рефераты скачать

МЕНЮ


Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности

Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта





Реферат

по философии

на тему: «Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности»








    

      Выполнила: аспирантка

        Лазарчук Ольга Викторовна

      Проверил: д. филос. наук,

      Прокофьев Фёдор Иванович

Днепропетровск 2006

План.

Введение………………………………………………………..с. 3

Раздел I Основные определения и законы деятельности …с. 5

Раздел II Структура деятельности……………………………с. 7

Раздел III Категории деятельности………………………….с. 11

Раздел IV Формы практической деятельности…………….с. 14

Раздел V Игровая деятельность……………………………..с. 15

Заключение…………………………………………………….с. 24

Введение.

Деятельность определяется как человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии1.

Не могу не согласиться с автором Онищенко А. Т., который говорит о том, что деятельность является основным признаком и способом существования человека. Каждый человек на протяжении каждого дня выполняет какие-то действия как отдельное существо или как участник в составе какого-нибудь объединения людей. Деятельность людей очень сложная, а ее характер существенно зависит от общих особенностей, свойственных отдельному человеку, группе людей, организации или государству. При объединении людей в большие коллективы их деятельность утрудняется. Возникает много разных видов деятельности, которые накладываются, переплетаются и воздействуют одна на другую, что в конечном счете может приводить к результатам, которые существенно ухудшают качество жизни людей и уничтожают возможность существования многих видов животных, а иногда и людей, на больших территориях. Этот факт отмечен еще в далеком прошлом в пословице : Человек ступает по земле, а пустыня идет за ним следом. Это выражение констатирует факт пагубного вплыва сложной деятельности людей на среду, в которой они живут. Деятельность людей, которые составляют общество, определяет его состояние. В зависимости от характера деятельности он может изменяться – от состояния гражданской до счастливой жизни цветущей страны.

______________________

1 См. Социальная философия: учеб. Пособие для вузов В. Н. Лавриненко, В. П, Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- С. 79

Успехи человека   в  жизни определяются  в  значительной мере его умением действовать и активностью. Если он действовать не умеет, его преследуют неудачи и разочарования.

На протяжении тысячелетий народы накапливали информацию про общие стороны деятельности. Примером могут быть осетинские народные сказки, в которых есть формулировка принципиальных положений, которые обосновываются текстами сказочных сюжетов. Приведем примеры некоторых из них:

«Человек согласен отдать всё, лишь бы избавиться от смертельной опасности.»

«Действуй всегда обдуманно, старайся предвидеть последствия каждого своего шага.»

«Каждый имеет силу в своём деле лишь при определённых обстоятельствах.»

«Оказавшись в тяжелом положении вспомни людей, которым хуже чем тебе.»

«Каждый смотрит на вещи со своей точки зрения. »

«Не делай зла вместо добра, а делай добро вместо зла.»

«Делай добро в молодости, чтоб тебя уважали в старости.»

 В наше время разные стороны деятельности являются предметом изучения многих наук. Особенно интенсивно такие исследования проводятся на протяжении последних 50-60 лет. Появилась теория систем, теория принятия решения, методология проектирования машин, начато разработку общей теории деятельности человека – праксеологии. Новый подход к одному из видов деятельности – проектирования – реализуется в работе   Дж. Джонса, где предложено рассматривать общество и средства обеспечения его жизнедеятельности как единую систему. Недостатком современной науки является то, что усилия ученых в основном направлены на повышение эффективности деятельности и часто без учета её опасных последствий. Так например, в результате интенсивной промышленной деятельности без улучшения технологии очистки отходов и загрязненной воды в природе произошли изменения. От возраста чистые большие и малые реки уже не являются источниками чистой питьевой воды для народов. Её теперь получают путём очистки воды рек, загрязнённые химическими и другими отходами. Как результат отравления воды и воздуха чаще стали появляться признаки отрицательного воздействия промышленности на население. Четко обозначился замкнутый круг – промышленность должна работать потому, что страна не может существовать без работающих предприятий, но работа их сопровождается всё большим отравлением территорий. Особенность и опасность этого процесса в том, что интенсивная промышленность реализовывается именно в местах массового скопления людей, то есть в районах где находятся большие реки и наилучшие земельные угодья. В данном случае деятельность людей, как будто на обеспечение и улучшение качества их жизни, в конечном счете, может привести к исключению самой возможности их существования. В условиях, что сложились, решающее значение обретает старательное исследование особенностей деятельности людей, определения её основных законов и принципов их использования2.

Зачастую, тренера юных теннисистов, а последнее время всё чаще родители, заставляют детей выполнять чрезмерные нагрузки и играть огромное количество соревнований, при этом травмируя их как физически так и психологически. Это вызвано желанием попечителей ребенка добиться высокого результата как можно скорее и любым путем, не понимая, что при этом травма может быть очень тяжелой и непоправимой. Недаром за последнее время возросли проблемы отношений родителей и детей. Так

______________________________

2 См. Онищенко А. Т., Основи раціональної діяльності. –Дніпропетровськ. Видавництво “Навчальна книга”.-1997., с. 13-18

 Елена Докич и Евгения Линецкая регулярно испытывали тяжесть руки своих отцов на себе, Анна Курникова судилась с матерью из-за дискриминации её прав. В то же время американская теннисистка Дженифер Каприяти, вошедшая в первую десятку лучших теннисистов мира в 14 лет, не выдержала давления отца, слишком высоких физических и психологических нагрузок. В последствии чего начала искать выход в применении наркотиков.

Таким образом, в данном случае прослеживается более интенсивная тренировочная и соревновательная деятельности теннисистов, но какие же последствия?


Раздел I. Основные определения и законы деятельности.


Для того, чтоб выработать представление о действии, рассмотрим качества живых организмов, что имеют место на протяжении их существования в окружающей среде. Живой действующий объект – система, которая существует в среде. Он имеет внутреннюю структуру и механизм обмена энергией, информацией и материей со средой.

Для живого объекта характерно то, что в его внутренней части существует конкретное множество четко обозначенных, согласованных процессов, а в окружающей среде он взаимодействует путем реализации направленных конкретных процессов обмена. Множество процессов в живом имеет способности полноты. Отсутствие, или недостаточная эффективность одного или нескольких процессов означает потерю жизнедеятельности живого действующего объекта.

Возможность существования живого определяется качеством среды, то есть мерой соответствия его характеристик природы живого. Совокупность условий в среде, в которых находится действующий объект, обозначим общепринятым понятием «ситуация». Она вмещает в себе факторы, что не могут быть изменены средствами, функционально доступными для живого, а также факторы, которые могут быть изменены его активными действиями. Независимые факторы могут быть изменены настолько быстро, что живое не может к ним приспособиться. В таком случае оно отмирает. В случае постепенного изменения условий выживания видов живого возможно, но при этом происходит изменение их параметров и особенностей.

Ситуация в среде не может быть постоянной. Она постоянно изменяется. Поэтому цель деятельности живого – удерживаться в границах ситуаций, достаточных для выживания. Область ситуаций, при каких существование живого возможно, будем называть «областью существования живого». Граница области существования разделяет ситуационное пространство на два – где существование возможно и такой, где оно не возможно.

Каждому действующему объекту, согласно его природе, структуре и размеру соответствует один режим наилучшего функционирования, такой, когда все процессы в нём протекают при наилучшем обеспечении их необходимыми элементами и энергией, при отсутствии неблагоприятных факторов. Поэтому бесконечное улучшение ситуации невозможно. Но наилучшая ситуация не может сохраняться постоянно. Факторы, которые её составляют, изменяются и процесс их изменений не зависит от живого. При отсутствии активных действий живого изменения параметров и свойств среды приводит к тому, что их значение приближается к границе области существования, то есть, ситуация при отсутствии активных действий живого ухудшается. Это качество ситуации следует рассматривать как основной закон ситуации – «При отсутствии активных действий живого ситуация в среде , по отношению к нему, ухудшается».Однако, активные действия могут иметь как положительные так и отрицательные последствия в зависимости от того, насколько они обеспечивают реализацию процессов, которые приводят к улучшению ситуаций. Иначе говоря, активные действия должны быть определены по отношению к ситуации и направлены на её улучшение. Это означает, что смысл действия – улучшение ситуации. Поэтому уместным следует считать такие действия, которые ведут к улучшению плохой, или стабилизации принятой ситуации. Отсюда можно сформулировать основной закон существования живого действующего объекта: «Существование живого действующего объекта возможно только при условии исполнения им целенаправленных действий по стабилизации или улучшению его ситуации».

Существование живых существ в природе всегда является процессом выполнения ими действий. Именно их существование является признаком их уместных действий, поскольку выполнение ими неуместных действий приводит их к гибели. Если умение выполнять уместные действия сокращенно называть «умом», то можно утверждать, что всё живое (каждое в своих условиях) – умное.

Ситуация в среде меняется во времени по всех параметрах с разной скоростью. Действия живого является процессом принудительного изменения его ситуации. Поскольку действия состоят из отдельных операций, а каждая операция выполняется на протяжении некоторого времени, то ситуация при выполнении каждого действия изменяется дискретно и в разных факторах, которые её составляют. Результатом каждого действия является новая ситуация. Поэтому можем дать новое определение понятия «действия». Действие – активная реакция живого действующего объекта на ситуацию. Каждое действие начинается с некоторой ситуации, направлено на её изменение, и заканчивается появлением новой ситуации. Поэтому действие является процессом перехода действующего объекта от одной ситуации к другой.


Раздел II. Структура действия.


Одно из важнейших мест в структуре человеческой деятельности занимает познание. У целого ряда известных мыслителей оно (познание) сопоставляется с жизнью – познание рассматривается ими в контексте жизни. При этом они выступают против сведения человеческого существования к познавательной деятельности, иссушающей и омертвляющей жизнь. Например высказывание одного из самых популярных представителей «философии жизни» - Ницше Ф. Он задается вопросом: «Должна ли господствовать жизнь над познанием?» И незамедлительно отвечает: «Никто не усомнится: жизнь есть высшая господствующая сила, ибо познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы вместе с нею и само себя. Познание предполагает жизнь…»3. Таким образом, жизнь – это естественное существование человека, его всевозможные активные проявления, свойственные ему как живому существу. Один из сторонников этого направления так раскрывает то, что она собой представляет: «Поток жизни, проникающий в нас через уши или глаза, должен вернуться во внешний мир посредством наших рук, ног или уст. Мысли, которые порождаются в нас этим потоком, в сущности, только определяют, к какому из упомянутых органов должен быть направлен последний при данных обстоятельствах для того ,чтобы действия наши всего более способствовали нашему благополучию»4.

В своей деятельности человек использует три вида знаний:

-                     знания о вещах и законы природы;

-                     знания о методах использования вещей природы на основе знаний о вещах и законах природы;

-                     знания о том, какие действия являются уместными, какие из них являются приоритетными, в какой последовательности их следует выполнять и как это делать. Это знание имеет название «здравый смысл», имеет вид «способности» и приобретается человеком в процессе воспитания и накапливания жизненного опыта. Именно знания третьего типа отыгрывает значительную роль в жизни каждого человека и общества в целом, поскольку оно отражается на всех процессах жизнедеятельности как отдельных людей так и групп

___________

3 См. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 227

4 См. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904. С. 131.

 людей, организаций и стран.

В то время, когда два первых вида знания являются объектом изучения многих специализированных наук, процесс получения третьего на данное время изучено недостаточно, каждый человек накапливает его индивидуально в меру её возможностей и под воздействием окружающих обстоятельств.

По своей сути теория деятельности является теорией выживания (или существования). Чтоб её создать необходимо разработать её научную основу и на этой основе систематизировать все методологические знания.

Действие, как процесс направленного изменения в заранее определенного направления, может быть выполнено только путем обеспечения целого ряда условий. Необходимо:

-                     собрать информацию о ситуации;

-                     определить направление развития ситуации;

-                     выработать представление о желанном состоянии ситуации;

-                     определить необходимость изменения ситуации;

-                     определить характер необходимости изменения ситуации;

-                     определить характер необходимых операций, их объём и исполнительные органы, достаточные для достижения необходимых изменений;

-                     выбрать план выполнения операций;

-                     выработать команды на выполнение операций;

-                     выполнить операции;

-                     оценить достаточность выполнения операций;

-                     провести оценку изменения ситуации, которая возникла как следствие действия.

Выполнение этих условий имеет вид системы последовательно протекающих процессов: собрание информации; её обработка; формирование представления о ситуации; определение изменения ситуации; определение направленности этих изменений; определение уместности реагирования на эти изменения; оценка достаточности объема информации; оценки объективности представлений; формирование представления о ситуации, что будет (если действие не выполнять); формирование представления про желанное состояние ситуации; выделение факторов, которые поддаются воздействию при использовании средств; выявление направлений желанных изменений факторов; оценка достаточности ресурсов для влияния на факторы в необходимых объемах; принятие решения про выполнения влияния на обозначенный фактор; выбора средств воздействия; выбора времени и режимов воздействия; принятие решения про выполнение воздействия; формирование команд для исполнительных механизмов; непосредственного выполнения определенной последовательности операций; оценка изменений, которые возникают в результате выполнения операций; оценка достаточности результатов; принятие решения про прекращение или продолжение выполнения операций, повторения действия, или выполнения другого действия. Эта последовательность процессов при детальном рассмотрении может быть разделена на три части – качественную, которая реализовывается, в основном, на уровне собирания информации и мышления, количественную – определение средств и разделение ресурсов в процессе выполнения действия и активную – выполнение плана действия.

Человек в процессе мышления оперирует дискретными понятиями потому, что необходимо разделить действие на характерные блоки и поставить их в соответствии понятиям. Поскольку действие является процессом беспрерывным, то его можно разделить на части во множестве вариантов. Наиболее приемлемым является вариант разделения этого процесса на блоки на основе выделения его составных частей, которые могут быть определены с помощью существующих в языке понятий. Этот вариант наиболее удобен, поскольку язык является средством общения людей именно в процессе деятельности, а поэтому он уже имеет в своем составе выработанные на протяжении тысячелетий понятия и термины, свойственны для обозначения специализированных функциональных блоков действия, которые четко выделяются в его составе. Это:

1.                 Сбор информации;

2. Прогнозирование развития ситуаций;

3. Формирование представления о желанной ситуации;

4. Определение потребности;

5. Определение цели;

6.                 Определение способов и средств достижения цели;

7.                 Синтез (проектирование);

8.                 Планирование достижения цели;

9.                 Выполнение плана;

10.              Оценка качества выполнения плана;

11.              Оценка качества реализации цели;

12.              Удовлетворение потребности.

Важными и такими, что реализуются на всех этапах действия, операциями являются принятие решения и определение качества. Они реализуются в каждом случае, когда существует необходимость выбора конкретного варианта из многих возможных.   

 

Раздел III. Категории деятельности.


Философы и психологи подробно обосновали значение категорий деятельности, предметной деятельности в теории познания, в методологии науки, в познании человека. В частности, А. Н. Леонтьев, назвал деятельность человека «единицей жизни», а затем фактически показал, что эта «единица» выглядит по разному в изучении таких различающихся целостностей, как индивид и личность. Индивид, как прежде всего генотипическое образование, продолжает формироваться в процессе жизни, в постоянном взаимодействии внешнего и внутреннего. Иными путями формируется личность, представляя собой целостное: личностью не родятся, личностью становятся в процессе предметной деятельности. Таким образом, Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными другой.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.