рефераты скачать

МЕНЮ


Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому

| |культурно-историческим типам. |одновременного сравнения |

| |Поэтому, собственно говоря, только |государств и регионов, с |

| |внутри одного и того же типа, или, |целью выявления общих, |

| |как говориться, цивилизации – и |характерных для данного |

| |можно отличать те формы |периода, тенденций и |

| |исторического движения, которые |особенностей развития. |

| |обозначаются словами ,,древняя”, |Сопоставляются не |

| |,,средняя” и ,,новая” история. Это |одинаковые, а различные |

|Новая |деление есть только подчиненное. |ступени |

|естественн| | |

|ая | | |

|группировк|Главное же должно состоять в |развития народов, ибо |

|а |отличении культурно-исторических |зарождаются, расцветают и |

|историческ|типов; так сказать самостоятельных |дряхлеют они не |

|их |своеобразных планов религиозного, |одновременно, и и делается|

|явлений. |социального, бытового, |не имеющий ничего общего с|

|Понятие |промышленного, политического, |реальностью вывод о |

|культурно-|научного, художественного, одним |превосходстве одних |

|историческ|словом, исторического развития. |народов и неразвитости |

|их типов. |Рассматривая историю отдельного |других. Традиционное |

| |культурного типа, мы точно и |деление истории на периоды|

| |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное |

| |этого развития, - можем сказать: |смешение ступеней и типов |

| |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того, |

| |юность, его зрелый возраст, здесь |чтобы проводить параллели |

| |начинается его старость, здесь его |между народами, для |

| |дряхлость, - или, что тоже самое, |которых одна и та же эпоха|

| |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное |

| |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только|

| |т. п…Но что можно сказать о ходе |начинают формироваться, |

| |развития человечества вообще и как |другие же, увенчанные |

| |определить возраст всемирной |плодами тысячелетнего |

| |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают |

| |жизнь таких-то народов, такую-то |свой жизненный цикл, - |

| |группу исторических явлений – к |гораздо целесообразнее |

| |древней, средней или новой истории, |было бы выделять |

| |то есть к детству, юношеству, |реальности |

| |возмужалости или старости |культурно-исторических |

| |человечества?.. |типов. |

| | | |

| |Итак, естественная система истории | |

| |должна заключаться в различении | |

| |культурно-исторических типов | |

| |развития как главного основания её | |

| |делений от степеней их развития, по | |

| |которым только эти типы (а не | |

| |совокупность исторических явлений) | |

| |могут подразделяться. | |

| | | |

|Перечисле-|1)египетский, 2)китайский, |Как отмечено выше, |

|ние |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с |

|культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования |

|историческ|4)индийский, 5)иранский, |,,естественной систе-мы |

|их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив |

|хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием|

|е-ском |10)романо-германский или |её периодизации деление на|

|порядке. |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые |

| |ещё: мексиканский и перуанский, |национально-государственны|

| |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или |

| |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические |

| |Только народы, составлявшие эти |типы, с присущими им |

| |культурно-исторические типы, были |специфическими чертами в |

| |положительными деятелями в истории |художественно-эстетической|

| |человечества; каждый развивал |, нравственной, |

| |самостоятельным путем начало, |религиозной, |

| |заключавшееся как в особенностях его|экономической, |

| |духовной природы, так и в особенных |социально-политической |

| |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он |

| |был поставлен, и этим вносил свой |интерпретировал как |

| |вклад в общую сокровищницу. |циклический процесс |

| | |возникновения, расцвета и |

| | |упадка поочерёдно |

| | |сменяющих друг друга |

| | |разнообразных национальных|

| | |культур. Таким образом, |

| | |история становилась |

| | |чередованием локальных, |

| | |мало связанных друг с |

| | |другом |

| | |культурно-исторических |

| | |типов. |

| | | |

|Пять |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип |

|законов |народов характерезуемое отдельным |составляют племя или |

|развития |языком или группою языков, довольно |семейство народов, |

|типов. |близких между собою – для того, |ощущающих внутреннее |

| |чтобы сродство их ощущалось |родство и способных по |

| |непосредственно, без глубоких |своим задаткам к |

| |филологических изысканий, - |историческому развитию. |

| |составляет самобытный |Для возможности зарождения|

| |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной |

| |вообще по своим духовным задаткам |цивилизации народ и |

| |способно к историческому развитию и |входящие в его состав |

| |вышло уже из младенчества. |дробные национальные |

| |Закон 2. Дабы цивилизация, |единицы должны обладать |

| |свойственная самобытному |политической |

| |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни|

| |зародиться и развиваться, |одной цивилизации, которая|

| |необходимо, чтобы народы, к нему |бы зародилась и развилась |

| |принадлежащие, пользовались |без политической |

| |политической независимостью. |самостоятельности, хотя, |

| |Закон 3. Начала цивилизации одного |достигнув уже известной |

| |культурно-исторического типа не |силы, цивилизация может |

| |передаются народам другого типа. |ещё некоторое время |

| |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после |

| |при большем или меньшем влиянии |потери независимости, что |

| |чуждых ему предшествовавших или |можно наблюдать на примере|

| |современных цивилизаций. |Греков. Каждый |

| |Закон 4. Цивилизация, свойственная |культурно-исторический тип|

| |каждому культурно-историческому |вырабатывает |

| |типу, только тогда достигает |самостоятельные и не |

| |полноты, разнообразия и богатства, |передаваемые другим начала|

| |когда разнообразны этнографические |цивилизации. Идея |

| |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и |

| |они, не будучи поглощены одним |непередоваемости начал |

| |политическим целым, пользуясь |одних типов другим |

| |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной |

| |или политические систему государств.|в связи с признанием, что |

| | |большинство цивилизаций, |

| |Закон 5. Ход развития |за исключением Индии и |

| |культурно-исторических типов всего |Китая, были |

| |ближе уподобляется тем многолетним |преемственными. |

| |одноплодным растениям, у которых |Культурно-исторические |

| |период роста бывает неопределенно |типы в своём развитии |

| |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии, |

| |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному |

| |и истощает раз и навсегда их |циклу организма, - рост, |

| |жизненную силу. |цветение и увядание: |

| | |,,Народы… рождаются, |

| | |достигают различных |

| | |степеней развития, |

| | |стареют, дряхлеют и |

| | |умирают”. |

|Возможност|Передать цивилизацию какому-либо |Данилевский выдвигает |

|ь передачи|народу, очевидно, значит заставить |исключи-тельно высокие |

|цивилизаци|этот народ до того усвоить себе все |требования наро-ду, |

|и |культурные элементы (религиозные, |вознамерившемуся влиять на|

| |бытовые, социальные, политические, |развитие других |

| |научные и художественные), чтобы он |народов.Если взаимодейтвие|

| |совершенно проникнулся ими и мог |не взаимовыгодно, если |

| |продолжать действовать в духе |преимуществами его |

| |передавшего их, с некоторым, по |пользуется лишь одна |

| |крайней мере, успехом, так чтобы |сторона, если не созданы |

| |хотя отчасти стать в уровень с |предпосылки для того, |

| |передавшим, быть его соперником и |чтобы слабый народ мог в |

| |вместе пролжателем его направления. |дальнейшем превзойти |

| | |своего ,,покровителя”, то |

| | |оно не имеет права на |

| | |существование и должно |

| | |быть перкращено. |

|Пересадка |Самый простейший способ |Этот способ состоит в |

|цивилизаци|распространения есть пересадка с |изгнании культуры с |

|и |одного места на другое посредством |занимаемой ею территории. |

| |колонизации… точно так, как, |Например, индейские |

| |например, в интересах земледелия |племена Северной Америки |

| |весьма было бы желательно, чтобы |были вытеснены европейцами|

| |никаких сорных трав на свете не |с их родных земель и |

| |было; и пожалуй, как позволительно |загнаны в резервации, где |

| |заемледельцу всеми мерами их |индейская культура увяла и|

| |уничтожать, так было бы |разложилась. |

| |позволительно распространителям |Данная форма влияния |

| |единой общечеловеческой цивилизации |является политической или |

| |– уничтожать прочие народы, служащие|религиозной экспансией |

| |более или менее тому препятствием. |развитых государств. Она |

| | |предполагает повсеместное |

| | |распространение |

| | |единственной формы |

| | |цивилизации любыми |

| | |средствами и методами, |

| | |вплоть до признания |

| | |целесообразности |

| | |уничтожения мешающих |

| | |данному процессу народов, |

| | |или превращения их в |

| | |служащий чужим целям, не |

| | |способный к сопротивлению |

| | |этнографический материал. |

|Прививка |Другая форма распространения |Второй тип взаимодействия |

|цивилизаци|цивилизации есть привика и это и |означает таким образом, |

|и |разумеют под передачею |что зрелые плоды культуры |

| |цивилизации…Надо быть глубоко |– учреждения , формы быта |

| |убежденным в негодности самого |и искусства переносятся на|

| |дерева, чтобы решиться на подобную |почву другой, менее зрелой|

| |операцию…Как бы то ни было, прививка|культуры. Если такая |

| |не приносит пользы тому, к чему |прививка и приносит плоды,|

| |прививается, ни в физиологическом, |то за счет прекращения |

|Реформы |ни в культурно-историческом смысле. |роста самобытных начал той|

|Петра |Он ... захотел во что бы то ни стало|культуры, которая |

|Первого. |сделать Россию Европой. Видя плоды, |становится средством для |

| |которые приносило европейское |усиленного развития |

| |дерево, он заключил о превосходстве |насаждаемой цивилизации. |

| |самого растения, их приносившего, | |

| |над русским, ещё бесплодным, дичком,| |

| |... , не подумав, что для дичка ещё | |

|Значение |не пришло время плодоносить… |Пётр, ясно сознавая |

|реформ | |необходи-мость укрепления |

|Петра. |После Петра наступили царствования, |России для отражения |

| |в которых правящие государством лица|неизбежного давления со |

| |относились к России уже не с |стороны предприимчивой и |

| |двойственным характером ненависти и |честолюбивой Европы, |

| |любви, а с одною лишь ненавистью, с |захотел привить |

| |одним презрением, которым так богато|европейские начала |

| |одарены немцы ко всему славянскому, |,,русскому дичку”. Но |

| |в особенности ко всему русскому. |операция не удалась. Дичок|

| | |не захотел стать |

| | |питательной основой для |

| | |чуждой культуры и |

| | |продолжает давать свои |

| | |собственные цветы и плоды.|

| | |Но его организм испытал |

| | |глубокое потрясение. |

| | |Болезнь подражатель-ности,|

| | |заискивания перед Европой |

| | |до сих пор обессиливает |

| | |Россию. |

| | |Изменение обычаев, без |

| | |которого можно было бы |

| | |обойтись, зашло слишком |

| | |далеко и проявилось в |

| | |насаждении иностранных |

| | |форм управления, |

| | |действующих вразлад с |

| | |характером русского |

| | |человека. |

|Почвенное |Наконец, есть ещё способ воздействия|Данный способ не |

|удобрение |цивилизации на цивилизацию…Это |составляет бесполезного |

| |действие, которое мы уподобим |повторения старого, как |

| |влиянию почвенного удобрения на |это должно неминуемо |

| |растительный организм, или, что тоже|произойти там, где один |

| |самое, влиянию улучшенного питания |культурно-исторический тип|

| |на организм животный. За организмом |приносится в жертву |

| |оставляется его специфическая |другому посредством |

| |образовательная деятельность; только|прививки. Эта форма |

| |материал, из которого он должен |влияния связана с |

| |возводить своё органическое здание, |признанием права народа, |

| |доставляется в большем количестве и |рождающегося для |

| |в улучшенном качестве, и результаты |культурно-исторической |

| |выходят великолепные, всякий раз – |деятель-ности, на |

| |вносящие разнообразие в область |самобытное творчество и |

| |всечеловеческого развития…Народы |предполагает использование|

| |иного культурного типа могут и |и самостоятельную |

| |должны знакомится с результатами |переработку им результатов|

| |чужого опыта, принимая и прикладывая|предшествовавших |

| |к себе выводы и методы положительной|цивилизаций, особенно в |

| |науки, технические приёмы и |плане усовершенствования |

| |усовершенствования искусств и |промышлен-ности и |

| |промышленоости…всё остальное, в |заимствования дости-жений |

| |особен-ности относящееся до познания|науки.При таком свободном |

| |человека и общества вовсе не может |отношениии народов одного |

| |быть предметом заимствования, а |типа к результатам |

| |может быть только принимаемо к |деятельности другого, |

| |сведению – как один из элементов |когда первый сохраняет |

| |сравнения. |свое политическое и |

| | |общественное устройство, |

| | |быт, нравы, религи-озные |

| | |воззрения, одним словом, |

| | |свою самобытность, |

| | |возможно наиболее |

| | |плодотворное воздейст-вие |

| | |завершенной или более |

| | |развитой цивилизации на |

| | |вновь возникающую. |

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.