рефераты скачать

МЕНЮ


Рудольф Штейнер "Истина и наука"

Не вся человеческая деятельность носит этот характер: Во мно­гих случаях мы обладаем законами нашей деятельности не как зна­нием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же с характером второй есть задача вся­кого индивидуального развития, как и всего человечества.

Самая важная проблема всякого человеческого мышления следу­ющая: понять человека как основанную на себе самой свободную личность.

Приложение 1


РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР

(биографические данные)


1861

25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче, Австро-Венгрия (ныне - Югославия), в семье желез­нодорожного служащего. Его родители происхождени­ем из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа Штейнера прошли в различных местах Австрии.

1872

Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до вы­пускного экзамена в 1879 г.

1879

Поступление в Венский Политехнический институт (изучение математики, естественных наук, а также ли­тературы, истории, философии). Работа над трудами Гете.

1882

Начало писательской деятельности.

1882-1897

Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии "Немецкая национальная литература" (издатель Крюшнер).

1884-1890

Работает как частный учитель в Вене.

1886

Работает в числе сотрудников большого собрания со­чинений Гете ("Издание Софии"). Опубликован Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете.

1888

Издает "Немецкий еженедельник" в Вене. Делает до­клад в Венском Обществе Гете: "Гете как родоначаль­ник новой эстетики".

1890-1897

Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.

1891

Защита докторской диссертации по философии в уни­верситете в Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под названием Истина и наука).

1894

Философия свободы.

1895

Фридрих Ницше, борец против своего времени.

1897

Мировоззрение Гете. Переезд в Берлин. Издание "Литературного журнала" и "Драматического листка".
Участие в работе различных творческих и литератур­ных обществ.

1899-1904

Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В. Либкнехта.

1900-191

Миро - и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга издана в расширенном виде как Загадки философии). Начало антропософской лекционной деятельно­сти по приглашению Теософского Общества в Берлине. Мистика на заре духовной жизни Нового времени.

1902-1912

Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в разных городах Европы. Мария фон Сиверс (с 1914 - Мария Штейнер) становится постоянным со­трудником Рудольфа Штейнера.

1902

Христианство как мистический факт и мистерии древности.

1904-1905

Теософия. Как достигнуть познания высших миров? Из летописи мира, Ступени высшего познания.

1910

Очерк тайноведения.

1910-1913

В Мюнхене - постановка четырех драм-мистерий.

1911

Духовное водительство человека и человечества.

1912

Антропософский календарь души: недельные изречения, Путь самопознания человека.

1913

Отделение от Теософского Общества и основание Ан­тропософского Общества. Порог духовного мира.

1913-1923

Строительство здания первого Гетеанума в Дорнахе (Швейцария).

1914-1923

Работа в Дорнахе и Берлине. Курсы в разных городах Европы по искусству, педагогике, естествознанию, соци­альным вопросам, медицине, теологии. В 1912 г. создано новое искусство движения - эвритмия.

1914

Загадки философии.

1916-1918

О загадке человека, О загадках души, Духовный облик Гете

1919

Разработка идей о трехчленности социального орга­низма. Основные черты социального вопроса. Осенью в Штуттгарте основана Свободная вальдорфская школа, которой Р. Штейнер руководил до своих последних дней.

1920

Начало первых курсов Антропософской Высшей школы в еще недостроенном Гетеануме.

1921

Основание еженедельника "Das Goetheanum".

1922

Космология, религия и философия. В Новогоднюю ночь 1922/23 гг. деревянное здание первого Гетеанума полностью сгорело при пожаре.

1923

Непрерывная лекционная деятельность, в разъездах. На Рождество 1923 г. - новооснование Всеобщего Антро­пософского Общества под руководством Р. Штейнера.

1923-1925

В еженедельных выпусках начата публикация неоконченной автобиографии Мой жизненный путь, а также Антропософских ведущих положений. В соавторстве с Итой Вегман: Основы для расширения искусства вра­чевания.

1924

Пик лекционной деятельности. Многочисленные докла­ды по различным направлениям. 28 сентября - послед­нее обращение к аудитории членов Антропософского Общества. Начало заболевания.

1925

30 марта Рудольф Штейнер скончался в Дорнахе.


Приложение 2


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА

 

Полное собрание сочинений Р. Штейнера издается с 1956г. па немецком языке в Дорнахе (Швейцария). Издание осуществляет "Управление насле­дием Рудольфа Штейнера" ("Rudolf Steiner - Nachlassverwaltung"). Всего запланировано 354 тома, более 300 томов уже издано.

Около 50 томов составляют написанные Р. Штейнером труды. Около 300 томов - стенограммы прочитанных лекций. Р. Штейнер прочитал около у, шести тысяч лекций, большая часть которых была стенографирована.

Приводимый далее библиографический обзор соответствует каталогу "Rudolf Steiner - Das literarische und künstlerische Werk. Eine bibliographische Ubersicht", Rudolf Steiner Verlag, Dornach/Schweiz, 1984. В скобках кур­сивом приводятся номера томов, как они даны в этом издании. Такая ну­мерация является настоящее время общепринятой. В разделе Книги для каждой работы указан год ее первой публикации.


А. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

I. Книги

Естественнонаучные труды Гете с введениями и комментариями Рудольфа Штейнера, 5 томов, 1883/97, новое издание 1975, (1a-e); отдельное издание Введений, 1925 (1)

Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете, 1886 (2)

Истина и наука, 1892 (3)

Философия свободы, 1894 (4)

Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895 (5)

Мировоззрение Гете, 1897 (6)

Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение современным мировоззрениям, 1901 (7)

Христианство как мистический факт и мистерии древности, 1902 (8)

Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение чело­века, 1904 (9) (На русском языке эта книга выходила также под названием "Духоведение")

Как достигнуть познания высших миров? 1904/05 (10)

Из летописи мира, 1904/08 (11)

Ступени высшего познания, 1905/08 (12)

Очерк Тайноведения, 1910 (13)

Четыре Драмы-Мистерии, 1910/13 (l4)

Духовное водительство человека и человечества, 1911 (15)

Антропософский календарь души, 1912 (40)

Путь к самопознанию человека, 1912 (16)

Порог духовного мира, 1913 (17)

Загадки философии, 1914 (18)

О загадке человека, 1916 (20)

О загадках души, 1917 (21)

Духовный облик Гете в его "Фаусте" и "Сказке о Змее и Лилии", 1918 (22)

Основные черты социального вопроса, 1919 (23)

Статьи о трехчленности социального организма, 1915-1921 (21)

Космология, религия и философия, 1922 (25)

Антропософские руководящие положения, 1924/25 (26)

Основы для расширения искусства врачевания (совместно с Итой Вегман), 1925 (27)

Мой жизненный путь, 1923/25 (28)

 

II. Собрание статей

Статьи по драматургии 1889-1901 (29)

Методические основы Антропософии 1884-1901 (30)

Статьи по истории культуры и современности 1887-1901 (31)

Статьи по литературе 1886-1902 (32)

Биографии и биографические очерки 1894-1905 (S3)

Статьи в журнале "Lucifer-Gnosis" 1903-1908 (34)

Статьи по философии и антропософии 1904-1918 (35)

Статьи в журнале "Das Goetheanum" 1921-1925 (36)

III. Публикации из наследия

Письма — Изречения — Наброски сценических работ — Записные  книжки,  и др. (38-47)

B. ЛЕКЦИИ

I. Открытые лекции

Берлинские лекции 1903/04-1917/18 (51-67)

Открытые лекции, циклы и курсы в разных городах Европы 1906-1924 (68-84)

II. Лекции для членов Антропософского Общества

Лекции и циклы лекций обще антропософского содержания - Христология и рассмотрение Евангелий - Духовно-научное познание человека - Космическая и человеческая история - Духовные основы социального во­проса - Человек в своей связи с космосом - Кармические рассмотрения. (91-244)

Труды и лекции к истории антропософского движения и Антропософского Общества (251-263)

III. Лекции и курсы по отдельным областям

Лекции по искусству: Эстетика – Эвритмия - Рецитация (Sprachgestaltung) и драматическое искусство - Архитектура - Изобразительное искусство - Музыка - История искусств (271-292)

Лекции по педагогике (293-311)

Лекции по медицине (312-319)

Лекции по естествознанию (320-327)

Лекции, посвященные общественной жизни и трехчленности социального организма (328-341)

Лекции для рабочих, работавших на строительстве здания Гетеанума (347-354)


С. РЕПРОДУКЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ

ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ


Эскизы для живописных, пластических, архитектурных работ в первом Гетеануме -Учебные эскизы для художников - Эскизы оформления эвритмических постановок - Эвритмические формы - Наброски для эвритмических фигур и др.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие. 6


Введение. 8

1 Предварительные замечания. 8

2 Основной теоретико-познавательный вопрос Канта. 9

3 Теория познания после Канта. 12

4 Исходные точки теории познания. 16

5 Познание и действительность. 20

6 Свободная от предпосылок теория познания и наукоучение Фихте. 23

7 Теорико-познавательное заключение. 29

8 Практическое заключеине. 30


Приложение 1 

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР (биографические данные) 31

Приложение 2 

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА.. 33



[1] Erfahrung und Denken.  Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie von Johannes Volkelt.  Hamburg und Leipzig 1886.

[2] В настоящем издании библиография опущена. Заинтересованных читателей мы отсылаем к русскому изданию 1913 г.  или к немецким изданиям этой книги. (Прим. ред.)

[3] Erfahrung  und  Denken.   Kritische  Grundlegung  der  Erkenntnistheorie   von   Johannes Volkelt. Hamburg und Leipzig 1886. P. 20

[4] Kritik der reinen Vemunft P. 61 ff. по нзданию Kirchmann'a, к каковому изданию надо относить и все другие обозначения страниц в цитатах из "Критики чистого разума" и "Пролегомен"

[5] Prolegomena, §5.

[6] Kritik d. r. V. P. 53 f.

[7] Dle Welt als Wahinehmung und Begriff P. 161 ff.

[8] Мы под этим подразумеваем, конечно, простую возможность мышления

[9] Analyse der Wirklichkeit. Gedanken und Thatsachen.

[10] Попытка, которая, однако, если не совершенно опровергнута, то все же сделана очень спорной возражениями Роберта Циммермана (Ueber Kants mathematisches Vorurtheil und dessen Fblgen).


[11] Р. 58.

[12] Cohen, Kant's Theorie der Erfahrung.  P.  90 ff.

[13] Stadler, Die Grundsätze der reinen Erkenntnisllieorie in der Kant'sclien Philosophic. P. 76 f

[14] Erfahrung  und  Denken. P. 21

[15] Zur Analysis der Wirklichkeit P. 211 ff

[16] Alfr. Hölder, Darstellung der Kantischen Erkenntnistheorie P. 14 f.

[17] Vierteljahrsschrift für wiss. Philosophie. P. 239. Jahrg. 1877.

[18] System der Logik 3. Aufl. P. 380 f.

[19] Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. P. 142-172

[20] Geschichte der neueren Philosophie V. B. P. 60. В отношении Куно Фишера Фолькельт ошибается, когда он (Kant's Erkenntnistheorie P. 198 f. Anmerkung) говорит: "Из изложения Куно Фишера не ясно, что, по его мнению, Кант пред­полагает: психологическую ли только фактичность всеобщих и необходимых суждений или одновременно и объективную их значимость и правомерность". Так как Фишер в приведенном месте говорит, что главную трудность "Критики чистого разума" надо искать в том, что ее "обоснования зависят от известных предпосылок, которые надо принять, чтобы признать последующее". Эти предпо­сылки являются и для Фишера обстоятельством, почему "сначала" должен быть установлен "факт познания" и затем при помощи анализа должны быть найдены способности познания, "из которых объясняется самый факт познания".

[21] Обращаемся ли мы точно таким же образом с нашими собственными теоретико-познавательными соображениями, мы показываем в главе "Исходные точки теории познания".

[22] Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. Vorrede. P. X.

[23] Otto Liebmann, Zur Analysis der Wirklichkeit. Strassb. 1876. P. 28 ff.

[24] Volkelt, Kant's Erkenntnistheorie. §1

[25] A Dorner, Das menschliche Erkennen. Berlin 1887

[26] Kirchmann, Die Lehre vom Wissen, Berlin 1768.

[27] Die Grundfragen der Erkenntnistheorie. Mainz 1887 P. 5. 385.

[28] Goring, System der Kritischen Philosophic. I. Theil. P. 257.


[29] Das Grundproblem der Ericeniitnisthcorie P. 37.

[30] Philosoph. Monatshefte XXVI Bd. P. 390. Heidelberg 1890.

[31] Отделение индивидуальных частностей из совершенно слитно данного образа мира есть уже акт мыслительной деятельности

[32] Das Grundproblem der Erkennfcnistheorie. P.I.

[33] Под понятием я разумею правило, по которому соединяются в единство бессвязные элементы восприятия. Например, причинность есть понятие. Идея есть только понятие с большим содержанием. Организм, взятый совершенно аб­страктно, есть идея.


[34] Едва ли нужно говорить, что мы с обозначением "центр" вовсе не хотим со­единять какого-нибудь теоретического взгляда на природу сознания, но мы упо­требляем его только, как стилистическое сокращение для общей физиономии сознания

[35] Fichtes Sämtl. Werke I. P. 71 f.

[36] S. W. I. P. 97

[37] S. W. I. P. 91

[38] S. W. I. P. 178

[39] Geschichte der Philosophic. Р. 605.

[40] S. W. I. P. 94

[41] S. W. I. P. 98

[42] S. W. I. P. 422

[43] Nachgelassene Werke I. P. 4.

[44] Nachgelassene Werke I. P. 16

[45] Смотри А. Е. Biedermaim, Christliche Dogmatik, 2Aufl. Berlin 1884/5. Теоретико-познавательные исследования в I томе. Исчерпывающее разъяснение об этой точке зрения дал Эдуард фон Гартман (смотри "Kritische Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart" P.200 ff)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.