Рудольф Штейнер "Истина и наука"
Не вся человеческая деятельность
носит этот характер: Во многих случаях мы обладаем законами нашей деятельности
не как знанием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как
противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами.
Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей,
можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же
с характером второй есть задача всякого индивидуального развития, как и всего
человечества.
Самая важная проблема всякого человеческого мышления следующая: понять
человека как основанную на себе самой свободную личность.
Приложение 1
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
(биографические данные)
1861
|
25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче,
Австро-Венгрия (ныне - Югославия), в семье железнодорожного служащего. Его
родители происхождением из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа
Штейнера прошли в различных местах Австрии.
|
1872
|
Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до выпускного
экзамена в 1879 г.
|
1879
|
Поступление в Венский Политехнический институт (изучение
математики, естественных наук, а также литературы, истории, философии).
Работа над трудами Гете.
|
1882
|
Начало писательской деятельности.
|
1882-1897
|
Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии
"Немецкая национальная литература" (издатель Крюшнер).
|
1884-1890
|
Работает как частный учитель в Вене.
|
1886
|
Работает в числе сотрудников большого собрания сочинений
Гете ("Издание Софии"). Опубликован Очерк теории познания,
основанной на мировоззрении Гете.
|
1888
|
Издает "Немецкий еженедельник" в Вене. Делает
доклад в Венском Обществе Гете: "Гете как родоначальник новой
эстетики".
|
1890-1897
|
Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.
|
1891
|
Защита докторской диссертации по философии в университете
в Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под
названием Истина и наука).
|
1894
|
Философия свободы.
|
1895
|
Фридрих Ницше, борец против своего времени.
|
1897
|
Мировоззрение Гете. Переезд в
Берлин. Издание "Литературного журнала" и "Драматического
листка".
Участие в работе различных творческих и литературных обществ.
|
1899-1904
|
Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В.
Либкнехта.
|
1900-191
|
Миро - и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга издана в расширенном виде как Загадки
философии). Начало антропософской лекционной деятельности по приглашению
Теософского Общества в Берлине. Мистика на заре духовной жизни Нового
времени.
|
1902-1912
|
Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в
разных городах Европы. Мария фон Сиверс (с 1914 - Мария Штейнер) становится
постоянным сотрудником Рудольфа Штейнера.
|
1902
|
Христианство как мистический факт и мистерии
древности.
|
1904-1905
|
Теософия. Как достигнуть познания высших миров? Из
летописи мира, Ступени высшего познания.
|
1910
|
Очерк тайноведения.
|
1910-1913
|
В Мюнхене - постановка четырех драм-мистерий.
|
1911
|
Духовное водительство человека и человечества.
|
1912
|
Антропософский календарь души: недельные изречения,
Путь самопознания человека.
|
1913
|
Отделение от Теософского Общества и основание Антропософского
Общества. Порог духовного мира.
|
1913-1923
|
Строительство здания первого Гетеанума в Дорнахе
(Швейцария).
|
1914-1923
|
Работа в Дорнахе и Берлине. Курсы в разных городах Европы
по искусству, педагогике, естествознанию, социальным вопросам, медицине,
теологии. В 1912 г. создано новое искусство движения - эвритмия.
|
1914
|
Загадки философии.
|
1916-1918
|
О загадке человека, О загадках души, Духовный облик
Гете
|
1919
|
Разработка идей о трехчленности социального организма. Основные
черты социального вопроса. Осенью в Штуттгарте основана Свободная
вальдорфская школа, которой Р. Штейнер руководил до своих последних дней.
|
1920
|
Начало первых курсов Антропософской Высшей школы в еще
недостроенном Гетеануме.
|
1921
|
Основание еженедельника "Das Goetheanum".
|
1922
|
Космология, религия и философия. В Новогоднюю ночь 1922/23 гг. деревянное здание первого Гетеанума
полностью сгорело при пожаре.
|
1923
|
Непрерывная лекционная деятельность, в разъездах. На
Рождество 1923 г. - новооснование Всеобщего Антропософского Общества под
руководством Р. Штейнера.
|
1923-1925
|
В еженедельных выпусках начата публикация неоконченной
автобиографии Мой жизненный путь, а также Антропософских ведущих
положений. В соавторстве с Итой Вегман: Основы для расширения
искусства врачевания.
|
1924
|
Пик лекционной деятельности. Многочисленные доклады по
различным направлениям. 28 сентября - последнее обращение к аудитории членов
Антропософского Общества. Начало заболевания.
|
1925
|
30 марта Рудольф Штейнер скончался в
Дорнахе.
|
Приложение
2
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Полное собрание сочинений Р. Штейнера издается с 1956г. па
немецком языке в Дорнахе (Швейцария). Издание осуществляет "Управление
наследием Рудольфа Штейнера" ("Rudolf Steiner -
Nachlassverwaltung"). Всего запланировано 354 тома,
более 300 томов уже издано.
Около 50 томов составляют написанные Р. Штейнером труды.
Около 300 томов - стенограммы прочитанных лекций. Р. Штейнер прочитал около у,
шести тысяч лекций, большая часть которых была стенографирована.
Приводимый далее библиографический обзор соответствует каталогу "Rudolf
Steiner - Das literarische und künstlerische
Werk. Eine bibliographische Ubersicht", Rudolf
Steiner Verlag, Dornach/Schweiz, 1984. В скобках курсивом
приводятся номера томов, как они даны в этом издании. Такая нумерация является
настоящее время общепринятой. В разделе Книги для каждой работы указан
год ее первой публикации.
А. ЛИТЕРАТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ
I. Книги
Естественнонаучные труды Гете с введениями и комментариями Рудольфа
Штейнера, 5 томов, 1883/97, новое издание 1975, (1a-e); отдельное
издание Введений, 1925 (1)
Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете, 1886 (2)
Истина и наука, 1892 (3)
Философия свободы, 1894 (4)
Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895 (5)
Мировоззрение Гете, 1897 (6)
Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение
современным мировоззрениям, 1901 (7)
Христианство как мистический факт и мистерии древности, 1902 (8)
Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека,
1904 (9) (На русском языке эта книга выходила также под названием
"Духоведение")
Как достигнуть познания высших миров? 1904/05 (10)
Из летописи мира, 1904/08 (11)
Ступени высшего познания, 1905/08 (12)
Очерк Тайноведения, 1910 (13)
Четыре Драмы-Мистерии, 1910/13 (l4)
Духовное водительство человека и человечества, 1911 (15)
Антропософский календарь души, 1912 (40)
Путь к самопознанию человека, 1912 (16)
Порог духовного мира, 1913 (17)
Загадки философии, 1914 (18)
О загадке человека, 1916 (20)
О загадках души, 1917 (21)
Духовный облик Гете в его "Фаусте" и "Сказке о Змее и
Лилии", 1918 (22)
Основные черты социального вопроса, 1919 (23)
Статьи о трехчленности социального организма, 1915-1921 (21)
Космология, религия и философия, 1922 (25)
Антропософские руководящие положения, 1924/25 (26)
Основы для расширения искусства врачевания (совместно с Итой Вегман),
1925 (27)
Мой жизненный путь, 1923/25 (28)
II. Собрание статей
Статьи по драматургии 1889-1901 (29)
Методические основы Антропософии 1884-1901 (30)
Статьи по истории культуры и современности 1887-1901 (31)
Статьи по литературе 1886-1902 (32)
Биографии и биографические очерки 1894-1905 (S3)
Статьи в журнале "Lucifer-Gnosis" 1903-1908 (34)
Статьи по философии и антропософии 1904-1918 (35)
Статьи в журнале "Das
Goetheanum" 1921-1925 (36)
III. Публикации из наследия
Письма — Изречения — Наброски сценических работ — Записные книжки, и
др. (38-47)
B. ЛЕКЦИИ
I. Открытые лекции
Берлинские лекции 1903/04-1917/18 (51-67)
Открытые лекции, циклы и курсы в разных городах Европы 1906-1924 (68-84)
II. Лекции для членов Антропософского
Общества
Лекции и циклы лекций обще антропософского содержания - Христология и
рассмотрение Евангелий - Духовно-научное познание человека - Космическая и
человеческая история - Духовные основы социального вопроса - Человек в своей
связи с космосом - Кармические рассмотрения. (91-244)
Труды и лекции к истории антропософского движения и Антропософского
Общества (251-263)
III. Лекции и курсы по отдельным областям
Лекции по искусству: Эстетика – Эвритмия - Рецитация (Sprachgestaltung) и драматическое искусство - Архитектура - Изобразительное искусство -
Музыка - История искусств (271-292)
Лекции по педагогике (293-311)
Лекции по медицине (312-319)
Лекции по естествознанию (320-327)
Лекции, посвященные общественной жизни и трехчленности социального
организма (328-341)
Лекции для рабочих, работавших на строительстве здания Гетеанума (347-354)
Эскизы для живописных, пластических, архитектурных работ в первом
Гетеануме -Учебные эскизы для художников - Эскизы оформления эвритмических постановок
- Эвритмические формы - Наброски для эвритмических фигур и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 6
Введение. 8
1 Предварительные
замечания. 8
2 Основной теоретико-познавательный вопрос
Канта. 9
3
Теория познания после Канта. 12
4 Исходные точки теории познания. 16
5
Познание и действительность. 20
6 Свободная от предпосылок теория познания и
наукоучение Фихте. 23
7
Теорико-познавательное заключение. 29
8 Практическое заключеине. 30
Приложение 1
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР (биографические данные) 31
Приложение 2
ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА.. 33
[1]
Erfahrung und Denken. Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie von Johannes
Volkelt. Hamburg und Leipzig 1886.
[2] В настоящем издании библиография опущена. Заинтересованных читателей
мы отсылаем к русскому изданию 1913 г. или к немецким изданиям этой книги. (Прим.
ред.)
[3]
Erfahrung und Denken. Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie
von Johannes Volkelt. Hamburg und Leipzig 1886. P. 20
[4]
Kritik der reinen Vemunft P. 61 ff. по нзданию Kirchmann'a, к
каковому изданию надо относить и все другие обозначения страниц в цитатах из
"Критики чистого разума" и "Пролегомен"
[5]
Prolegomena, §5.
[6]
Kritik d. r. V. P. 53 f.
[7]
Dle Welt als Wahinehmung und Begriff P. 161 ff.
[8] Мы под этим подразумеваем, конечно, простую возможность мышления
[9] Analyse der Wirklichkeit. Gedanken und Thatsachen.
[10] Попытка, которая, однако, если не совершенно
опровергнута, то все же сделана очень спорной возражениями Роберта Циммермана (Ueber Kants mathematisches Vorurtheil und dessen Fblgen).
[11]
Р. 58.
[12]
Cohen, Kant's Theorie der Erfahrung. P. 90 ff.
[13] Stadler, Die Grundsätze der reinen
Erkenntnisllieorie in der Kant'sclien Philosophic. P. 76 f
[14] Erfahrung und Denken. P. 21
[15]
Zur Analysis der Wirklichkeit P. 211 ff
[16]
Alfr. Hölder, Darstellung der Kantischen Erkenntnistheorie P. 14 f.
[17] Vierteljahrsschrift für wiss. Philosophie. P.
239. Jahrg. 1877.
[18]
System der Logik 3. Aufl. P. 380 f.
[19]
Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. P. 142-172
[20]
Geschichte der neueren Philosophie V. B. P. 60. В отношении Куно
Фишера Фолькельт ошибается, когда он (Kant's Erkenntnistheorie
P. 198 f. Anmerkung)
говорит: "Из изложения Куно Фишера не ясно, что, по его мнению, Кант предполагает:
психологическую ли только фактичность всеобщих и необходимых суждений или
одновременно и объективную их значимость и правомерность". Так как Фишер в
приведенном месте говорит, что главную трудность "Критики чистого
разума" надо искать в том, что ее "обоснования зависят от известных
предпосылок, которые надо принять, чтобы признать последующее". Эти предпосылки
являются и для Фишера обстоятельством, почему "сначала" должен быть
установлен "факт познания" и затем при помощи анализа должны быть
найдены способности познания, "из которых объясняется самый факт
познания".
[21] Обращаемся ли мы точно таким же образом с нашими
собственными теоретико-познавательными соображениями, мы показываем в главе
"Исходные точки теории познания".
[22]
Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. Vorrede. P. X.
[23]
Otto Liebmann, Zur Analysis der Wirklichkeit. Strassb. 1876. P. 28 ff.
[24]
Volkelt, Kant's Erkenntnistheorie. §1
[25]
A Dorner, Das menschliche Erkennen. Berlin 1887
[26]
Kirchmann, Die Lehre vom Wissen, Berlin 1768.
[27] Die Grundfragen der Erkenntnistheorie. Mainz 1887 P.
5. 385.
[28] Goring, System der Kritischen Philosophic. I. Theil.
P. 257.
[29]
Das Grundproblem der Ericeniitnisthcorie P. 37.
[30]
Philosoph. Monatshefte XXVI Bd. P. 390. Heidelberg 1890.
[31] Отделение индивидуальных частностей из совершенно слитно данного
образа мира есть уже акт мыслительной деятельности
[32]
Das Grundproblem der Erkennfcnistheorie. P.I.
[33] Под понятием я разумею правило, по которому
соединяются в единство бессвязные элементы восприятия. Например, причинность
есть понятие. Идея есть только понятие с большим содержанием. Организм, взятый
совершенно абстрактно, есть идея.
[34] Едва ли нужно говорить, что мы с обозначением "центр" вовсе
не хотим соединять какого-нибудь теоретического взгляда на природу сознания,
но мы употребляем его только, как стилистическое сокращение для общей
физиономии сознания
[35]
Fichtes Sämtl. Werke I. P. 71 f.
[36]
S. W. I. P. 97
[37]
S. W. I. P. 91
[38]
S. W. I. P. 178
[39]
Geschichte der Philosophic. Р. 605.
[40]
S. W. I. P. 94
[41]
S. W. I. P. 98
[42]
S. W. I. P. 422
[43]
Nachgelassene Werke I. P. 4.
[44]
Nachgelassene Werke I. P. 16
[45]
Смотри А. Е. Biedermaim, Christliche Dogmatik, 2Aufl. Berlin
1884/5. Теоретико-познавательные исследования в I томе. Исчерпывающее
разъяснение об этой точке зрения дал Эдуард фон Гартман (смотри "Kritische
Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart" P.200 ff)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|