рефераты скачать

МЕНЮ


Социальная философия как методология науки экономической деятельности




6. Основные методы и приемы управленческой политики, основанные на

принципах социальной философии на предприятии (организации, фирме)

6.1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала


Здесь необходимо отметить, что  различные методы стимулирования призваны прежде всего заинтересовать персонал в  повышении качества труда и повышения производительности труда, как в механизме развития предприятия. Руководитель должен определить цель для персонала таким образом, что бы вывести формулу – развитие предприятия – развитие работника. Работник может развиваться и в рамках своей профессии, должности, когда за счет повышения прибыльности предприятия, социальное довольствие работника растет отражая его вклад в общее развитие предприятия.


Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека.

При решении проблемы кризиса труда сталкиваются социальные группы, каждая из которых стремится наиболее реализовать свои интересы зачастую в ущерб не только интересам других групп, но и интересам общества в целом. Как уже отмечалось выше, это ведет к чисто негативным конфликтам. Решением  проблемы может стать только грамотное урегулирование возникшей проблемы посредством предпринятых руководством предприятия, организации,  четких решений, экстренных шагов. Также по возможности минимизировать  вероятность вспышки конфликта, способствовать  ограничению до минимально возможного  уровня эффект (последствия)  от тех конфликтов, которые могут  нанести «урон» в будущем, управленец может только посредством разработки и    грамотного применения стратегической политики управления персоналом. В числе главных методов этой, своего рода, «антикризисной политики» предприятия состоят  методы мотивации и социального стимулирования персонала предприятия.  Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики.

Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций  и  интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Такое воздействие в отличие от стимулирования называют мотивированием.

Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных  ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.[5]     Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; второе на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга: мы не сможем выбраться из кризиса без качественного изменения трудовой мотивации. Тем не менее, стоит отметить, что любое реформирование стимулирующих труд факторов, если оно превратится в самоцель, не принесет желаемых результатов, если не будет учитывать поведенческую реакцию на них человека. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника. Важно также отчетливо понимать, что мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Формирование мотивации происходит в процессе социализации индивида под воздействием социокультурной среды его жизни. Социализация и индивидуализация начинается с раннего детства и продолжается в процессе обучения, работы, повышения квалификации и т.д. В процессе формирования механизма мотивации происходит усвоение социальных ценностей, норм и правил поведения, выработка специфических ценностных ориентаций и установок в сфере труда.  Здесь мы сталкиваемся, опять же,  с психологической теорией профессионального (трудового) поведения, так как  известно,  что в процессе функционирования мотивации труда происходит переход от актуализированных потребностей, реализуемых посредством трудовой деятельности, к трудовому поведению. В качестве компонентов функционирования мотивации трудовой  деятельности исследователи называют включенность или невключенность в трудовую деятельность; мотивационное ядро; удовлетворенность трудом; трудовое поведение. На уровне  ценностного и практического сознания определяется тип мотивации. Тип мотивации – это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Ценностная группа мотивов включает  самостоятельную работу включает самостоятельную работу,  возможность всесторонне использовать свои знания и опыт; интересную работу; работу, заставляющую повышать свою квалификацию, пополнять знания; работу, нужную обществу, приносящую пользу людям, позволяющую выпускать продукцию пользующуюся спросом. Прагматическая ориентация направлена на работу, дающую хороший заработок, позволяющую устроить ребенка в детское учреждение, получать путевки в санаторий, обеспечивающую возможность общения, возможность заслужит уважение окружающих, продвижения по службе. Содержательная наполненность мотивации личности определяется на только типом мотивации, но и структурой практических требований к работе, богатством и силой мотивации. При этом богатство мотивации определяется как количество и разнообразие потребностей и благ, значимых для индивида, работника, сотрудника фирмы и удовлетворяемых им посредством трудовой деятельности. А сила мотивации – это суммарная интенсивность стремления удовлетворить значимые потребности.  Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. Стимулирование предполагает наличие у органа управления предприятием, организацией, фирмой набора благ, способных удовлетворить, значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную работу, реализацию трудовых функций. При этом организация должна обладать соответствующими структурными и иными возможностями обеспечения персонала всем (и / или обещанным набором благ). С научно-философской точки зрения, различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования. Приведем перечень  наиболее часто встречающиеся в практике организационной деятельности, и известных, стимулирующих систем в организации:


1.      Заработная плата (номинальная) – оплата труда работника, включающая основную (сдельную, переменную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки и т.д. заработную плату;

2.      Заработная плата  (реальная)  - обеспечение реальной заработной платы путем: 1) повышения тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государством минимумом; 2) введение компенсационных выплат; 3) индексация заработной платы в соответствии с инфляцией;

3.      Бонусы – разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение).

4.      Участие в прибылях – поощрительный фонд;

5.      Участие в акционерном капитале;

6.      Планы дополнительных выплат;

7.      Стимулирование свободным временем;

8.      Трудовое или организационное стимулирование – регулирует чувства работника на основе измерения  чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки;

9.      Стимулирование, регулирующее поведение работников на основе выражения общественного признания;

10.  Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом;

11.  Сберегательные фонды;

12.  Организация питания;

13.  Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру;

14.  Стипендиальные программы;

15.  Программы обучения персонала;

16.  Программы медицинского обслуживания;

17.  Консультативные службы;

18.  Программы жилищного строительства;

19.  Программы, связанные с воспитанием и обучением детей;

20.  Гибкие социальные выплаты;

21.  Страхование жизни;

22.  Программы выплат по временной нетрудоспособности;

23.  Медицинское страхование;

24.  Льготы и компенсации,  не связанные с результатами (стандартного характера)

25.  Отчисления в пенсионный фонд;

26.  Ассоциации получения кредитов. 

 


6.2 Управление конфликтами и стрессами

 

6.2.1. Управление конфликтами

 

По сути, для того чтобы управлять конфликтами, руководитель должен уметь управлять поведением персонала организации. Руководитель должен иметь представление о том, что любая организация должна быть заинтересована в том поведении персонала, которое будет соответствовать настрою на максимизацию оборотов производительности труда и повышение качества труда. Здесь с позиции руководителя может иметь определенное место стимулирование производственных конфликтов. Выражающихся и перетекающих в соревнование за общий трудовой результат.

      Что касается деструктивных конфликтов, общей стратегией и тактикой решения проблем, вызвавших кризис, обернувшийся конфликтами, являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.

Одним из основных и важных видов деятельности в работе руководителя является предупреждение конфликта в организации и умение управлять ими. Предупреждение конфликтов предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтных ситуаций до перерастания ее в открытое противоборство.


      Управление конфликтами – это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направленные действия по ее разрешению.

Это также и процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

 

   Выделяется ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон  делятся на несколько групп:

-         внутриличностные;

-         структурные;

-         межличностные;

-         переговоры;

-         ответные агрессивные действия.

 Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников. К таким методам относятся:

·        Разъяснение требований к работе,  являющееся одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов;

·        Использование координационных механизмов, заключающееся в  задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами;

·        Разработка или уточнение общеорганизационных целей, позволяющая объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей;

·        Создание обоснованных систем вознаграждения.

 


Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб для своих интересов. Данные методы весьма распространены и в обычной общественной жизни. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, необходимо обратить внимание и на принуждение и решение проблемы.

Принуждение означает попытки заставить  принять свою точку зрения любой ценой. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Подобный стиль может вызвать возмущение и негативную реакцию со стороны  принуждаемого, и в частности, желание «отомстить» принуждающему.

Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремиться добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации.  

    

     Управление конфликтами как  сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:

1)      восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;

2)      исследование конфликта и поиск его причин;

3)      поиск путей разрешения конфликта;

4)      осуществление организационных мер.


Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:

-         псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);

-         переоценка или недооценка значимости конфликта;

-         невосприятие, игнорирование сущности конфликта.


Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая важная стадия управления конфликтами в организации. Любому практическому действию  предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:

1)      выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая не редко маскируются участниками конфликта;

вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременного проведения работ по их устранению;

2)      выяснение интересов и целей участников, их позиций (т.к. могу быть цели  не противоречивые, но истолкованные по разному).

3)      Оценка возможных исходов и последствий противоборства альтернативных вариантов достижения цели;

4)      Поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.






Поиск путей разрешения конфликтов

 

Эта стадия предполагает:

1)      полное прекращение конфликта и взаимное примирение сторон;

2)      достижение компромиссов – частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки;

3)      разрешение конфликтов на деловой, принципиальной основе;

4)      механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликтов из организации и др.).

 Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликтов в организации:

1.      Авторитарный тип – разрешение конфликтов через применение властных полномочий. При данном типе разрешения конфликтов используются следующие методы:

1)      убеждение и внушение;

2)      попытка согласовать непримиримые интересы.

3)      метод «игры», когда из сторон стремиться привлечь на свою сторону, например, руководство,  а другая сторона – профсоюз.

2.      Партнерский тип разрешения конфликтов – разрешение конфликтов

через применение конструктивных способов. Его  основные черты заключаются в том, что имеют место:

-         конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими 

       сторонами;

-         восприятие аргументов противостоящих сторон;

-         готовность к компромиссу, взаимному поиску решения; выработка взаимоприемлемых альтернатив;

-         стремление совместить личные и организационные факторы;

-         восприятие как  нормальный фактор деятельности.


Партнерский тип имеет свои преимущества. Он ближе к реальным проблемам, позволяет найти объединительные факторы, т.е. удовлетворить (может быть не всегда полно) интересы сторон.


     В организации всегда важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать пермоментными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательное межличностное отношение членов коллектива в процесс трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективное управление – это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.

 

 

6.2.2. Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации

 

      Руководитель организации должен отчасти быть психологом. То есть, современный руководитель должен обладать знаниями по психологии личности, групповой психологии и прежде всего психологии управления. Этот блок знаний, безусловно, необходим руководителю организации, прежде всего в свете прогнозирования, предупреждения конфликта, грамотного управления конфликтом.

Руководитель организации, подразделения, владельцы и учредители предприятий, организаций, должны понимать, что…

   «успешное функционирование каждого предприятия, организации в целом, как и успешная деятельность каждого из ее членов, требует значительных усилий по их организации, определению целых направлений, координации действий индивидов и групп, т.е. нуждается в организованном управлении…»[6].

     Фактически, грамотный руководитель, имеющий представление и желающий развиваться вместе с предприятием, должен совмещать  в себе две несовпадающие формы управления в организации: руководство и лидерство. Для того, чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Это необходимо, так как известно, что большинство конфликтов в организации разжигаются под воздействием разного уровня лидеров. Лидеру присущи психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Имеет место ситуационная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе каких-либо ситуаций, имеет качества, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В оптимале руководитель должен выделять среди сотрудников таких людей и тесно взаимодействовать с ними и также не только ситуативно, но и по мере течения деятельности проявлять надлежащие лидерские качества.



    Руководитель должен иметь представления о возможности применении  перечня необходимых действий в проблемных ситуациях, возникающих в структуре целенаправленной деятельности как ситуациях внезапных и неожиданных препятствий на пути к достижению ее цели, в том числе, конфликтных ситуациях.[7]

 



Блок знаний руководителя:

 

 Межличностные отношения в известной степени эмансипированы от сиюминутных перипетий в процессе совестной деятельности, а потому не связаны однозначно с актуализированным в каждый данный момент предметом взаимосвязи членов коллектива. В обобщенном виде процесс совместной деятельности может быть представлен как развертывание функционально различных этапов реализации цели. В качестве этих этапов могут быть выделены, например:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.