. Современный теннис: основы тренировки. –М.: Физкультура и спорт, 1984.- 164 с.

21.  Социальная философия: учеб. Пособие для вузов В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. Под ред. проф.   В. Н. Лавриненко. –М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 240 с.

22.  Философия: курс лекций. –М.: Гуманит, ВЛАДОС, 1997.-384 с.

23.  Хайдеггер М. Время и бытие. –М.: 1993

24.  Хубка В. Теория технических систем. –М.:Мир.,1987. 208 с.



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.