рефераты скачать

МЕНЮ


Социальная философия как методология науки экономической деятельности

Социальная философия как методология науки экономической деятельности


МОСКОВСКИЙ   ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ




                   Специальность: менеджмент организации


                   Курс: 3-ий

                   Форма обучения: заочная







КУРСОВАЯ

РАБОТА


по дисциплине:

                                                           «Философия»



На тему:

«Социальная философия как методология

 науки экономической деятельности»










                                                                                                                        Студент:

                                                                                                    Суслов Дмитрий Владимирович

                                                                

                                          


                                                                                                                              Преподаватель




г. Москва, 2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение. 3

2. Что такое социальная философия?. 4

2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии. 4

2.1.1. Предмет и структура исторического материализма. 4

2.1.2.        Функции социальной философии. 5

2.2. Социальная философия и частные науки. 7

2.3. Социальная философия,  ее проблематика 7

3. Социальная философия и организация (предприятие, фирма) –  в проекции изучения сущности и организации экономической деятельности.. 9

4. Руководитель организации (предприятия, фирмы),  как «главный сеятель» принципов социальной философии. 14

4.1. Общие  знания. 14

4.2. Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества 15

5. Сущность социального управления предприятием (организацией, фирмой) 18

5.1. Философские основания современного социального менеджмента 18

5.2. Понятие социального управления. 19

5.3. Социально-психологические аспекты управления. 21

5.3.1. Руководство персоналом и мотивация труда. 21

5.3.2. Социальная система управления. 23

5.3.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация. 23

5.4.  Динамическая модель цикла управления организации. 25

5.5. Системология управления современным социохозяйственным объектом. 26

6. Основные методы и приемы управленческой политики, основанные на. 27

принципах социальной философии на предприятии (организации, фирме) 27

6.1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 27

6.2 Управление конфликтами и стрессами. 29

6.2.1. Управление конфликтами. 29

6.2.2. Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации. 32

6.2.3. Методы управления стрессами. 34

6.3. Условия труда 35

7. Заключение. 37

8. Список использованной литературы.. 39

1. Введение



       Итак,  проблематика,  рассматриваемая мной в работе, является в рамках  общей философии и философий управления и организации экономической деятельности весьма животрепещущей. В наше время, когда до сих пор, как пережиток прошлого   до сих пор остался административный метод управления и не развита система  трудового социального обеспечения, когда нет четких нормативных установок, касающихся социальной составляющей трудовой деятельности, необходимы реформы. В рамках реформ, необходимо глубокое изучение будущим руководителями предприятий и организации основных принципов и методов управления персоналом в целом, и социальной психологии в частности.


      Как наука, философия изучает исторические события, опыт предшествующих поколений. Философия – это   наука о всеобщих закономерностях, к которым подчинены как бытие  (т.е. природа и  общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии, как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «основной вопрос»  в ней прямо и не формулируется. В философии существует поляризация на два противоположных направления – на материализм и идеализм, промежуточное положение  занимает между ними дуализм. Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки,  социальная философия,  философия истории, философская антропология. Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.  Философская антропология – философское учение о человеке, получившее широкое  развитие  в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос: «Что такое человек?», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира.  Философская антропология и социальная философия соприкасаются во многих областях исследований. Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими  научными направлениями, как психология, управление, право,  культурология и др.  Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество,  организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления.  

 

2. Что такое социальная философия?


Общие знания

 Термин «организация», образован от слова «орган» и имеет три разных аспекта значения, что объясняет сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов в общественной жизни. Во-первых, он может обозначать отдельный объект, например строительную организацию , финансовую организацию. Во-вторых, субъективную деятельность, действие с определенной целью, например – организация собрания, организация туристической поездки. И, наконец, структуру объекта, например, телесная организация, иерархическая организация формы. Термин «социальная организация труда»

объединяет все три названных аспекта: объективные условия (разделение и кооперация труда, общественные отношения собственности и власти, как условия мотивации и дисциплины труда); Субъективная деятельность по сохранению или изменению общественных условий труда; структура общественного устройства труда как определенная система со своими элементами и уровнями.




2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии

 

2.1.1. Предмет и структура исторического материализма

Научная социальная философия – это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится  к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории),  а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое.

     Как более конкретная философская категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой – общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д.

Научная социальная философия – это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие стороны общественной жизни: отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования  человечества.

 

 Предмет научной социально философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям – производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социально, духовной, политической и т.д.

       С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества. Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны: труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда.

       Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории – живые человеческие индивиды, их деятельность, их материальные условия жизни. Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм (исторический)  -  основной, диалектика (историческая) – второй вопрос философии.

 


2.1.2.      Функции социальной философии


 Важнейшей функцией социальной философией является предвидение, предсказание более или менее отдаленного будущего. Научная теория предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие.

      В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно - исторического процесса  развития этих формаций, приведение МПИ в соответствие с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.


Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.

Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента.

1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.


С одной стороны метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и прежде всего принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Кроме рассмотренных выше основных функций, которые выполняет только философия, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных общенаучных функций — гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом — способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что не специфичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей внутри философской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.

Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важ­нейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, — писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии, Макс Лауэ, — что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве «науки наук», втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе общих схем и заменяющей собой эти науки. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут — мировоззрение и методологию, общегуманистический смысл и культурологическую значимость.



2.2. Социальная философия и частные науки


  Взаимозависимость социальной философии и частных наук – одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимозависимости лежит диалектика всеобщего, которое существует во всей массе особенных и особенного, существующего только со всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость социальной философии от частных наук и, в свою очередь, этих наук от социально-философских знаний.



Зависимость  социальной философии от частных наук

   Социальная философия, имея дело с особого рода особенным – человеческим обществом, - изучает не особенное как таковое, а его наиболее общие, или всеобщие стороны.  В силу этого она не обладает первичным материалом, а заимствует его у частных наук.    В качестве первичного материала выступают совокупные фактические и теоретические данные естественных, общественных и технических наук. При этом социальная философия исходит не  из всего массива фактов и частных теорий, а из основного и обобщенного фактического и теоретического материала. Этот совокупный материал глубоко прорабатывается и критически осмысливается ею на основе философского анализа. Так, экономика и история изучают общественную жизнь и ее развитие, социальная философия, всецело опираясь на экономическую и историческую теории, раскрывает наиболее общую сущность и законы развития общества, которые выходят за пределы возможностей частнонаучного способа мышления.

      С момента, когда социальная философия осознает наиболее общую сущность человеком общества – его материальность, произведенность, способность к бесконечному развитию  и т.д., она становится научной и начинает развиваться  по способу   смены концепций, а бесконечного концептуального углубления,  развития концепции развития вглубь. Коренная особенность развития по такому способу заключается в том, что развитие социально-философского знания начинается с принципиальной формулировки основных положений теории, отображающих сущность человека и общества в наиболее общем и абстрактном виде.



Роль социальной философии в развитии науки

  Частные науки находятся в глубокой зависимости от социальной философии, так как имеют  своим предметом особенное, которое не может быть понято вне связи с общим.  Необходимость философии для решения частнонаучных проблем коренится в принципиальной неполноте частнонаучного объяснения. Поскольку возникновение человека коренится в самой природе мира, частные науки, в том числе и естественные неизбежно сталкиваются с проблемой человека, которую они не могут решить собственными средствами, не обращаясь к философии. Особенно велика роль социальной философии, МПИ для системы наук об обществе (политической экономии, истории, психологии и т.д.) Без прямого и непосредственного участия идей и категорий научной философии возможно создание научных теорий ни в одной общественной науке. Политическая экономия, исторические науки, психология, культурология и т.д. приобретают научный характер, если основываются, к примеру, на марксистской теории мира и человека.


Какой должна стать теория человека и истории, соответствующая формирующейся новой экономической реальности и особенностям развития науки в ХХI в., нельзя понять без усвоения основных положений и важнейших открытий научной теории человека и общества,  обнаружения в ней имплицитного  (скрытого)  содержания, которое может быть развернуто в процессе дальнейшего развития этой теории на основе дальнейшего обобщения эмпирического и теоретического материала.

 

 

2.3. Социальная философия,  ее проблематика


Социальная философия – это наиболее общая философская наука об обществе, «социальной материи». В отличии от общей философии («метафизики») она имеет дело не с всеобщим, а с основным в его наиболее сложной форме человеком, человеческим обществом, или организованным коллективом индивидов. Как «метафизика», социальная философия решает два наиболее общих для человеческого познания вопроса: основной вопрос и вопрос  о развитии применительно к обществу, но несколько иначе, чем общая. Основной вопрос социальной философии – вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию.  Этот  вопрос, как и вопрос об отношении  сознания  к материи, является трехуровневым. Рассматривая первый, в нем можно разделить две стороны. Первой стороной  вопроса об отношении общественного сознания к общественному бытию выступает вопрос о том, что является первичным – общественное бытие или общественное сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного.  Исторический материализм включает в понятие материи «социальную материю», сущность человека и общества. Решение второй стороны социальной философии связано с решением его первой стороны. Фундаментальный уровень ОВСФ не исчерпывает всего содержания этого вопроса. Прежде всего, нельзя выяснить отношение сознания к общественному бытию, не зная того, что относится  и к чему относится. Поэтому второй основной вопрос социальной философии представляет собой вопрос о сущности общественного бытия, сущности общественного сознания и сущности отношения второго к первому. Научная социальная философия – это не учение о «чистой мысли», а об объективной реальности процесса жизни человечества и  его отображении в сознании. Общественное бытие, или объективно реальный процесс жизни людей, включает в себя производство, ими себя, своего бытия, своей сущности и производство условий существования, которые не даны им в готовом виде. Главным в общественной жизни является производство индивидами себя как материальных социальных существ в их материальной деятельности и отношениях, осуществляемых при участии сознания. На третьем уровне социальная философия выступает,  поэтому в форме вопроса о сущности человека (и общества), смысле и перспективе человеческого существования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.